Ялава, Гуго Эрикович
Гуго Эрикович Ялава | |||
---|---|---|---|
Дата рождения | 3 февраля 1874 | ||
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя | ||
Дата смерти | 28 апреля 1950 (76 лет) | ||
Место смерти | Петрозаводск, КФССР, СССР | ||
Гражданство | Российская империя→ СССР | ||
Партия | Социал-демократическая партия Финляндии, ВКП(б) | ||
Награды |
|
Гу́го Э́рикович Яла́ва (фин. Hugo Jalava; 1874—1950) — рабочий-железнодорожник, Герой Труда[1].
Биография
С 1889 года Г. Э. Ялава работал токарем на заводе, но был уволен как «неблагонадёжный». В 1898 году работал чистильщиком котлов, а впоследствии кочегаром в депо Финляндского железнодорожного вокзала. Через три года он стал помощником машиниста, а ещё через три — машинистом. В годы первой русской революции Гуго Ялава активно участвовал в работе профессионального союза железнодорожников, твёрдо защищал интересы рабочих. Осенью 1905 года, во время всеобщей октябрьской политической стачки, Ялава был председателем стачечного комитета железнодорожников.
Состоял членом Социал-демократической партии Финляндии в 1906—1917 гг.
Неоднократно перевозил через финскую границу партийных работников, оружие, нелегальную литературу. С 1907 на квартире Гуго Ялава была организована конспиративная партийная явка.
Это Ялава во время забастовки студентов Технологического института переоделся булочником и на глазах оцепивших здание полицейских пронёс туда корзины, где под хлебом и булками спрятал оружие и прокламации… Это он на своём паровозе увёз деньги, добытые во время прогремевшей на весь мир экспроприации Казначейства в Фонарном переулке. А затем таким же манером и деньги, изъятые при экспроприации кассы завода «Новый Лесснер». После разгона Государственной думы первого созыва он перевозил в Выборг депутатов-трудовиков, а позднее — большевика Скворцова-Степанова. Три пуда русского шрифта на издание подпольной большевистской газеты, предназначенной для русских войск в Финляндии, было переправлено Ялавой из Питера за границу тоже на паровозе № 293. Не раз доставлял он из Суоми оружие и литературу, сбрасывал всё в условленном месте, между станциями Парголово и Шувалово, где их дожидался путевой обходчик…[2]
После июльских событий 1917 года машинист Г. Э. Ялава на своём паровозе H2-293 дважды нелегально перевозил В. И. Ленина через финляндскую границу. В августе-сентябре через Гуго Ялава ЦК РСДРП(б) поддерживал письменную связь с Лениным. 14(27) октября 1917 года в квартире Гуго Ялавы в Петрограде Ленин провёл совещание с руководящими работниками партии и боевых организаций при ЦК РСДРП(б) по подготовке к вооружённому восстанию.
В 1918 году Г. Э. Ялава участвовал в финляндской рабочей революции, являлся секретарём Министерства иностранных дел революционного правительства. После поражения революции возвратился в Петроград. Работал начальником канцелярии Секретариата по оказанию помощи финским беженцам, созданным революционным правительством Финляндии, затем в Наркомате по делам Национальностей. В года гражданской войны вернулся на железную дорогу, работал машинистом-инструктором, старшим дежурным по депо.
В 1921 г. был арестован по ложному доносу, выпущен по личному указанию В. И. Ленина:
Лично зная тов. Ялаву с 1917 года, я подтверждаю его несомненную честность и прошу распорядиться о немедленной выдаче ему отобранных у него денег. Прошу прислать мне копию распоряжения Вашего с указанием имени ответственного за исполнение лица. Второе: прошу затребовать все документы об обыске у т. Ялавы и прислать их мне. Прилагаемое прошу вернуть.
С ком. приветом Ленин
— В. И. Ленин. ПСС. Издание 5. Том 52.
Член Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) с 1926 г. (1925?).
