Dungeons & Dragons
Dungeons & Dragons | |
---|---|
Игроков | 2+ (один ведущий и минимум один игрок) |
Возраст | 12+ |
Подготовка к игре | от 15 мин |
Длительность партии | различная (от 1 часа) |
Сложность правил | высокая |
Уровень стратегии | средний |
Влияние случайности | да (бросание игральных костей) |
Развивает навыки | стратегическое мышление, фантазия, ролевая игра, импровизация |
Похожие игры | GURPS, Pathfinder Roleplaying Game |
Dungeons & Dragons (D&D, DnD; Подземелья и драконы) — настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном[англ.][1]. Впервые была издана в 1974 году компанией «Tactical Studies Rules, Inc.» (TSR). С 1997 года издаётся компанией «Wizards of the Coast» (WotC).
Создание
Изначально Dungeons & Dragons представляла собой дополнение к настольному варгейму «Chainmail». Основным отличием являлось введение в игру различных фантастических существ и волшебных предметов. Впоследствии под управлением игроков оказались не военные отряды, а отдельные персонажи, действие игр было перенесено в подземелья. Ведущий (Dungeon Master) является арбитром и рассказчиком. Игроки создают группу из нескольких персонажей, которая взаимодействует с окружающим миром, разрешает различные конфликты, участвует в сражениях и получает награды.
Ранний успех Dungeons & Dragons привёл к распространению схожих игровых систем. В 1977 году система была разделена на две ветви: более простая в освоении Dungeons & Dragons (D&D) и более структурированная Advanced Dungeons & Dragons (AD&D). В 1989 году было опубликовано второе издание AD&D. В 2000 году первоначальная серия игр D&D была прервана, изданная третья редакция AD&D с новой системой была переименована в D&D, которая легла в основу d20 System. В 2008 году была опубликована четвёртая редакция, а в 2014 — пятая. Кроме того, со второй половины 2000-х годов вокруг игры возникло так называемое «Возрождение старой школы», которое стало в итоге относительно значимым явлением в настольных ролевых играх.
Присутствие различных фантастических существ позволяет сравнивать Dungeons & Dragons с творчеством Дж. Р. Р. Толкина, хотя Гайгэкс утверждал, что влияние романа «Властелин колец» было незначительным, а использование его элементов — всего лишь маркетинговым ходом. Впоследствии на D&D оказало влияние творчество других писателей (например, Роберта Говарда, Эдгара Берроуза, Майкла Муркока, Роджера Желязны, Пола Андерсона).
Структура
В игре участвуют ведущий (так называемый «мастер») и несколько игроков, число которых варьируется в зависимости от редакции и пожеланий участников. Обычно один игрок руководит в игровом мире действиями одного персонажа. Мастер действует от лица всех неигровых персонажей, описывает окружающую среду и происходящие в ней события[2][3].
В течение игры каждый участник задаёт действия для своего персонажа, а результаты действий определяются мастером в соответствии с правилами. Случайные события моделируются броском кубика. Иногда решения мастера могут не соответствовать правилам. Это является Золотым правилом игры: «ДМ всегда прав», так называемым «мастерским произволом».
Традиционно руководство игры или свод правил включает в себя три книги: «Player’s Handbook», «Dungeon Master’s Guide» и «Monster Manual». Также существуют различные дополнения, которые мастер может использовать по своему усмотрению.
Иногда для игры используются различные карты, чтобы визуально изобразить ситуации в игре, также могут использоваться фигурки персонажей и их противников. Но основным, а иногда и единственным требованием для игры является наличие листов персонажей и набора кубиков — дайсов — игральных костей с заданным числом сторон (d4, d6, d8, d10, d12, d20, d100 (процентовый кубик)).
Редакции
Правила Dungeons & Dragons прошли через несколько редакций.
Оригинальная редакция и её версии
Оригинальные правила были опубликованы в 1974 и были дополнены в следующие два года. Официальные и популярные неофициальные дополнения публиковались в журналах The Strategic Review[англ.] и Dragon.
