Юй чжоу
Юй чжоу (с кит. — «космос», «пространство-время», «универсум») — одна из категорий китайской культуры и китайской философии. Используется для описания одного из аспектов Вселенной — единства пространства и времени, космического структурного порядка[1].
Единство пространства и времени отражено в этимологии слова «юй чжоу» — первый из двух иероглифов содержит в себе символ двух перпендикулярных балок, на которых держится крыша здания[1].
Категория юй чжоу оформилась в нынешнем её смысловом значении, объединив в себе предшествующие понятия, которые рассматривались в работах классических китайских философов, например[1]:
- в «Чжуан-цзы» посредством понятий юй (безграничности пространства) и чжоу (безграничности времени, не имеющего начала и конца) объяснялась сущность дао,
- Мо-цзы (V-IV вв. до н.э.) оперировал понятием юй, чтобы описать пространство как включающее в себя «все различные местоположения», а затем объединил его с временной составляющей в словосочетании юй ту цзю, что означает «длительность последования в пространстве».
Со II века до н.э. термин юй чжоу стал использоваться в философских работах. В «Хуайнань-цзы» он соотносился с идеей единотелесности Неба и Земли, а сама Вселенная сравнивалась с «телом одного человека». Эти идеи стали основой для важнейшего в китайской философии и науке представления о гомоморфизме макрокосма и микрокосма[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Юркевич, 2006, с. 638.
- ↑ Юркевич, 2006, с. 639.
Литература
- Юркевич А. Г. Юй чжоу // Духовная культура Китая. — М.: Восточная литература, 2006. — Т. 1. — С. 638-639. — 727 с. — ISBN 978-5-02-018431-4.