Эффект генерации
В статье есть список источников, но не хватает сносок. |
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Эффект генерации (англ. generation effect) — мнемический эффект, характеризующийся более высоким уровнем запоминания информации, достроенной (сгенерированной) самим человеком в сравнении с аналогичной информацией, предъявляемой в целом виде для чтения, просмотра или прослушивания[1][2].
Данный эффект в ходе своих исследований открыли американские когнитивные психологи Н. Сламека (N. Slamecka) и П. Граф (P. Graf) в 1978 году. Статья, в которой они опубликовали свое исследование, связанное с эффектом генерации, носит название «The generation effect: delineation of a phenomenon». В ходе исследования Н. Сламека и П. Граф провели 5 простых экспериментов, которые были направлены на сравнение запоминания стимулов (слов), которые были сгенерированы самими субъектами, и стимулов, которые были просто представлены испытуемым для чтения. Во всех случаях уровень воспроизводимости и припоминания в условиях достраивания (генерации) был выше, чем в условиях простого чтения. Впоследствии существование феномена эффекта генерации было подтверждено неоднократно в различных исследованиях.
Стоит также отметить, что еще в 40-х годах XX века эффект генерации был подробно описан советским психологом, специалистом в области психологии памяти П. И. Зинченко, наряду с другими мнемическими эффектами. Зинченко обнаружил, что дети намного лучше запоминают числа в арифметических задачах, придуманные ими самими, чем числа, которые им предъявлялись в готовых примерах. Но стоит отметить, что только после исследования Н. Сламеки и П. Графа произошло закрепление эффекта генерации как самостоятельного в экспериментальной науке.
Эффект генерации проявляется, в первую очередь, за счет более сложной (детальной) обработки достраиваемой информации. Более глубокая обработка несет в себе больше смысловой нагрузки, в то время как простое «считывание» информации сводится всего лишь к аудиальной, визуальной или другой «поверхностной» обработке входного стимула. Наряду с этим, в качестве объяснения данного феномена следует то, что генерация информации требует больше когнитивных усилий и затрат, чем чтение, что способствует лучшей запоминаемости такого рода информации. Также процесс генерации предполагает установление большего числа ассоциативных связей, что увеличивает количество «маршрутов доступа» к сгенерированной информации, в отличие от простого «считывания».
Примечания
- ↑ Larry L. Jacoby. On interpreting the effects of repetition: Solving a problem versus remembering a solution (англ.) // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. — 1978-12-01. — Vol. 17, iss. 6. — P. 649–667. — ISSN 0022-5371. — doi:10.1016/S0022-5371(78)90393-6.
- ↑ APA PsycNet . doi.apa.org. Дата обращения: 7 ноября 2021.
Литература
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — Воронеж: МОДЭК, Институт практической психологии, 1996. — 544 с.
- N. Slamecka, P. Graf. The Generation Effect: Delineation of a Phenomenon. — 1978.