В 1977 TSR выпустила две новые версии: Advanced Dungeons & Dragons и Dungeons & Dragons.
Dungeons & Dragons был облегчённой (вводной) версией игры. В 1977 году Dungeons & Dragons Basic Set, также называемый Вторым изданием, был выпущен в боксовой версии. Это издание было исправлено в 1981, одновременно с выпуском Expert Set, дополняющего основные правила. Между 1983 и 1985 было выпущено Третье издание серией из пяти боксовых наборов: Basic Rules, Expert Rules, Companion Rules, Master Rules и Immortal Rules. В 1991 году правила Dungeons & Dragons были переизданы. Это издание включило в себя Dungeons & Dragons Game (вводные правила) и Dungeons & Dragons Rules Cyclopedia (руководство, включающее материал из Basic, Expert, Companion и Master Rules). В 1994 набор был переименован в Classic Dungeons & Dragons Game, а в 1999 переиздан в виде Dungeons & Dragons Adventure Game.
Advanced Dungeons & Dragons (AD&D) был более сложной версией игры. Между 1977 и 1979 были выпущены три крупные книги правил, называемые Основным руководством: Player’s Handbook (PHB), Dungeon Master’s Guide (DMG) и Monster Manual (MM).
2-я редакция
В 1989 году AD&D был переиздан (Вторая редакция). Правила снова были собраны в виде трёх книг. Они включали дополнения и исправления, которые были опубликованы в течение прошедшего десятилетия. Monster Manual был переделан в Monstrous Compendium, на основе которого в 1993 был сделан Monstrous Manual.
Вторая редакция была сильно переделана. Под влиянием общественности[4][5] были удалены такие классы, как assassin (убийца) и monk (монах). Демоны и дьяволы были сначала переименованы, а затем полностью удалены из игры, несмотря на протесты поклонников игры. Целевой возраст игры был снижен.
В 1995 Основное руководство было переиздано с небольшими дополнениями. Среди поклонников это переиздание получило название AD&D 2,5.
В 1997 компания TSR была куплена Wizards of the Coast. Новая компания немедленно начала разрабатывать новую версию игры.
3-я и 3,5 редакции
В 2000 Wizards of the Coast представила третье издание D&D, сильно отличающееся от предыдущих. Третья редакция правил была направлена на создание большой гибкости правил и стандартизации механики действий. Основа правил была вынесена в отдельную систему d20, доступную по Open Game License[англ.].
В 2003 было выпущено издание D&D 3.5. Оно включило множество незначительных изменений и расширений для Третьей редакции.
В августе 2006 правила D&D 3.5 были впервые официально изданы на русском языке владеющим в этот момент лицензией на издание D&D в России издательством АСТ (перевод под редакцией А. Ленского).
4-я редакция
В августе 2007 была анонсирована 4-я редакция, которая вышла в июне 2008 года. Предварительные материалы (книги Wizards Presents: Classes and Races и Wizards Presents: Worlds and Monsters) были выпущены в декабре 2007 и январе 2008.
Основными отличиями 4-й редакции являются:
- увеличение количества уровней класса с 20 до 30,
- значительное усиление влияния выбранной расы на возможности персонажа,
- изменение в списке доступных для игры рас,
- введение специализаций для воинов («быстрый» или «мощный» стиль боя),
- изменение существующей системы мировоззрения,
- новый базовый сеттинг (игровой мир)
5-я редакция
В июле 2014 была выпущена 5-я редакция. Упрощённые правила игры были опубликованы в бесплатном доступе на официальном сайте Wizards of the Coast[6]. В этой pdf-документации была вырезана большая часть классов, рас и предысторий, многие правила для ДМ и большинство монстров. Вместе с новой редакцией Wizards of the Coast анонсировала D&D Adventure League. 5-я редакция во многом «возвращала к корням» D&D, в частности, вернулась прежняя система мировоззрений.
