Юноша и смерть
Юноша и Смерть (фр. Le Jeune Homme et la Mort) — одноактный балет в 2 картинах на музыку «Пассакальи» Иоганна Себастьяна Баха. Идея и либретто Жана Кокто, хореография и постановка Ролана Пети[1].
Либретто
Основой балета послужило стихотворное либретто Ж. Кокто[2]:
Юноша в студии — в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она — причина его отчаяния.
Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.
Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.
С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это — Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.
Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.
История создания
По воспоминаниям Ролана Пети, первоначальный толчок к созданию спектакля ему дал Борис Кохно. Он предложил хореографу поставить одноактный балет на танцовщика руководимой Пети труппы «Балет Елисейских полей» Жана Бабиле и подсказал обратиться за либретто к Жану Кокто.
Кокто сходу сымпровизировал сюжет, а также показал Пети наметки будущей пластической характеристики героев. Ему же принадлежала идея музыкального и декорационного оформления балета[3].
Музыка
И.С.Бах Пассакалья и фуга до минор | |
в исполнении Авадагина Пратта с авторскими каденциями и вариациями. | |
Помощь по воспроизведению |
В пору создания «Юноши и Смерти» Кокто искал новый принцип взаимодействия музыки и сцены, отличный от бытовавшего в традиционном балетном театре[4]. Он предоставил Пети право использовать в работе любую музыку, впоследствии предполагая заменить её на другую.
Пети ставил под популярную джазовую песню «Фрэнки и Джонни». Перед премьерой Кокто решил, что спектакль должен идти в сопровождении классической музыки. В итоге к уже законченной постановке был подобран новый музыкальный ряд — «Пассакалия» Баха в оркестровке Респиги. Причем готовая хореография накладывалась на «Пассакалию» чисто механически, без синхронизации звуковых и пластических акцентов[3].
Существует легенда, согласно которой на премьере авторы балета неожиданно поняли, что сценическое действие может не уложиться в протяженность «Пассакалии» и стали торопить исполнителей. Этот миф опроверг Пети. Он указал, что одной из причин выбора Пассакалии явилось как раз то, что она идеально подходила по длительности[3].
Первоначально Кокто предполагал использовать в качестве музыки балета попеременно «Пассакалию» и увертюру к опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта», но этот замысел осуществлен не был[4].
Декорации и костюмы
Концепцию оформления балета разработал Кокто. Задник первой картины по его плану исполнил Жорж Вакевич. У авторов не было средств для производства сложной декорации ночного Парижа для второй картины, поэтому они использовали готовую декорацию из фильма «Мартин Руманьяк» (её автором был также Вакевич)[3].
Костюм Юноши в оригинале представлял собой простую репетиционную одежду исполнителя. Платье Смерти сшила Каринская по эскизу К. Берара[3].
Сценическая жизнь
Балет Елисейских полей
Премьера прошла 25 июня 1946 года на сцене Театра Елисейских Полей
- Действующие лица
- Юноша — Жан Бабиле
- Смерть — Натали Филиппар, затем Зизи Жанмер, Клер Сомбер
Американский театр балета
Премьера прошла 9 апреля 1951 года на сцене Метрополитен-Опера
- Действующие лица
- Юноша — Жан Бабиле
- Смерть — Натали Филиппар
Ла Скала
Премьера прошла в 1955 году
Новая постановка в 2006 году
- Действующие лица
- Юноша — Роберто Болле
- Смерть — Дарси Бассел
Государственная парижская опера
Премьера прошла в 1990 году
- Действующие лица
- Юноша — Кадер Беларби
Мариинский театр
Премьера прошла 25 марта 1998 года
Дирижёр-постановщик — Г. Плисс-Стеренберг
- Действующие лица
- Юноша — Фарух Рузиматов, затем Вячеслав Самодуров, Андриан Фадеев
- Смерть — Ульяна Лопаткина, затем Диана Вишнёва, Юлия Махалина
Большой театр
Премьера прошла 4 июня 2010 года
Дирижёр-постановщик — Павел Клиничев, художник по свету — Жан-Мишель Дезире, ассистент хореографа-постановщика — Луиджи Бонино
- Действующие лица
- Юноша — Иван Васильев
- Смерть — Светлана Захарова, затем Светлана Лунькина
Интересные факты
Поскольку хореография «Юноши и Смерти» не привязана к музыке, под которую исполняется этот балет, от исполнителей требуется не соотносить свои движения со звучанием оркестра, а танцевать «отдельно» от него. С целью достижения нужного эффекта балет часто предварительно разучивают без музыкального сопровождения[источник не указан 3006 дней].
Экранизации балета
- 1955 — «Юноша и смерть», в ролях — Жан Бабиле, Клер Сомбер
- 1966 — «Юноша и смерть», в ролях — Рудольф Нуреев, Зизи Жанмер
- 1985 — «Белые ночи», в ролях — Михаил Барышников, Флоренс Фор
- 2006 — «Юноша и смерть», в ролях — Николя Ле Риш, Мари-Аньес Жило
Примечания
- ↑ Юноша и смерть (недоступная ссылка). Архивировано 13 мая 2013 года. // Балет: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ Краткое содержание балета (недоступная ссылка). на сайте Большого театра. Архивировано 24 ноября 2012 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Р. Пети. О замысле балета // Юноша и Смерть / Буклет к премьере спектакля Большого театра. — М.: Литературно-издательский отдел Большого театра, 2010. — С. 11. — 46 с.
- ↑ 4,0 4,1 Шкарпеткина О. Ю. Мимодрама Жана Кокто «Юноша и Смерть» и её значение в современной хореографии. . Архивировано 14 сентября 2012 года. — Автореф. канд. дисс. М., 2011]