Ямпольский, Абрам Ильич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абрам Ямпольский
Основная информация
Полное имя Абрам Ильич Ямпольский
Страна  СССР
Профессии Исполнитель, музыкальный педагог
Инструменты скрипка
Награды
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Заслуженный деятель искусств РСФСР

Абра́м Ильи́ч Ямпо́льский (29 сентября [11 октября1890 года, Екатеринослав — 17 августа 1956, Москва) — советский скрипач и музыкальный педагог, профессор Московской консерватории. Один из крупнейших педагогов в истории отечественного скрипичного исполнительства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), доктор искусствоведения (1940).

Биография

Учился в Петербургской консерватории по классу скрипки у Сергея Коргуева, а также композиции у Николая Соколова, Язепса Витолса и Максимилиана Штейнберга. По окончании консерватории в 1913 вернулся в Екатеринослав, выступал в качестве солиста и камерного музыканта, занимался преподаванием. В 1920 уехал в Москву, где получил место заместителя концертмейстера в оркестре Большого театра. Два года спустя вошёл в состав Персимфанса, а также получил место преподавателя Московской консерватории (с 1926 — профессор, с 1936 — заведующий кафедрой скрипки), преподавал также в Институте имени Гнесиных.

Абрам Ямпольский — один из основоположников современной отечественной скрипичной школы. Его преподавание основывалось на глубоко индивидуальном подходе к каждому ученику, развитии творческого чувства и темперамента исполнения. Практически всех своих воспитанников он провёл от первых шагов в обучении до стадии зрелого, сформировавшегося артиста. Среди учеников Ямпольского — Леонид Коган, Борис Гольдштейн, Юлиан Ситковецкий, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Юрий Янкелевич, Марк Лубоцкий, Михаил Фихтенгольц, Леонарда Бруштейн, Алексей Горохов, Куцовский С. Б. и многие другие известные скрипачи.

Свои педагогические методы Ямпольский изложил в брошюрах — «О методе работы с учеником» (1959), «К вопросу о воспитании культуры звука у скрипача» (1968). Под редакцией А. И. Ямпольского были изданы этюды для скрипки, он также является автором каденций к концертам Бетховена, Брамса и Паганини, множества переложений для скрипки и фортепиано.

Скончался в Москве в 1956 году, похоронен на Новом Донском кладбище.

Могила А. И. Ямпольского на Новом Донском кладбище в Москве

Брат —— Марк Ильич Ямпольский (1879, Екатеринослав — 1951, Москва), советский виолончелист, педагог, отчим виолончелиста Я. П. Слободкина.

Награды

Ямпольский о скрипичной технике

Декламация в legato

Внутри фраз, исполняемых legato возможно осуществлять декламационное произношение отдельных звуков. В этом случае на начало каждого такого звука следует делать небольшой импульс горизонтального движения а перед началом следующего звука несколько тормозить его.

Этот прием следует совершать весьма отчетливо в эпизодах требующих повышенной декламации (например, в кульминационном монологе перед репризой второй части концерта № 7 Шостаковича). В минимальной же степени это возможно практически во многих эпизодах — даже созерцательного характера[1].

При декламации в legato каждый звук как бы приобретает форму, завершенность, возникает скрипичное bel canto. У крупных современных скрипачей этот прием почти всегда присутствует в кантилене. Однако в учебном процессе следует быть осторожным с его применением. Требовать его от ученика можно только при совершенном овладении основными штрихами и уже сформировавшемся художественном вкусе, чувстве меры, так как даже при небольшом злоупотреблении этот прием может привести к карикатурности в игре[1].

А. И. Ямпольский отмечал, что часто за чрезмерной декламацией скрывается плохое legato. К этому можно добавить — и отсутствие настоящего высокоразвитого художественного вкуса.

В скрипичной литературе существует множество эпизодов (например, в концертах Бетховена, Брамса), где legato должно" быть как бы кристально чистым, спокойным, без подчеркивания: переходов из звука в звук. При исполнении медленных частей! сонат Баха также весьма пародийно прозвучит декламационное подчеркивание относительно коротких звуков при длинной лиге. В подобных случаях целесообразно применять лишь общее ускорение или замедление скорости ведения смычка.

Акцентировка в legato

Нередко в legato необходимо применять яркую акцентировку (например, в эпизодах героического плана — начало концерта № 1 Паганини). Её степень определяется характером музыки. Атака звука в legato, как и в detache, совершается импульсом горизонтального проведения смычка, который может для усиления динамики соединяться с уколом — нажимом «в струну». Акцентировка часто совершается в начале лиг, что нетрудно осуществить, овладев видами detache и martele. Большую сложность представляет акцентировка звука внутри лиги (совпадающего с сильной долей такта, или специально акцентируемого), когда атака звука должна осуществляться без смены направления движения смычка и без его остановки. В таких случаях следует исходить из принципа исполнения штриха Виотти, первоначально исполняя паузу перед акцентированным звуком, а затем постепенно переходя к слитному штриху[1].

Portato

Штрих portato занимает промежуточное место между legato и staccato. Он употребляется для увеличения артикуляции подвижных звуков внутри legato и для создания специфического волнообразного звукового эффекта.