В декабре 2018 года издательство Hobby World объявило, что выпустит Dungeons and Dragons 5 редакции на русском языке[7]. В июле 2019 года вышел Dungeons and Dragons Стартовый набор, в октябре — Книга Игрока и в декабре вышла Энциклопедия Чудовищ. В 2020 году издательство выпустило Руководство Мастера Подземелий. В 2021 издательство анонсировало выпуск приключения Врата Балдура: Нисхождение в Авернус[8] и книги Руководство Занатара по всему
Игра
Создание персонажей
Перед началом игры каждый игрок создаёт персонажа — своё воплощение в игровом мире. Для этого в первую очередь определяются его базовые параметры — сила, телосложение, ловкость, интеллект, мудрость и харизма. Классически — броском 3d6 (трёхкратным броском шестигранного кубика), что даёт разброс от 3 до 18, но обычно используется бросок 4d6, причём значение кости, на которой выпало наименьшее число, отбрасывается, а значения остальных складываются. Такой вариант также даёт распределение от 3 до 18, но более смещённое в сторону 18: вероятность появления минимума снижается в 6 раз, а вероятность появления максимума увеличивается в 2 раза. В 5 редакции основным методом определения характеристик является выбор из набора стандартных значений [15, 14, 13, 12, 10, 8]. Кроме этих двух, есть и другие альтернативные способы, описание которых дано в Книге игрока (Для версии 3.5 в книге Мастера (Dungeon Master’s Guide)). Затем игрок выбирает расу и класс своего персонажа. После этого игрок может выбрать навыки и умения, которыми персонаж будет обладать, а также обозначить его мировоззрение. Возможно также выбрать божество, которому персонаж поклоняется. Под конец игроку необходимо должным образом экипировать персонажа: доспехи и оружие для воина, свитки и магические вещи для волшебника, отмычки и прочие специальные инструменты для вора и так далее.
Также, по согласованию с мастером, игрок может составить квенту[9] — биографию персонажа, которая нужна, чтобы персонаж лучше вписывался в игровой мир.
В процессе игры персонаж может изменить свои параметры, улучшить их благодаря полученному опыту.
Процесс игры
В течение игры партия (игроки, действующие вместе) путешествует по миру и выполняют различные миссии и задания. В процессе путешествий персонажи по усмотрению ДМ’а получают опыт[10], который тем или иным способом способствует улучшению характеристик персонажа[11]. Также персонажи зарабатывают деньги и получают экипировку.
Игра может включать в себя множество более мелких игр, где персонажи переходят из одной в другую. Она может заканчиваться после выполнения определённой миссии, а может продолжаться бесконечно.
В целом, процесс игры по системе D&D не отличается от игр по другим настольным системам.
Приключения и кампании
Типичная игра Dungeons & Dragons состоит из "приключения", которое примерно эквивалентно одной истории[12]. DM может либо создать оригинальное приключение, либо следовать одному из многих готовых приключений (также называемыми «модули»), которые публикуются на протяжении всей истории Dungeons & Dragons. Опубликованные приключения обычно включают в себя историю, иллюстрации, карты и цели, которые требуется достичь игрокам. Некоторые из них включают описание местоположения и раздаточные материалы. Хотя небольшое приключение «Temple of the Frog» было включено в дополнение к правилам Блэкмура в 1975 году, первым самостоятельным модулем D&D, опубликованным TSR, был «Steading Of The Hill Giant Chief», написанный Gygax.
Связанная серия приключений обычно называется «кампания»[13]. Места, где происходят эти приключения, такие как город, страна, планета или вся вымышленная вселенная, называются «сеттингом кампании» или «миром»[14]. Сеттинги D&D основаны на различных жанрах фэнтези и имеют различные уровни и типы магии и технологий[15]. Помимо использования готовых сеттингов, DMs может разрабатывать свои собственные вымышленные миры для использования в качестве сеттинга кампании.
