AdBlue
AdBlue — жидкий реагент, используемый для очистки выхлопных газов дизельных двигателей методом селективной каталитической нейтрализации[англ.]. Представляет собой водный раствор, состоящий из 32,5 % высокоочищенной мочевины и 67,5 % деминерализованной воды. Реагент AdBlue позволяет снизить содержание оксидов азота (NOx) в выхлопе дизельных двигателей на 90 %. Правами на торговую марку AdBlue владеет Ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA). Требования к реагенту AdBlue определяются международным стандартом ISO 22241 или немецким DIN 70070. В России этим стандартам соответствует ГОСТ Р ИСО 22241.
В некоторых странах данный реагент известен как AUS 32 (англ. aqueous urea solution 32), а в Северной Америке как DEF (англ. diesel exhaust fluid).
Реагент AdBlue впрыскивается в выпускной трубопровод и в результате селективной каталитической реакции оксиды азота и аммиак преобразуются в безвредные азот и водяной пар.
Принцип действия
Реагент, находящийся в специальном баке, под давлением 4,5 — 8,5 бар (~кг/см2) через инжектор впрыскивается в поток отработавших газов. В результате воздействия горячих газов на раствор (термолиз) мочевина разлагается на аммиак (NH3) и изоциановую кислоту (HNCO). Далее изоциановая кислота в процессе гидролиза разлагается опять на аммиак и углекислый газ (CO2). Полученный таким образом аммиак используется для нейтрализации оксидов азота (NOX) методом селективной каталитической нейтрализации, в результате которой на выходе получаем углекислый газ, азот (N2) и водяной пар. Для снижения показателей окиси азота внутри двигателя дополнительно используется система рециркуляции охлаждённых отработанных газов (EGR).
Реакции
Термолиз мочевины (AdBlue):
- [math]\displaystyle{ \mathrm{(NH_2)_2CO \longrightarrow NH_3 + HNCO} }[/math]
Последующий гидролиз:
- [math]\displaystyle{ \mathrm{HNCO + H_2O \longrightarrow NH_3 + CO_2} }[/math]
Каталитическая нейтрализация при температуре более 250 °C:
- [math]\displaystyle{ \mathrm{4NO + 4NH_3 + O_2 \longrightarrow 4N_2 + 6H_2O} }[/math]
Каталитическая нейтрализация при температуре от 170 до 300 °C:
- [math]\displaystyle{ \mathrm{NO + NO_2 + 2NH_3 \longrightarrow 2N_2 + 3H_2O} }[/math]
Свойства
Свойства реагента AdBlue | Значение |
---|---|
Содержание мочевины | 31,8-33,2 % (по весу) |
Температура кристаллизации | −10 - -11,5 °C |
Показатель преломления | 1,3817-1,3843 |
Плотность при 20 °C | 1,087-1,093 г/см³ |
Температура замерзания AdBlue составляет −11,5 °C, поэтому ёмкость, содержащая реагент, оснащается подогревателем. Для опорожнения подводящих патрубков после выключения двигателя используется помпа, включенная в режиме реверса, при этом реагент закачивается обратно в ёмкость хранения. В случае замерзания размороженный реагент сохраняет все свои свойства и пригоден для дальнейшего использования.
Идеальная температура хранения реагента 0 — 10°С, при этом срок хранения составляет 36 месяцев. При температуре в интервале от 20 до 25°С срок хранения сокращается в 2 раза.
Потребление
Реагент заливается в отдельный бак с синей крышкой. Потребление AdBlue в легковых автомобилях составляет около 5 % от потребления дизельного топлива. В грузовых автомобилях система очистки выхлопа включается на более раннем этапе и поэтому потребление AdBlue составляет около 6 %.
Производство
Стоимость AdBlue диктуется закупочными ценами на мочевину. Для производства 1 литра мочевины требуется 1 килограмм природного газа.[1] Согласно данным Всемирного банка, цена на мочевину в январе 2016 года составляла около 200 евро за тонну,[2] что соответствует примерно 20 евроцентам за литр AdBlue.
Крупнейшими производителями AdBlue в Европе являются BASF и Yara, в Северной Америке AMI.
Легковые автомобили, использующие AdBlue
(по состоянию на 2015 год)
- Audi: авто с дизельными двигателями линейки Clean Diesel[3]
- BMW: авто с дизельными двигателями линейки BluePerformance[4]
- Chevrolet Cruze.[5]
- Citroen/Peugeot: авто с дизельными двигателями линейки BlueHDi[6]
- Jaguar: Jaguar XE
- Mazda CX-7
- Mercedes: авто с дизельными двигателями линейки BlueTec[7]
- Opel: Zafira 2.0 CDTI[8]
- Porsche: Cayenne Diesel (только в США)[9]
- VW: авто с дизельными двигателями линейки BlueMotion[10]
- Skoda: Superb 4x4 2,0 TDI
- Toyota: Proace City Verso 1.5 дизель
Ссылки
Примечание
В связи с тем, что торговая марка AdBlue защищена — в википедии есть отдельная статья AdBlue на немецком и английском языках.
Примечания
- ↑ Wieviel Energie (fossiler Brennstoff) ist zur Erzeugung von 1 kg Düngerstickstoff erforderlich? . Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 25 октября 2015 года.
- ↑ Urea Monthly Price — Euro per Metric Ton . Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 21 февраля 2016 года.
- ↑ audi.de Архивировано 5 мая 2016 года. TDI Clean Diesel
- ↑ bmw.com Архивная копия от 14 декабря 2016 на Wayback Machine BMW BluePerformance
- ↑ chevrolet.com Архивная копия от 7 ноября 2016 на Wayback Machine Архивировано 7 ноября 2016 года. Cruze Diesel
- ↑ citroen.de Архивная копия от 6 мая 2016 на Wayback Machine BlueHDi
- ↑ mercedes-benz.de Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine BlueTec
- ↑ zeit.de Архивная копия от 4 мая 2016 на Wayback Machine Opel Zafira
- ↑ porsche.com Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine USA Cayenne Diesel
- ↑ zeit.de Архивная копия от 5 мая 2016 на Wayback Machine Abgasreinigung mit Harnstoff geht in Serie