Штрих представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене, и его применять желательно ещё умереннее, чем прием декламационного произношения в legato, так как чрезмерное использование portato приведет к назойливости и однообразности в интерпретации. В более медленном движении portato используется в кантилене, а в более быстром — для усиления выразительности, «раскрашивания» виртуозно-фиоритурных оборотов[1].

Штрих portato может достигаться путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой скорости ведения смычка. Над штрихом целесообразно работать следующим образом:

Portato иногда неправильно называют portamento, что на самой деле обозначает слышимое, выразительное glissando в кантилене. Исполняя аналогичные легкие колебания кисти с большей скоростью, в виде вибрации, при медленном ведении смычка на протяжном звуке, можно достичь приема вибрации правой рукой, создающего характерный колористический эффект[1].

Если необходимо усилить артикуляцию звуков (особенно при исполнении повторяющихся звуков в одну сторону ведения смычка), в штрихе portato следует к усилению нажима волоса в начале каждой ноты добавить мягкие импульсы горизонтального проведения смычка, совершаемые предплечьем при наличии легких амортизационных движений кисти. Перед каждым звуком ведение смычка приостанавливается. В результате этого получается как бы серия нанизанных на один смычок штрихов detache (Чайковский, реприза Канцонетты). Степень их слитности следует установить в зависимости от художественной задачи в данном эпизоде.

Bariolage

Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соседних струн в legato и в основном встречается в виртуозно-скрипичной литературе (например, во второй вариации Каприса № 24 Паганини). В быстром темпе он придает исполнению изящную виртуозность (на этом штрихе построен весь Каприс № 12 Паганини)[1].

При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн в любой части смычка производилась исключительно наклоном кисти с минимальной амплитудой движения, при спокойном положении локтя на уровне нижней струны. Для уменьшения амплитуды движения можно рекомендовать следующее упражнение:

Для выделения звучания одного из голосов как основного, мелодического в полифоническом эпизоде, следует применять «косое» ведение смычка, которое даст возможность исполнять один из голосов ближе к подставке[1].

При необходимости выделять лишь отдельные звуки, движением кисти следует совершать определенные акценты на них.

Комбинированные штрихи из legato и detache

Комбинированные штрихи из legato и detache широко применяются в скрипичной литературе. Подчас большие эпизоды строятся на их различном сочетании. Наиболее часто различные варианты их соединения применяются в действенных эпизодах развивающего характера. Принцип исполнения этих штрихов тот же, что и legato и detache в отдельности, и при овладении ими изучение комбинированных штрихов не должно представлять больших затруднений. Основные задачи в комбинированных штрихах — нахождение наиболее целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки отдельных звуков. Наиболее распространенными видами комбинированных штрихов из legato и detache являются следующие варианты:

Эти штрихи могут исполняться в различных темпах, в том числе в достаточно быстром. В наиболее быстром темпе желательно использовать среднюю и верхнюю части смычка, в более спокойном — нижнюю часть и весь смычок (его количество, конечно, зависит также и от динамических нюансов).

Изучение этих штриховых вариантов полезно начинать на этюде № 1 Крейцера.

Вариант, состоящий из звука detache и трех звуков legato (пример 28а), следует исполнять в спокойном темпе, используя всю длину смычка. Важно добиваться импульсивного проведения значительного количества смычка на первый звук лиги и целого смычка на отдельную ноту detache. Для того чтобы отдельный звук грубо не «выстреливал», необходимо на нём использовать быстрое легкое проведение смычка при небольшой плотности нажима. Звуки legato следует исполнять с большей плотностью. Вначале полезно добиваться довольно сильной степени и акцентировки, и филировки звуков[1].

Вариант, сочетающий два звука legato и два звука detache (пример 286), также следует исполнять в спокойном темпе целым смычком и поочередно верхней и нижней половиной. В нём следует добиться равновесия акцентировки и звуковой плотности между нижней и верхней частями смычка. Эти штрихи желательно научиться исполнять и весьма импульсивно, и более плавно, так как характер применения их в художественных произведениях бывает весьма различным.

Аналогично следует изучать вариант (пример 28г), используя целый смычок и поочередно верхнюю и нижнюю четверти смычка (распределение частей смычка должно быть исключительно точно вымерено)[1].

Затем эти штриховые варианты следует изучать в более быстрых темпах поочередно только в верхней, нижней, средней частях смычка. Необходимо в самых плавных вариантах исполнения не терять ощущения свободно-импульсивной инерционности. При их изучении в дальнейшем целесообразно использовать различные динамические нюансы, crescendo и diminuendo.

Штрих Паганини, сочетающий маркированное detache и два звука legato, следует изучать выше середины смычка, постепенно добиваясь темпа, необходимого при исполнении штриха в его произведениях. При исполнении этого штриха в четырехдольных группах желательно уметь смещать акцентировку в соответствии с сильной долей такта[1].

Исполняя все перечисленные варианты в быстром темпе небольшой частью смычка, важно следить, чтобы кисть руки совершала легкие, как бы «приплюсовывающиеся» движения к движениям предплечья на мелких detache (аналогично исполнению штриха detache в быстром темпе, что ранее подробно разбиралось).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Лубоцкий М. А. И. Ямпольский: музыкант, педагог, воспитатель. — «Советская музыка», № 11 за 1960 год

Ссылки

Литература

  • Некролог // Советская культура : газета. — 1956. — 28 августа (№ 101). — С. 4.