Миниатюры
Подобно своим предшественникам, Dungeons & Dragons использует миниатюры для отображения участников сражения. В первом издании требовалось наличие миниатюр настольного варгейма «Chainmail», однако в последующих редакциях роль миниатюр была снижена, благодаря возможности описывать ход сражения в устной форме[16][16].
В 1970-е годы многие компании начали использовать популярность Dungeons & Dragons и специализироваться на выпуске миниатюр. Официально этим занимались Grenadier Miniatures[англ.], Citadel Miniatures[англ.], Ral Partha[англ.] и TSR. Большинство миниатюр имело высоту 25 миллиметров.
Периодически Dungeons & Dragons возвращается к истокам и предлагает дополнительные правила для миниатюр.
Официальные сеттинги
Официальные сеттинги (игровые миры) Dungeons & Dragons:
- Greyhawk[англ.] — с рождения D&D, 1974; первая отдельная книга — 1975. В настоящее время официально поддерживается Wizards of the Coast. В этом сеттинге происходит действие компьютерной ролевой игры The Temple of Elemental Evil: A Classic Greyhawk Adventure.
- Mystara[англ.] — с конца 1970-х. Не поддерживается официально с 1999. Именно по этому миру был снят фильм «Подземелья и драконы» 2000 года. В состав сеттинга входят следующие подсеттинги:
- Blackmoor[англ.] — с рождения D&D, 1974; первая отдельная книга — 1979. Поддерживается компанией Zeitgeist Games.
- Hollow World[англ.] — c 1990. Не поддерживается официально с 1999.
- Red Steel[англ.] — с 1994. Не поддерживается официально с 1999.
- Ravenloft — с 1983. С 2002 до 2006 года поддерживался компанией Arthaus, в 2006 Wizards of the Coast отозвала лицензию.
- Dragonlance — с 1984. С 2002 до 2007 года поддерживался компанией Sovereign Press[англ.], весной 2007 Wizards of the Coast отозвала лицензию.
- Forgotten Realms — c 1987. В настоящее время официально поддерживается Wizards of the Coast. В этом сеттинге происходит действие таких компьютерных ролевых игр, как Baldur's Gate, Icewind Dale, Neverwinter Nights. В состав этого сеттинга входят подсеттинги (они не поддерживаются с 1999 года):
- Spelljammer — с 1989. Не поддерживается официально с 1999.
- Dark Sun — с 1990. Не поддерживается официально с 1999, официально переиздан для 4-й редакции D&D в 2010 году.
- Planescape — с 1994. Не поддерживается официально с 1999. В этом сеттинге происходит действие компьютерной ролевой игры Planescape: Torment.
- Birthright — с 1995. Не поддерживается официально с 1999.
- Eberron — с 2004. В настоящее время официально поддерживается Wizards of the Coast. В этом сеттинге происходит действие компьютерной MMORPG Dungeons & Dragons Online, стартовавшей в 2006 г.
Кроме того, для D&D были созданы официальные игровые сеттинги по лицензионным авторским мирам: Conan, Red Sonja и Lankhmar.
По состоянию на лето 2007 года активно поддерживаются разработчиками только сеттинги Forgotten Realms и Eberron. Сеттинг Greyhawk считается «базовым сеттингом» третьей редакции D&D: если D&D-книга не посвящена какому-либо определённому игровому миру, подразумевается, что описываемые в ней события, личности и предметы относятся к сеттингу Greyhawk.
В настоящее время Wizards of the Coast издаёт много романов по отдельным сеттингам D&D. Такие миры как Dragonlance и Forgotten Realms больше известны благодаря именно романам, а не принадлежности к игре.
