Ярмольчук, Николай Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Ярмольчук
Николай Григорьевич Ярмольчук
Дата рождения 1898(1898)
Место рождения деревня Любань, Российская империя (ныне: Ровненская область, Украина)
Дата смерти 1979(1979)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя СССР
Род деятельности изобретатель шаропоезда, инженер-конструктор
Награды и премии

Орден Красной Звезды  — 1945

Никола́й Григо́рьевич Ярмольчу́к (1898, деревня Любань, Ровенская область, Украина — апрель 1979, Москва) — инженер-конструктор железнодорожного транспорта, изобретатель и конструктор Шаропоезда.

Биография

Общий вид шаропоезда конструкции Николая Ярмольчука. 1932 г.

Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров — срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище.

Николай Ярмольчук родился в 1898 году в деревне Любань Ровенской обл. Украины[1]. Работал монтером на Курской железной дороге в Москве. Член ВКПб, участник подавления Кронштадтского мятежа 1921 года[2].

Учился в МВТУ и МЭИ, первым в мире изобрел скоростной электропоезд оригинальной конструкции (Шаропоезд), скоростью движения до 300 км/час[3], а также лотковый путь для скоростных поездов (позднее стал применяться для поездов на воздушной подушке); резиновое покрытие колес поезда (применяется в поездах метро); обтекаемые формы вагонов и электровоза, аналогичные современным; аэродинамические тормоза, впоследствии нашедшие применение в самолетах[4].

Ветеран ВОВ, участник битвы на Курской Дуге (1943). Воевал в составе 4 Украинского фронта, воинское звание инженер-капитан.

Умер в апреле 1979 года после продолжительной болезни в возрасте 80 лет.

Общественная деятельность

В 1950-х годах вел кружок юных конструкторов в Бауманском Доме пионеров Москвы, разработавших универсальную модель шаропоезда для езды по дорогам с любым покрытием. Работа была представлена на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве[5].

Семья

Брат Сергей Григорьевич Ярмольчук. Племянница Софья Сергеевна Ярмольчук[6].

Награды

Орден Красной Звезды (1945)[7].

Память

В музее ЦМЖТ МПС, в Санкт-Петербурге, проекту Шаропоезда посвящена экспозиция.

Библиография

Примечания

  1. Бессмертный полк. Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
  2. Наука и техника (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 2 октября 2015 года.
  3. Испытания уменьшенной модели шаропоезда Ярмольчука с пассажирами, 1934 г.. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  4. Шаропоезд (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 2 октября 2015 года.
  5. Журнал «Юный техник», 1957, № 5, с.24-27
  6. Журнал «Техника молодёжи», май 2009, С. 54-56
  7. Приказ № 170 от 06.06.45. Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  8. Российский государственный архив экономики: Путеводитель: Выпуск 3: Фонды личного происхождения. — М.: Галерия, 2001. — 312 с., с ил. ISBN 5-8137-0059-5 (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.