Южно-Кузбасская ветвь Западно-Сибирской железной дороги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Южно-Кузбасская ветвь Западно-Сибирской железной дороги
Технические данные

Южно-Кузбасская ветвь Западно-Сибирской железной дороги — железнодорожная линия, соединяющая Новокузнецк c городами и посёлками юга Кемеровской области. Строительство началось в 1929 и закончилось в начале 1941 года.

Электрифицирована с 1971 года.

В настоящее время является частью Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Нумерация километров начинается от станции Юрга на Транссибе (0 км), Новокузнецк — 380 км.

Проходит по территории Куйбышевского района Новокузнецка (до Абагуровского), городов Калтан (от Шушталепа до Малиновки) и Осинники, Еланского от родников до Ашмарино, Орловского (от Малиновки до Пионерлагеря), Кузедеевского, Сосновского, Центрального сельских поселений Новокузнецкого района, Мундыбашского, Темиртауского, Казского, Таштагольского городских и Каларского сельского поселения Таштагольского района.

Перейти к шаблону «Новокузнецк — Таштагол» Новокузнецк — Таштагол
На Артышта II
На Заводскую-Сорт.
ОАО «НКМК»
Подъездные пути
378,1 Новокузнецк
Подъездные пути
Парк Г
На Полосухино
Вытяжной парк
382,4 383 км
Сортировочный парк
На Абагурскую аглофабрику
Сортировочная горка
384,7
6,6
Новокузнецк-Вос.
На Абакан
387,0 О.п. 9 км (Красная Горка)
Кондома
388,2 Абагуровский
О.п. Муратово
389,0 О.п. 11 км (Родники)
Обход г. Новокузнецка
393,0 Смирновка
394,2 О.п. 395 км
396,7 рзд.396 км
397,2 О.п. 398 км
399,0 Ашмарино
401,6 Осинники
р. Кандалеп
Осинниковский трамвай
ОАО «Осинниковский РМЗ»
Осинниковский трамвай
шахта «Осинниковская»
404,2 О.п. 405 км
408,5 Шушталеп
411,6 О.п. 412 км
414,1 Калтан
ООО «Калтанский ЗМК»
Южно-Кузбасская ГРЭС
Кондома
разрез «Корчакольский»
416,2 О.п. 417 км
421,2 О.п. 422 км
ст. Чёрный Калтан
р. Калтанчик
424,2 Сарбала
427,2 О.п. 428 км
430,8 О.п. 431 км
шахта «Алардинская»
ст. Малиновская
433,0 Малиновка
434,8 О.п. 435 км
437,2 О.п. Пионерский лагерь
441,7 Кузедеево
р. Большой Теш
448,8 О.п. 449 км
452,0 Осман
456,8 О.п. Подкатунь
460,6 О.п. 461 км
466,6 О.п. Кузнецкий Артек
Тельбес
468,7 Мундыбаш
471,6 О.п. 472 км
Учула
Р366
480,2 Учулен
р. Учула
+5,0 О.п. 5 км
+6,4 Ахпун (Темиртау)
484,8 О.п. 485 км
487,1 О.п. Каштау
+4,5 Каз (Каз)
494,1 Тенеш
506,9 Алгаин
Анзас
510,0 О.п. 510 км
515,6 О.п. 516 км (Петухов Лог)
520,6 О.п. 521 км
Мундыбаш
526,6 О.п. 527 км
531,3 Калары
р. Базанча
533,6 О.п. 534 км
537,6 О.п. 538 км
544,6 О.п. 545 км
550,8 Чугунаш
+18,6 Шерегеш (Шерегеш)
рзд. Турист
Шалым
Шалым
Шалым
568,4 Кондома
Таштагольский КЗ
571,2 О.п. 571 км (Поспелово)
Кочура
Таштагольский рудник
Кондома
575,6 Таштагол

История

Новокузнецк-Пассажирский (вокзал)
Новокузнецк-Пассажирский (станция)
перегон 383 км-Новокузнецк-Пассажирский
о.п. Родники
Кондома рядом с Осинниками
Мундыбаш
Вокзал станции Таштагол

В 1914 году в связи с открытием рудных и угольных месторождений акционерное общество «Копикуз» решило строить железную дорогу к Тельбесу. Первый участок был спроектирован в 1914 до нынешней платформы Красная Горка и далее по левому берегу Кондомы. В 1929 началось строительство железной дороги к Южному Кузбассу. Строительство дороги велось силами заключённых Горношорского лагеря. К 1932 железная дорога дошла до станции Кандалеп (Осинники). К 1936 году построена линия от Кандалепа до Мундыбаша, к 1940 году железная дорога дошла до Таштагола, в том же году построены ветви на Ахпун. В 1945 построена железная дорога через Шалым на Шерегеш (до 1958 узкоколейная [1], в 1956 на Каз, а в 1973 — ветвь до Абагура-Лесного. С 1969 электрифицирована линия от Новокузнецка до Мундыбаша на постоянном токе 3000В, а в 1970 — от Мундыбаша до Таштагола. В 1971 году электрифицированы участки Учулен — Ахпун, Тенеш — Каз, Кондома — Шерегеш, в 1973 ветка Абагуровский — Абагур Лесной.