Лицензирование
В начале истории игры TSR не предпринимал никаких действий против производства небольшими издателями материалов, совместимых с D&D, и даже лицензировал Гильдию судей для производства материалов D&D в течение нескольких лет, таких как «Город-государство Непобедимого Повелителя» (City State of the Invincible Overlord)[17]. Это отношение изменилось в середине 1980-х годов, когда TSR обратилась в суд с иском о запрете публикации совместимых материалов. Это возмутило многих поклонников и привело к возмущению со стороны других игровых компаний.[18] Хотя TSR предпринял судебные иски против нескольких издателей, пытаясь ограничить использование третьими лицами, он никогда не доводил дела до конца, вместо этого рассматривал дело вне суда в каждой инстанции[19]. Сам TSR столкнулся с законом об интеллектуальной собственности в нескольких случаях, в частности, после иска от Tolkien Enterprises в медиапродукции TSR исчезли упоминания о хоббитах и энтах.
С выпуском третьего издания Dungeons & Dragons компания Wizards of the Coast сделала систему d20 доступной по лицензии Open Game (OGL) и лицензии по торговой марке d20. По этим лицензиям авторы могли свободно использовать систему d20 при написании игр и игровых приложений[20]. Благодаря лицензии на торговые марки OGL и d20 появились новые игры, некоторые из которых основаны на лицензионных продуктах, таких как Star Wars, и новые версии и старых игр, таких как Call of Cthulhu.
С выпуском четвёртого издания Wizards of the Coast представила свою лицензию на игровую систему, которая представляет собой значительное ограничение по сравнению с очень открытыми политиками, воплощёнными в OGL. Частично в ответ на это некоторые издатели (такие как Paizo Publishing с их ролевой игрой Pathfinder), которые ранее производили материалы в поддержку линейки продуктов D&D, решили продолжить поддерживать правила третьего издания, тем самым непосредственно конкурируя с Wizards of the Coast. Другие, такие как Kenzer & Company, возвращаются к практике публикации нелицензионных приложений и утверждают, что закон об авторском праве не позволяет Wizards of the Coast ограничивать использование третьей стороной[21].
В течение 2000-х годов наблюдалась тенденция к возрождению и воссозданию более старых выпусков D&D, известных как «Возрождение старой школы». Castles & Crusades(2004), созданный Troll Lord Games, представляет собой переосмысление ранних выпусков путём оптимизации правил OGL[22]. Это, в свою очередь, вдохновило на создание «ретро-клонов» игр, которые более точно воссоздают исходные наборы правил, используя материал, помещённый под OGL, наряду с не защищёнными авторским правом механическими аспектами старых правил, чтобы создать новую презентацию игр.
Наряду с публикацией пятого издания Wizards of the Coast установил двусторонний подход к лицензированию. Суть правил пятого издания стала доступна в рамках OGL, а издателям и независимым создателям также была предоставлена возможность создавать лицензионные материалы непосредственно для Dungeons & Dragons и связанных с ними свойств, таких как Forgotten Realms, в рамках программы под названием «Гильдия DM» (DM’s Guild)[23]. Гильдия DM не функционирует в рамках OGL, но использует соглашение сообщества, направленное на содействие либеральному сотрудничеству между создателями контента[23].
Сопутствующие товары
Коммерческий успех D&D привёл к появлению многих других сопутствующих продуктов, включая журнал Dragon, журнал Dungeon, анимационный телесериал, сериал фильмов, официальный ролик, саундтрек к ролям, романы, а также многочисленные компьютерные и видеоигры . В магазинах хобби и игрушек продаются игры в кости, миниатюры, приключения и другие игровые пособия, связанные с D&D и его ответвлениями.
В культуре
Отсылки к игре многократно фигурируют в американском телесериале «Очень странные дела» начиная с первого эпизода первого сезона. Отмечалось, что наряду с изоляцией, вызыванной пандемией ковид-19, использование игры в сериале вызвало всплеск популярности к ней[24]. В рамках 5-го издания игры был выпущен стартовый набор по мотивам сериала[25].
Примечания
- ↑ The (Not-so) Secret Origin of D&D | Dungeons & Dragons . dnd.wizards.com. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 17 марта 2015 года.
