Ююков, Дмитрий Андреевич

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Андреевич Ююков
Страна  СССР
 Россия
Специальность инженер,
космонавт-испытатель ЦКБМ
Экспедиции нет
Дата рождения 26 февраля 1941(1941-02-26) (83 года)
Место рождения Москва, РСФСР, СССР
Награды

Дмитрий Андреевич Ююков (род. 26 февраля 1941) — советский и российский инженер-испытатель и космонавт-испытатель группы спецконтингента ЦКБМ по программе космического пилотируемого комплекса «Алмаз». Опыта космических полётов не имел.

Биография

Родился 26 февраля 1941 года в Москве. В 1959 году окончил московскую среднюю школу и поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, который окончил в 1965 году. Параллельно с учёбой работал до 1961 года в институте, занимавшемся проблемами миниатюризации электронной аппаратуры для летательных аппаратов[1][2].

После окончания института в 1965 году, по распределению работал инженером в отделе испытаний Филёвского филиала Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ), участвовал во всех этапах освоения аппаратуры межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования УР-100. В 1968 году был переведён в группу специалистов по системе управления ракеты-носителя «Протон»[1][2].

Космическая подготовка

В ходе первого набора в группу спецконтингента (кандидатов в космонавты) ЦКБМ для участия в создании космического пилотируемого комплекса «Алмаз», прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем. 25 февраля 1971 года получил допуск Главной медицинской комиссии к специальным тренировкам и в марте переведён в группу спецконтингента на головное предприятие ЦКБМ в город Реутов. С 1971 года проходил парашютную и лётную подготовку на самолёте Як-18А (с инструктором) в аэроклубах ДОСААФ подмосковных городов Коломны, Серпухова и Волоколамска. В 1972 году прошёл астрономическую подготовку в Крымской астрофизической обсерватории. В 1971—1972 году в составе группы спецконтингента принимал участие в наземных испытаниях орбитальной станции ОПС-1 («Салют-2») и возвращаемого аппарата. Испытывал скафандры «Сокол» и «Сокол-К», проводил эргономические исследования в условиях невесомости, создаваемой на летающей лаборатории Ту-104 АК, а затем на Ил-76К, отрабатывал действия космонавтов в обитаемых отсеках: переход из возвращаемого аппарата в функциональный грузовой блок и обратно, аварийное покидание станции, одевание скафандров, открытие люка-лаза, замена ложементов кресел в возвращаемом аппарате. В 1973 году участвовал в испытаниях в гидроневесомости на Чёрном море и тренировках по выживанию в горных условиях, принял участие в восхождении на Эльбрус[3][4][5].

27 марта 1973 года решением Государственной межведомственной комиссии зачислен космонавтом-испытателем в группу спецконтингента ЦКБМ, вторым после Валерия Макрушина, который стал космонавтом-испытателем ЦКБМ в 1972 году[3][4].

Принимал участие в наземных испытаниях орбитальной пилотируемой станции, возвращаемого аппарата (ВА) и транспортного корабля снабжения в КБ «Салют» (ныне ГКНПЦ имени М. В. Хруничева) и на стартовой площадке космодрома Байконур. Участвовал в 3-х суточном эксперименте по отработке циклограммы выведения, полёта и спуска ВА в скафандрах «Сокол» при избыточном давлении и в отработке систем жизнеобеспечения ВА в вакуумной камере. В 1973 году был назначен командиром экипажа наземного комплекса «Аналог» в ЦКБМ при синхронном сопровождении полётов орбитальных станций «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» в 1973—1977 годах[4].

В 1979 году вместе с космонавтами Юрием Артюхиным и Анатолием Березовым был включён бортинженером в условный экипаж. До 1982 года проходил подготовку в группе космонавтов для испытательного полёта на транспортном корабле снабжения[6]. В августе 1982 года участвовал в четырехсуточном переходе через перевал Ак-Суу в условиях среднегорья Тянь-Шаня на высоте 4052 м[2][7].

С 1986 по 1994 год работал сменным руководителем полета в ЦУПе по управлению полётом беспилотных космических систем дистанционного зондирования Земли «Алмаз-Т». 8 апреля 1987 года группа космонавтов НПО машиностроения была расформирована[1][2][7].

Дальнейшая профессиональная деятельность

В апреле 1987 года назначен начальником сектора НПО машиностроения. В сентябре 1994 года вернулся на работу в КБ «Салют» (ГКНПЦ имени М. В. Хруничева), занимался маркетингом по международной программе «Рокот», принимал участие в подготовке первого коммерческого пуска ракеты-носителя «Рокот». С 2000 года работал начальником группы координационно-вычислительного центра программы дистанционного зондирования Земли[1][2]

Позже вновь перешёл на работу в ФГУП «НПО машиностроения», где занимался обеспечением внешнеэкономической деятельностью предприятия[2].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Советские и российские космонавты, 2001, с. 320.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Дмитрий Андреевич Ююков. Космическая энциклопедия (2 июня 2013). Дата обращения: 21 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Мировая пилотируемая космонавтика, 2005, с. 619—620.
  4. 4,0 4,1 4,2 Евтеев И. М. Еще поднималось пламя… : Очерки. — М. Интер-Весы, 1997. — С.188. — 264 с. ISBN 5-86490-060-5
  5. Ююков Дмитрий Андреевич. history.mai.ru. Дата обращения: 21 марта 2024.
  6. Мировая пилотируемая космонавтика, 2005, с. 223.
  7. 7,0 7,1 Мировая пилотируемая космонавтика, 2005, с. 620.

Ссылки

  • И. Б. Афанасьев, Ю. М. Батурин, А. Г. Белозёрский и др. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. — Москва: «РТСофт», 2005. — 752 с. — ISBN 5-9900271-2-5.
  • Карфидов В. Ю. Отряды космонавтов // Космонавтика. Краткий справочник в 6-ти томах. — Люберцы, 2021. — Т. 1. Космонавтика СССР / России. — 768 с.
  • Нина Чугунова. Космонавты Челомея. Почему в космосе не было экипажей нпо машиностроения // «Огонёк». — 1993. — № 4, 5. — ISSN 0131-0097.