Участок Новокузнецк — Мундыбаш обслуживался депо ст. Новокузнецк, участок Мундыбаш — Ахпун — желдорцехом Мундыбашской аглофабрики. Далее депо начало обслуживать участок Мундыбаш — Чугунаш. Участок Чугунаш — Таштагол обслуживался силами горнорудного управления КМК. В сторону Чугунаша в 1943 году ходило 4 товарных поезда и 1 пассажирский, в сторону Таштагола — 2 поезда. С 1955 года перевозки по маршруту Кондома — Таштагол и Кондома — Шерегеш осуществляет коллектив оборотного депо Кондома. С 1961 года начинается переход на тепловозную тягу. С 1969 после электрификации дорога обслуживается депо ст. Новокузнецк[2].

Описание

После 1924 года в связи с строительством угольных и металлургических объектов, была создана ветка от Транссиба Юрга — Топки — Белово (217) — Артышта (240) — Кузнецк — Таштагол (510). К 1938 Горно-Шорская железная дорога была построена. Часть кузбасской магистрали от Новокузнецка составляли Южно-Кузбасскую железную дорогу. Дорога начинается от Новокузнецка. Первые 50 км линии находятся около реки Кондома, где много дачных посёлков жителей Новокузнецка. От Малиновки до Мундыбаша линия идет по узкой полосе в долине между горами и рекой. От Мундыбаша до Таштагола линия проходит по малонаселённым местам, посёлки расположены в нескольких километрах от линии. Участок Мундыбаш — Таштагол имеет расчётный подъём 16 % в нечётном направлении и 19 % в чётном направлении.

Соседи

Кузбасская магистраль, Томусинский участок Южносибирской магистрали (Новокузнецк — Абакан — Тайшет). Ветка от Новокузнецка-Восточного и от Абагура. Ветвь на ЗСМК от 383 км.

Достопримечательности

Проходит у нескольких предприятий: Южно-Кузбасской ГРЭС, Абагурской аглофабрики, Мундыбашской аглофабрики (ликвидирована) Калтанского тепличного комбината. Видны достопримечательности Кузедеева — Липовый остров. Видно церкви в Новокузнецке, Осинниках, Калтане, Мундыбаше, Темиртау. Соколиные горы у станции Новокузнецк-Восточный. Пересекает объездную дорогу Новокузнецка в районе о. п. Родники, из Мундыбаша в Таштагол. Имеются регулируемые переезды: дорога из Осинников до Сосновки (405 км), выезд из Калтана в Малышев Лог, из Калтана в Сарбалу, выезд из Сарбалы. Паровоз-памятник на горе Семафорной около Мундыбаша.

Мост через Кондому (400 м) между Красной Горкой и Абагуровским разъездом.

Пешеходные мосты через станции Новокузнецк-Пассажирский, Новокузнецк-Восточный, Осинники, Мундыбаш.

Остановочные пункты

Основание остановок: 1932 — Абагуровский, Осинники. 1936 — Кузедеево, Осман, Ахпун. 1940 — Шушталеп, Учулен, Алгаин, Чугунаш, Таштагол. 1942 — Каштау. 1949 — Калтан. 1952 — Калары, Кондома. 1953 — Малиновка. 1957 — Новокузнецк-Восточный. 1958 — Смирновка, Ашмарино. 1961 — Тенеш. 1963 — Шерегеш. 1965 — Каз. 1968 — Кузнецкий Артек. 1970 — Пионерлагерь. 1975 — 428 км. 1986- Родники, Комсомольская площадка (до 1990).

Станции по классам: внеклассный — Новокузнецк-Восточный, 1 — Новокузнецк; 2 — Малиновка; Мундыбаш [3]; 3 — разъезд 396 км, Осинники, Калтан, Каз, Кондома, Шерегеш, Таштагол; 4 — Ахпун; 5 — Абагуровский, Осман, Учулен, Тенеш, Алгаин, Калары, Чугунаш.

Маршруты поездов

Электрички

  • Новокузнецк — Таштагол — Новокузнецк (по чётным числам)
  • Новокузнецк — Ахпун — Новокузнецк (2 раза в день)
  • Новокузнецк — Мундыбаш — Новокузнецк (3 по 2 раза в день)
  • Новокузнецк — Малиновка — Новокузнецк (3 раза в день)

Ранее ходили пассажирские поезда Новокузнецк — Таштагол и Кемерово — Таштагол — Кемерово. Имелись маршруты электричек до 398 км, Осинников, Калтана, Сарбалы, Кузедеева, Османа, Учулена, Тенеша. С 1980 по 1990 по железной дороге курсировали туристические поезда до Тенеша (до 1987) и Чугунаша (с 1987).

Эксплуатация

  • Калтанская дистанция электроснабжения
  • Дистанция пути ПЧ-33(Новокузнецк) до станции Таштагол

Интересные факты

В поезде Ленинград-Шерегеш в 1964 году Юрием Кукиным была написана песня За туманом.

См. также

Примечания