- ↑ Williams, Hendricks & Winkler, 2006 «The Role-Playing Game and the Game of Role-Playing»
- ↑ Slavicsek, Baker; Dungeons & Dragons for Dummies p. 293
- ↑ Waldron; Role-Playing Games and the Christian Right
- ↑ McMartin Preschool: Anatomy of a Panic - Retro Report. Архивная копия от 2 февраля 2020 на Wayback Machine
- ↑ Basic Rules for Dungeons & Dragons | Dungeons & Dragons . Дата обращения: 27 августа 2014. Архивировано 21 августа 2014 года.
- ↑ Hobby World объявила, что выпустит Dungeons & Dragons 5ed на русском языке | Новости | Мир фантастики и фэнтези (21 декабря 2018). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
- ↑ Врата Балдура: Нисхождение в Авернус . hobbyworld.ru. Дата обращения: 25 января 2021. Архивировано 15 апреля 2021 года.
- ↑ Квента — понятие, пришедшее из ранних ролевых игр по Дж. Р. Р. Толкину; в переводе с квенья слово «quenta» означает «история, рассказ, песнь»
- ↑ Gygax; Dungeon Masters Guide, p. 84
- ↑ Tweet, Cook, Williams; Player’s Handbook v3.5, p. 58
- ↑ Cook, Williams, Tweet; Dungeon Master’s Guide v3.5., p. 43
- ↑ «A D&D campaign is an organized framework… to provide a realistic setting for a series of fantastic adventures.» (Allston; Rules Cyclopedia, p. 256)
- ↑ «It is important to distinguish between a campaign and a world, since the terms often seem to be used interchangeably … A world is a fictional place in which a campaign is set. It’s also often called a campaign setting.» (Cook, Williams, Tweet; Dungeon Master’s Guide v3.5., p. 129)
- ↑ Williams ; Dungeon Master Option: High Level Campaigns, p. 45
- ↑ 16,0 16,1 Wizards of the Coast; What is D&D?
- ↑ Sacco, Ciro Alessandro The Ultimate Interview with Gary Gygax (недоступная ссылка). thekyngdoms.com. Дата обращения: 2 сентября 2014. Архивировано 23 декабря 2011 года.
- ↑ Schick; Heroic Worlds, pp. 17-34
- ↑ Appelcline. Games & The Law, Part Seven: The D&D Dilemma (16 июля 2008). Дата обращения: 7 июля 2009. Архивировано 4 мая 2009 года.
- ↑ Wizards of the Coast; The d20 System
- ↑ Anonymous. Kenzer & Co, D&D, and Trademarks . Robertson Games (9 июля 2008). Дата обращения: 7 июля 2009. Архивировано 18 января 2010 года.
- ↑ «Castles & Crusades is a fantasy RPG, clearly based upon the first edition of AD&D but with streamlined d20-like rules.» (Mythmere; Castles & Crusades Players Handbook (4.6 stars))
- ↑ 23,0 23,1 Montgomery. Ownership and License (OGL) Questions (англ.). Dungeon Masters Guild. Дата обращения: 13 февраля 2018. Архивировано 15 февраля 2018 года.
- ↑ Parvini, Sarah. Turning to Dungeons & Dragons to escape a real life monster — COVID-19, Los Angeles Times (January 13, 2021).
- ↑ Hall, Charlie Stranger Things D&D Starter Set is a surprisingly good introduction to the game (англ.). Polygon (April 22, 2019). Дата обращения: 7 января 2020.
Литература
- Williams, J. P. Gaming as Culture, Essays on Reality, Identity and Experience in Fantasy Games / J. P. Williams, S. Q. Hendricks, W. K. Winkler. — McFarland & Company : Oxford University Press, 2006. — ISBN 0-7864-2436-2.
Ссылки
- dnd.wizards.com — официальный сайт Dungeons & Dragons
- Страница Dungeons and Dragons на сайте российского издательства
- Энциклопедия
- 'It’s cool now': why Dungeons & Dragons is casting its spell again // Guardian, 29.11.2019 (англ.)