A1 (автомагистраль, Албания)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
Автострада A1
Основная информация
Длина 177 км

Автострада A1 (алб. Autostradë A1), также известная как шоссе Дуррес-Косово — одна из основных автомагистралей Албании. Она соединяет главные транспортные и экономические центры страны Дуррес и Тирану с Косово. Шоссе ведёт от города-порта Дуррес через Вору и Милот, пересекает северо-албанские горы, далее через Кукес и Морину идёт к косовской границе. В Косове продолжением этой автострады является автомагистраль R7. Из-за важности для албанцев по обе стороны границы, автостраду A1 также называют Rruga e Kombit (Улица нации).

Состояние трассы

Часть шоссе без центрального отбойника у Рубика

Строительные работы на участке Решени — Калимаш начались в октябре 2006 года и были полностью завершены 15 мая 2010 года. Однако официально этот участок дороги был торжественно открыт для движения уже в июне 2009 года в присутствии албанского премьер-министра Сали Бериши и его косовского коллеги Хашима Тачи. Тоннель Калимаш, у которого тогда была открыта только одна половина, пришлось вскоре снова закрыть для завершения строительных работ. В октябре 2010 года была введена в эксплуатацию и вторая половина тоннеля[1]. На участке от Милота до Решени словенская строительная компания проложила шоссе, имеющее только по одной полосе для движения в каждом направлении.

Завершено строительство четырёхполосного участка от Калимаша до албанско-косовской границы (около 30 км). Крупные мосты, однако, не везде имеют такую же ширину. В 2013 году начались работы по расширению мостов до четырех полос[2].

Указатели

Хотя A1 официально включает также маршруты SH1, SH2 и SH52 эти участки не везде обозначены как A1. Обозначения A1 имеются пока только на новой четырёхполосной трассе между Решени и Кукесом и на вновь построенном четырёхполосном участке SH1 между Тхуманой и Милотом.

Строительство

Портал тоннеля Калимаш до открытия (апрель 2010)

Строительство автострады A1 через гористую Северную Албанию было сложной задачей. Только отрезок длиной 60,856 км Решени — Калимаш, построенный американо-турецким совместным предприятием Bechtel & Enka (BEJV), обошёлся более чем в миллиард долларов. На сегодняшний день это самый дорогой инфраструктурный проект в Албании. На этом участке были построены 27 мостов и виадуков, а также тоннель Калимаш длиной 5,65 км через горы Северной Албании. На участке между Кукесом и косовской границей также было необходимо построить множество сооружений.

Несмотря на высокую стоимость, правительство рассматривало проект этой автодороги как приоритетный, поскольку она поможет развитию рынка сбыта в Косово и улучшит доступ из Косова к портам на Адриатике — особенно Шенгини и Дуррес. Кроме того, значительная часть туристов приезжает в Албанию из Косова. Эта трасса также может быть соединена с Панъевропейским транспортным коридором Х через Приштину и Лесковац в Сербии. Однако из-за политической ситуацией между Сербией и Республикой Косово этот проект является малореалистичным.

Примечания

  1. Thirra, second tunnel opened
  2. Flutura Tota Kukes-Morina, works start to enlarge the bridges (англ.) (25 апреля 2013). Дата обращения: 7 февраля 2015. Архивировано 7 февраля 2015 года. Архивная копия от 7 февраля 2015 на Wayback Machine

Литература

  • Andreas Hemming: Die Rruga Kombëtare Durrës-Kukës-Morina — die wirtschaftlichen und sozialen Auswirkungen nationaler Großprojekte auf lokaler Ebene. In: Deutsch-Albanische Freundschaftsgesellschaft Nummer=2 (Hrsg.): Albanische Hefte. 2014, ISSN 0930-1437.
  • Andreas Hemming: Große Pläne, geplatzte Träume — die lokalen Auswirkungen der neuen Balkanverbindung Durrës-Kukës-Prishtina. In: Deutsch-Albanische Freundschaftsgesellschaft (Hrsg.): Albanische Hefte. 38. Jahrgang, Nr. 3, 2009, ISSN 0930-1437.