В 1930 году был направлен в Автономную Карельскую ССР, работал в аппарате Центрального исполнительного комитета, а затем Совнаркоме Карельской АССР.
В годы Великой Отечественной Войны, Г. Э. Ялава работал в тылу, в управлении Свердловской железной дороги.
В 1948 г. (1947?) вернулся в Петрозаводск. С 1947 г. работал в Совете министров Карело-Финской ССР. В последние годы жизни Г. Э. Ялава (1948—1950 гг) жил в Петрозаводске в доме № 13 на пр. Ленина[3].
В 1950 году Г. Э. Ялава был похоронен на Неглинском кладбище Петрозаводска. В 1974 году было произведено его перезахоронение на участок почётных захоронений Сулажгорского кладбища Петрозаводска. Надгробие выполнено в виде прямоугольного цветника, обрамленного гранитным поребриком[4].
Семья
Жена — Ялава Лидия Германовна. (1886—1975), родилась в Финляндии, трудовую деятельность начала батрачкой. В 1903 году вышла замуж за Г. Э. Ялава[5].
Гуго Эрикович удочерил трёх девочек-сирот[6].
Награды
- За революционные и трудовые заслуги (40-летие трудовой деятельности) Г. Э. Ялава 30 ноября 1931 года было присвоено звание Героя Труда.
- В 1948 году в день 25-летия Карельской АССР он был удостоен ордена Ленина.
Память
- В 1970 году на доме на проспекте Ленина в Петрозаводске была установлена мемориальная доска из приладожского розового гранита с текстом на русском и финском языках. Надпись на мемориальной доске гласит: «В этом доме в 1948—1950 гг. жил Гуго Эрикович Ялава. После июльских событий 1917 г. на историческом паровозе № 293 он доставил В. И. Ленина в Финляндию, а в октябре 1917 г. нелегально привёз в Петроград».
Сочинения
- Г. Э. Ялава «Две встречи с Ильичем на паровозе», 16 апреля 1924 г., «Ленинградская правда»
- Г. Э. Ялава «Кочегар паровоза № 293», 1935 г., «Гудок». Переиздана во 2-м томе пятитомного издания «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине» (М., 1969)
- Ялава Л. Г. Летели искры…. — Петрозаводск: «Карелия», 1971. — 99 с.
Примечания
- ↑ Карелия официальная. Календарь знаменательных дат . Дата обращения: 18 марта 2015. Архивировано 14 апреля 2015 года.
- ↑ Геннадий Фиш. Машинисты паровоза 293 // Вокруг света. — М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1970. — № 4. — С. 9.
- ↑ Дом, в котором в 1948—1950 годах жил Г. Э. Ялава . Дата обращения: 17 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Могила Г. Э. Ялава . Дата обращения: 17 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Ялава Лидия Германовна . Дата обращения: 16 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Маркова Е. И. История русской детской словесности Карелии. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. — С. 201. — 394 с. — ISBN 978-5-9274-0636-4.
Литература
- Кущий Г. С. Паровоз № 293. — Ленинград: «Лениздат», 1965. — 72 с.
- Виролайнен В. М. Зеленая улица. — Политиздат, 1977. — 190 с.
Ссылки
- Геннадий Фиш. Машинисты паровоза 293 // «Вокруг Света». — Апрель 1970. — № 4 (2535).
- Ялава Гуго Эрикович Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- Паровоз № 293
- Родившиеся 3 февраля
- Родившиеся в 1874 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 28 апреля
- Умершие в 1950 году
- Умершие в Петрозаводске
- Кавалеры ордена Ленина
- Политики по алфавиту
- Большевики
- Социал-демократы Финляндии
- Железнодорожники Российской империи
- Железнодорожники СССР
- Герои Труда
- Персоналии:Автономная Карельская ССР
- Персоналии:Карело-Финская ССР
- Похороненные на Сулажгорском кладбище