Перейти к содержанию

16—17-я линии Васильевского острова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
16—17-я линии Васильевского острова
Угол со Средним проспектомУгол со Средним проспектом
Общая информация
Координаты 59°56′20″ с. ш. 30°16′00″ в. д.HGЯO
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Василеостровский
Исторический район Васильевский остров
Протяжённость 1,9 км
Метро  Василеостровская

16-я и 17-я ли́нии Васи́льевского о́строва — улица в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной Лейтенанта Шмидта до Камской улицы.

История

В начале XVIII века многие проезды Санкт-Петербурга назывались линиями, поскольку имели один ряд (одну линию) домов. В основном это были набережные рек и каналов. В «Описаниях российского императорского города Санкт-Петербурга» немецкий путешественник И. Г. Георги пишет: «Каждая из сих улиц разделяется в середине небольшими досками обкладенным каналом на две улицы; ряд домов в каждой из таких улиц называется линиею, в коих в каждой улице по две[1].» Первое упоминание линий на Васильевском острове относятся к 1710-м годам. По указу от 26 апреля 1767 года каналы были засыпаны, и получились обыкновенные проезды, однако стороны одной улицы сохранили разные номерные названия[2].

Достопримечательности

  • д. № 6 — ОВО Василеостровского района;
  • д. 34 — школа № 3;
  • д. 54 — квартал между Малым проспектом В. О. и Камской улицей занимает комплекс бывшего Чугунолитейного завода купца второй гильдии Н. Г. Петрова, построенный в 1880 году. С 1892 принадлежал гвардейскому поручику П. П. Фон-Дервизу. В 1899-м производство выкупил германский подданный сенатор г. Любека Э. Л. Поссель, предприятие было названо «Подковный и гвоздильный завод Русского акционерного общества заводов Посселя в Санкт-Петербурге». Его продукцию составляли свыше 200 типов подков и подковных гвоздей, винтовые шипы и ковочные инструменты[3]. Предприятие было ликвидировано в 1915 году по указу Императора как принадлежащее «подданному воюющего с Россией государства», всё его имущество перешло казне, а завод переименовали в «Петроградский Военно-подковный завод». В годы Гражданской войны производство остановилось и было восстановлено только в 1923-м[4]. В 1959 году завод был объединён с «Красным металлистом» и переименован в «Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод имени И. Е. Котлякова», с 1977 — объединение «Эскалатор» им. И. Е. Котлякова[3][5]. В 2020 году представители городской администрации заявляли, что в сквере у завода будет проведен ремонт и появится новое общественное пространство с фонтаном[6][7]. В ноябре 2020 года депутат Законодательного Собрания Петербурга Алексей Ковалёв обращался к губернатору Беглову с замечаниями по поводу работы КГИОП и явного лоббирования интересов девелоперов: в пример он привёл ситуацию с корпусом № 1 завода Посселя, который был построен до 1917 года, однако в заключении комитета разрешён к сносу[8]. В январе 2022 года владельцем восьми земельных участков на территории бывшего завода стала компания «Отделстрой», в августе того же года была опубликована экспертиза КГИОП, согласно которой корпуса под номерами 6, 10 и 11 признаны не имеющими признаков объекта культурного наследия и разрешены к сносу[9].
  • Смоленский мост.

Примечания

  1. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города САНКТ-ПЕТЕРБУРГ и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. — СПб.: Лига, 1996. — С. 115.
  2. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. — СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002. — С. 199—2001
  3. 3,0 3,1 Еленин, Марк Соломонович. От подковы до эскалатора. — Лениздат, 1972.
  4. Курысь, Н. Иностранные инвестиции. Российская история. — «Юридический центр Пресс», 2003. Архивная копия от 17 августа 2022 на Wayback Machine
  5. В центре Петербурга готовят к сносу комплекс промышленных зданий. РБК (10 августа 2022). Дата обращения: 15 августа 2022. Архивировано 17 августа 2022 года.
  6. Фёдорова, В. Подковно-гвоздильный завод Посселя. Новое общественное пространство на Васильевском острове. TopSPb TV (21 октября 2020). Дата обращения: 15 августа 2022.
  7. Во время работ по благоустройству и воссозданию фонтана памятник народным ополченцам завода имени Котлякова будет бережно сохранен. Администрация Санкт‑Петербурга (10 июля 2020). Дата обращения: 17 августа 2022. Архивировано 14 августа 2021 года.
  8. Ковалев привлек внимание губернатора к проблеме «омоложения» дореволюционнных домов Петербурга. Закс.ру (18 ноября 2020). Дата обращения: 17 августа 2022. Архивировано 17 августа 2022 года.
  9. Кузьмицкий, В. Территорию крупного завода на Васильевском острове подготовили к сносу. «Деловой Петербург» (10 августа 2022). Дата обращения: 15 августа 2022. Архивировано 16 августа 2022 года.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 210. — 511 с.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 69. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  • Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга (Справочное издание). — СПб.: Белое и чёрное, 2002. — 534, илл с. — ISBN 5-89771-030-9.

Ссылки