3D-мышь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

3D-манипулятор (3D-мышь) — устройство управления, подключаемое к компьютеру и используемое для трёхмерного позиционирования курсора и манипулирования объектами в виртуальном пространстве с шестью степенями свободы[1][2].

Оно нашло широкое применение в программных пакетах 3D-проектирования, моделирования и 3D-графики. С помощью 3D-манипулятора можно контролировать перемещение объектов в пространстве. Таким образом, это устройство не является заменой обычной компьютерной мыши, а служит в качестве дополнительного инструмента для работы в программах трёхмерной графики и анимации. Как правило, 3D-мышь представляет собой разновидность джойстика, вращая и поворачивая который можно осуществлять навигацию в 3D-пространстве (работая например в DCC, CAD/CAM, CAE и других приложениях). Иногда её также выполняют в виде сенсора с трекболом, который надевается на палец пользователя. Положение пальца в 3D-пространстве определяется сенсором помощью акустического или оптического отслеживания, а трекболом задаются вращательные параметры[1][2]. Существуют также модели, реализованные в виде дистанционного пульта управления с инерционным датчиком движения и кнопками для подачи команд, многие из таких устройств работают с использованием беспроводных технологий[3].

История возникновения

На появление и разработку манипуляторов типа 3D-мышь значительное влияние оказали идеи американского учёного Колина Уэра[en][4].

3D-манипуляторы берут своё начало в немецком «Центре авиации и космонавтики» (DNL). В 70-х годах XX века разработан первый образец манипулятора. Устройство, созданное в «Институте робототехники и мехатроники», было ориентировано на управление роботизированной рукой[источник не указан 1998 дней]. В 1981 году исследования продолжались и экспериментальным путем было установлено, что наиболее оптимальным вариантом манипулятора является шарообразный шестиосевой сенсор[источник не указан 1998 дней]. Шар реагирует на крутящий момент и усилие, регистрируя смещения углового и линейного типа, производимые рукой человека. При помощи компьютера информация обрабатывается и переводится во вращательную и поступательную скорости движения. Позднее стало понятно, что для управления роботами данная технология подходит не очень хорошо. Однако её можно использовать для работы в системах 3D-графики. В 1985 году немецкий «Центр авиации и космонавтики» выпускает манипулятор Magellan (первое доступное по цене оборудование, которое было запатентовано). Этот 3D-манипулятор использовал 6 датчиков положения одноосного типа. В европейских странах 3D-манипулятор продавался специальным подразделением DNL, а в Азии и Америке компанией Logitech. В настоящее время вышеназванное подразделение, носит название 3Dconnexion  (англ.) и является дочерним предприятием Logitech[источник не указан 1998 дней].

Возможности 3D-манипулятора

3D-мышь активно используют в разных профессиональных сферах, одним из перспективных направлений её использования является разработка полноценного интерактивного окружения (3D-интерфейса), взаимодействующего с 3D-манипулятором[5]. Данный инструмент позволяет значительно ускорить работу инженера или дизайнера, исключить ошибки, часто возникающие при использовании только стандартного набора оборудования (клавиатура и обычная мышь). 3D-мышь позволяет осуществлять следующие манипуляции[2]:

  • изменять масштаб;
  • перемещать объект в трёхмерном пространстве;
  • создавать крен в нужную сторону;
  • вращать объект относительно определенной оси;
  • перемещать камеру в пространстве.

3D-манипуляторы используются во многих областях науки и техники:

  • робототехника — некоторые роботы управляются при помощи 3D-мыши;
  • 3D-конструирование и моделирование — наиболее широкая сфера профессионального использования 3D-манипулятора;
  • 3D-анимация;
  • архитектура;
  • промышленный дизайн;
  • медицина — 3D-мышь не раз использовалась для имитации хирургической операции, в частности при точном позиционировании имплантата.

Программное обеспечение и подключение

3D-манипуляторы совместимы с большинством современных программных приложений для дизайна и проектирования: 3ds Max, Autodesk Inventor, NX, Solid Edge, CATIA, Creo, Компас 3D, а также Google Earth и Google SketchUp и многих других. 3D-манипулятор подключается к компьютеру через USB-разъем.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ortega, Abyarjoo, Barreto, Rishe, Adjouadi, 2016, 3D Mouse and 3D User-Worn Mice, p. 40.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ortega, Abyarjoo, Barreto, Rishe, Adjouadi, 2016, 3D Mouse, p. 570.
  3. LaViola, Kruijff, McMahan, Bowman, Poupyrev, 2017, Handheld 3D Mice.
  4. LaViola, Kruijff, McMahan, Bowman, Poupyrev, 2017, 3D Mice: Combining Spatial Tracking with Physical Device Components.
  5. Xuchen, Haiming, Meng, Jingang, 2012, Introduction, p. 41.

Литература

  • J. LaViola Jr., Е. Kruijff, R. McMahan, D. Bowman, I. Poupyrev. 3D User Interfaces. Theory and Practice. — Second Edition. — Addison-Wesley, 2017. — ISBN 978-0-13-403432-4.
  • F. Ortega, F. Abyarjoo, A. Barreto, N. Rishe, M. Adjouadi. Interaction Design for 3D User Interfaces. — CRC Press, 2016. — ISBN 978-1-4822-1695-0.
  • L. Xuchen, H. Haiming, Y. Meng, and L. Jingang. The Reseach of Interaction System in 3D Desktop System // Recent Advances in Computer Science and Information Engineering / Z. Qian, L. Cao, W. Su, T. Wang, H. Yang. — Springer-Verlag, 2012. — Vol. 4. — ISBN 978-3-642-25768-1. — doi:10.1007/978-3-642-25769-8.