Перейти к содержанию

Adaptive Compliant Trailing Edge

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Технология экспериментального крыла отрабатывается на самолёте Gulfstream III

Adaptive Compliant Trailing Edge (ACTE) (рус. Гибкая задняя кромка адаптивного крыла) — проект по созданию новой технологии деформируемой задней части крыла самолёта, способной выполнять роль традиционного закрылка. Конструкция изгибающейся бесшовной поверхности позволит оптимизировать полётные характеристики самолёта на всем протяжении полёта. В частности, применение ACTE может сократить расход топлива на 4–12 %[1] и снизить уровень шума во время взлёта и посадки на 40 %[2]. В ноябре 2014 года ВВС США совместно со специалистами НАСА провели воздушные испытания нового адаптивного крыла на модифицированном бизнес-джете Gulfstream III[англ.].

История и устройство

Самолёт с применением технологии ACTE

Обычные закрылки, применяемые на современных самолётах, имеют ряд недостатков[3]. Так, выпуск этих элементов управления увеличивает аэродинамическое сопротивление, отнимая при этом часть тяги двигателей при взлёте. Кроме того, при выпуске закрылков изменяется продольная балансировка самолёта и возникает пикирующий момент, из-за чего осложняется управление летательным аппаратом.

Разработкой нового адаптивного крыла по заказу ВВС США занимается американская компания FlexSys, основанная в 2001 году профессором мичиганского университета Шридхаром Котом[4][5][6]. Проект получил название FlexFoil. Крыло имеет изменяемую геометрию — его задняя часть, плавно и без зазоров изгибаясь в зависимости от режима полёта, способна выполнять роль закрылка. FlexFoil, в отличие от обычных закрылков, позволяет точнее регулировать подъёмную силу крыла в зависимости от условий окружающей среды. Плавная регулировка поверхностей не вызывает дополнительных вибраций, сопровождающихся шумом. Это уменьшает шум во время взлётов и приземлений, а также снижает индуктивное сопротивление крыла.

Деформируемая бесшовная поверхность создана с применением материалов, используемых в аэрокосмической отрасли — алюминия, титана, волоконно-армированных полимерных композитов. Жёсткая, но гибкая задняя кромка адаптивного крыла ACTE имеет длину 4,3 м. С помощью двух простых приводов закрылок может перемещаться вверх или вниз в потоке встречного воздуха.

7 ноября 2014 года успешно прошли испытания ACTE-технологии, проведённые Исследовательской лабораторией ВВС США[англ.] и специалистами НАСА. Новой технологией был оснащён экспериментальный Gulfstream III[7][8].

См. также

Примечания

  1. FlexSys's wing flaps promise to save fuel. Дата обращения: 29 января 2015. Архивировано 3 марта 2016 года.
  2. Kota's FlexFoil Technology Gains Recognition. Архивировано 14 декабря 2014 года.
  3. ВВС США испытали самолет с адаптивным крылом, lenta.ru (18 ноября 2014). Архивировано 30 января 2015 года.
  4. Nikhila, Henry. Osmania University man's 'wing' takes aerodynamics to new heights (6 December 2014). Архивировано 10 декабря 2014 года.
  5. NASA Tests Revolutionary Shape Changing Aircraft Flap for the First Time, NASA (7 November 2014). Архивировано 4 февраля 2015 года.
  6. NASA eyes revolutionary aircraft wing technology, Fox News (10 November 2014). Архивировано 1 февраля 2015 года.
  7. Sridhar Kota. University of Michigan. Архивировано 21 июля 2015 года.
  8. Made In America: Helping Revitalize U.S. Manufacturing, White House (30 April 2012). Архивировано 18 февраля 2015 года.

Ссылки