Юридическое совещание при Временном правительстве

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юридическое совещание при Временном правительстве России
сокращённо — ЮС ВП
Общая информация
Дата создания 22 марта 1917 (фактически — 8 марта 1917)
Дата упразднения 25 октября 1917
Руководство
Подчинено Председатель Временного Правительства России
Вышестоящее ведомство Временное Правительство России
Председатель ЮС (первый) Василий Алексеевич Маклаков (8 марта20 марта 1917)
Председатель ЮС (второй) Фёдор Фёдорович Кокошкин (20 марта10 июля 1917)
Председатель ЮС (третий, последний) Николай Иванович Лазаревский (10 июля25 октября 1917)

Юридическое совещание при Временном правительстве России — консультационный орган, функционировавший при Временном правительстве с 8 марта по 25 октября 1917 года.

История

Фактически, Юридическое совещание, как консультационный орган, начало свою работу 8 марта 1917 года. Круг же его полномочий и функций был определен Постановлением Временного правительства от 22 марта 1917 года[1]. Упразднено 25 октября 1917 года.

Состав и руководство

Члены Совещания

Состав ЮС формировался из шести членов, назначаемых Временным правительством и, сверх того, на правах члена в ЮС входил Управляющий делами Временного правительства[1][2]. В изначальный состав совещания вошли ведущие юристы из рядов партии кадетов: В. А. Маклаков, Ф. Ф. Кокошкин, Н. И. Лазаревский, барон Б. Э. Нольде, М. С. Аджемов и В. Д. Набоков[3].

Позднее в составе Совещания пребывали: Н. Н. Авинов[4], В. М. Гессен, С. А. Котляревский, В. В. Водовозов, А. Я. Гальперн, А. С. Зарудный, А. С. Лаппо-Данилевский[1][5].

Председатели

За время работы Юридического совещания им руководили 3 человека[6]:

Полномочия и функции

В задачи Юридического совещания входили[5]:

  • юридическая оценка постановлений, указов Временного правительства и распоряжений Министерств,
  • представление юридических заключений по отдельным вопросам деятельности органов Временного правительства,
  • подготовка документов для Учредительного собрания (с 26 июля 1917 года).

Деятельность

ЮС стало ключевым звеном в системе законотворческой деятельности Временного правительства — в течение 1917 года через рассмотрение ЮС прошли все наиболее важные законопроекты[5]. Всего за время своей деятельности Юридическое совещание приняло и передало на рассмотрение Временному правительству 56 законопроектов[7]. При этом, основной и наиболее насыщенный период работы совещания пришелся на март — май 1917 года. За этот короткий период ЮС провело 18 заседаний и представило Временному правительству 31 доклад по ряду сложных юридических вопросов: были подготовлены постановления об актах верховного управления, утвержденных до 27 февраля 1917 года, об использовании статьи 87 Основных государственных законов, о волостном земском управлении, было подготовлено постановление о функциях самого ЮС, а также текст присяги министров и ряду других вопросов[2].

Юридическое совещание принимало активное участие в работе Учредительного собрания. Ведомство подготовило[1]:

  • проект организационного статута Учредительного собрания и справки о подготовке к созыву Собрания;
  • справку о государственном устройстве Финляндии, выдержки из законодательных актов иностранных государств;
  • пакета документов, касающихся взаимоотношений России и Украины в контексте внесения изменений в нормативно-правовые акты и законодательство.

Структурные подразделения

При Юридическом совещании функционировали следующие структурные подразделения[1][8]:

  • Особая межведомственная комиссия для установления единообразного отношения всех ведомств к требованиям Ликвидационной комиссии по делам Царства Польского,
  • Особая комиссия по составлению проекта Основных законов,
  • Комиссия по ликвидации сословных учреждений,
  • Управление комиссара по делам Украины.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Е. Д. Неверов, А. С. Туманова. Юридическое совещание при Временном правительстве: правовые основания и содержание деятельности. — М., 2016. — 49 с.
  2. 2,0 2,1 Е. Д. Неверов. Капитал революций. Юридическое совещание при Временном правительстве: поиск бюрократических практик в условиях революции / Под редакцией: Р. В. Пырма, И. А. Помигуев. — М.: КноРус, 2018. — С. 169 — 176.
  3. Российский либерализм середины XVIII - начала XX века: энциклопедия / под ред. В. В. Шелохаева. — М., 2010. — С. 41. — 1064 с.
  4. Преподаватель Московского коммерческого института, член Конституционно-демократической партии
  5. 5,0 5,1 5,2 Редких С. В. Процедура нормоконтроля в деятельности Юридического Совещания Временного правительства (рус.) // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — 2009. — № 31 (169). — С. 111 — 114.
  6. Что такое юридическое совещание - В составе юридического совещания преобладали члены кадетской партии: Н.Н. Авинов. www.bibliotekar.ru. Дата обращения: 27 октября 2021.
  7. С. В. Редких. Роль Юридического совещания в правотворческом процессе Временного правительства 1917 г..
  8. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории России ХIХ — начала ХХ в. Путеводитель. (рус.) // Государственный архив Российской Федерации по истории России ХIХ — начала ХХ в.. — 1994. — Т. 1, № 1792.
  9. Статья 96 Свода основных государственных законов Российской империи регулировала порядок утверждения законодательных актов