Эшман, Иоганн Карл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоганн Карл Эшман
литография 1860 г.литография 1860 г.
Основная информация
Имя при рождении нем. Johann Carl Eschmann
Дата рождения 12 апреля 1826(1826-04-12)
Место рождения Винтертур
Дата смерти 17 октября 1882(1882-10-17) (56 лет)
Место смерти Цюрих
Страна  Швейцария
Профессии композитор, пианист
Инструменты фортепиано

Иоганн Карл Эшман (нем. Johann Carl Eschmann; 12 апреля 1826, Винтертур — 17 октября 1882, Цюрих) — швейцарский композитор и пианист.

Биография

Иоганн Карл Эшман происходил из разветвлённой семьи музыкантов, сын Генриха Эшмана (1802—1882), руководителя военных оркестров в Цюрихе и Винтертуре. Учился в Цюрихе у пианиста Александра Мюллера, затем в 18451847 годах в Лейпцигской консерватории у Феликса Мендельсона, Игнаца Мошелеса и Нильса Гаде. По возвращении в Цюрих концертировал как пианист, был дружен с Рихардом Вагнером. В 18501859 годах жил и работал как музыкальный педагог в Винтертуре, в 18591866 годах в Шафхаузене, затем вернулся в Цюрих.

Творческое наследие Эшмана включает струнный квартет и другую камерную (прежде всего фортепианную) музыку, хоровые сочинения. Произведения Эшмана отмечены влиянием Мендельсона и Шумана, в 1877 году их в превосходных тонах рекомендовал своему издателю Иоганнес Брамс. Музыковед Крис Уолтон доказывает, что песня Эшмана «Полдень» подсказала Вагнеру один из мотивов в опере «Золото Рейна». Замечательны песенные композиции Эшмана на стихи его друга и земляка, поэта Августа Корроди, которые своим эмоциональным и звукоподражательным звучанием напоминают музыку Шумана и Шуберта, но в то же время воспроизводят современные разработки новой немецкой школы. В остальном Эшман считается довольно консервативным композитором.

После смерти композитора его музыка была прочно забыта и вновь начала исполняться только в XXI веке. Большим успехом пользовался справочник Эшмана «Путеводитель по фортепианной литературе» (нем. Wegweiser Durch Die Klavier-Litteratur; 1871), выдержавший к 1925 году 10 изданий. Кроме того, Эшману принадлежит книга «Сто афоризмов. Опыты, дополнения, исправления и побуждения в итоге 30-летней практики учителя фортепиано» (нем. Ein hundert Aphorismen: Erfahrungen, Ergänzungen, Berichtigungen, Anregungen als Resultate einer 30jährigen Klavierlehrerpraxis; 1878, переиздание 1899 под редакцией Эрнста Радеке, женатого на дочери Эшмана).

Литература

Ссылки