Эфтимиади-Менегаки, Фросо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фросо Эфтимиади - Менегаки
греч. Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη
Портрет работы художника Димитриса Вицориса, 1938 годПортрет работы художника Димитриса Вицориса, 1938 год
Имя при рождении Эвфросини
Жанр скульптура
Учёба Kunstgewerbschule Wien

Фрόсо Эфтимиади — Менегаки (греч. Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη), Константинополь, 1916 — Афины,1995) — одна из самых видных женщин скульпторов Греции XX века[1].

Биография

Фросо Эфтимиади родился в греческой семье Константинополя. После Малоазийской катастрофы (1922) семья предпочла покинуть родной город и поселилась в Афинах, хотя согласно решениям Лозаннского мирного договора греческое население Константинополя исключалось из насильственного обмена населением. В период 1933—1937 Эфтимиди училась в Государственной школе прикладных искусств Вены(Kunstgewerbschule Wien, сегодняшний Universität für angewandte Kunst Wien) в классе Роберта Обзигера. В 1937 году Эфтимиади вернулась в Афины и работала исключительно с глиной керамистом. В этот период её произведениями в основном были фигурки животных.

После окончания Второй мировой войны и с началом Гражданской войны в Греции (1946—1949), она уехала в 1946 году в Париж, где работал у Марселя Жимона (Marcel Gimond, 1894—1961)[2].

Гражданская война в Греции продолжалась, и в период 1947—1949 гг. Эфтимиади жила в Аргентине, изучая искусство регионов бывших в составе империи инков. За несколько месяцев до окончания Гражданской войны, в июне 1949 года Эфтимиади вернулась в Грецию.

В 1958 году, по приглашению министерства иностранных дел США, Эфтимиади уехала в эту страну, где на протяжении четырёх месяцев изучала современное американское искусство и подверглась значительному влиянию работ американского скульптора Александра Колдера. В период 1954—1967, она совершила ознакомительные художественные поездки во многие страны, таки как Бразилия, Боливия, Перу, Египет, Турция, Марокко, Индия, Таиланд, Китай, Япония, Ирак, Непал, Камбоджа, остров Бали и пр.

За свой вклад в греческое искусство Фросо Эфтимиади-Менегаки в 1974 году награждена Афинской академией. В 1980 году она стала первой женщиной предложенной избранию в члены этой академии.

Творчество

Фросо Эфтимиади-Менегаки сочетала в своих работах темы движения в спиральных и абстрактных формах и статические конструкции, геометрические и абстрактные[3], с сильным влиянием искусства первобытных народов и цивилизаций. Она использовала в своих работах как глину, так и железо и кованую латунь.

До середины 50-х годов Фросо Эфтимиади — Менегаки создала ряд терракотовых бюстов, включая бюсты Никоса Казандзакиса и Димитриса Пикиониса, но в основном продолжала создавать фигуры животных и птиц, в особенности любимых ею сов[4]. Искусствоведы отмечают, что она была первой женщиной скульптором в Греции, которая занялась «зоопластикой». С 1955 года её абстрактное творчество выражено интенсивной геометрической тенденцией и она использует исключительно листы или стержни латуни ли железа.

В 1970 году, на Первом афинском кладбище она создала мраморный памятник своему мужу, Манолису Менегакису, также выполненный в абстрактной манере[5].

Выставки

В 1939 году, до начала Второй мировой войны, Эфтимиаду приняла участие в выставке в Нью-Йорке, где греческая делегация была впервые разделена поровну на мужчин и женщин[6]. Фросо Эфтимиаду — Менегаки представила свои работы на персональных выставках в Греции и за её рубежами: Буэнос-Айрес (1947), Афины (1954, 1961, 1962), Лондон (1955). Она приняла также участие в различных международных мероприятиях, включая Международную выставку керамики (Канны,1955), Биеннале в бразильском Сан-Паулу (1959), где получила первый приз, Международная выставка современной скульптуры в парижском Музее Родена (1956, 1961), Всемирной выставке Нью-Йорка (1965), в Биеннале Александрии (1963—1964), Салон Новой Скульптуры Парижа (1968, 1969) и др.

Её работы хранятся в Национальной художественной галерее[7], Музее изящных искусств Буэнос — Айреса, в Музее современного искусства Каира, в Коммерческом банке Греции (Салоники), в здании Афинского муниципалитета и пр.

Дом Эфтимиади-Менегаки

Дом скульптора Фросо Эфтимиаду — Менегаки в квартале Киприаду, Афины.

Афинский квартал Киприаду, где в своё время проживали многие художники представители т. н. «Поколения 30-х», художник Яннис Моралис именовал «Школой Киприаду»[8]. Дом Эфтимиади-Менегаки в квартале Киприаду, по улице Грипари 10, является характерным образцом городской архитектуры межвоенных лет, с явными признаками архитектурной манеры Ар-деко.

Решением исполнителей завещания скульптора, начата реставрация её дома и превращение его в музей и выставочный зал.

Источники

  • Στέλιος Λυδάκης: «Οι Έλληνες Γλύπτες — Η νεοελληνική γλυπτική: ιστορία — τυπολογία — λεξικό γλυπτών», τόμ. 5ος, σελ. 320, Εκδοτικός οίκος «ΜΕΛΙΣΣΑ», Αθήνα, 1981.
  • Εγκυκλοπαίδεια Πάπυρος — Λαρούς — Μπριτάνικα, λήμμα «Ευθυμιάδη — Μενεγάκη, Φρόσω», τόμ.25, σελ. 100, Εκδόσεις Πάπυρος, Αθήνα, 1996.
  • «ΕΛΛΑΣ» (Η ιστορία και ο πολιτισμός του Ελληνικού Έθνους από τις απαρχές μέχρι σήμερα), τόμος 2ος, σελ. 606, Εκδοτικός Οργανισμός «Πάπυρος», Αθήνα, 1998.
  • Αρχείο καλλιτεχνών Εθνικής Πινακοθήκης (Ε.Π.Μ.Α.Σ.)

Литература

  • Στα άδυτα της Εθνικής Πινακοθήκης. Άγνωστοι θησαυροί από τις συλλογές της, Εθνική Πινακοθήκη-Μουσείο Αλεξάνδρου Σούτζου, Αθήνα 2011
  • Νίκος Αλεξίου, «Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη. Η ζωή της. Το έργον της», Καινούργια Εποχή, τόμ. 5ος, Χειμώνας 1960, σ. 1, 129—132
  • Τζέλλυ Γεροντοπούλου, «Αι εκδηλώσεις στο Αθηναϊκό Τεχνολογικό Ινστιτούτο για το έργο της Φρόσως Ευθυμιάδη-Μενεγάκη», Ηώς, έτος 5ο, αρ. 57, 1962, σ. 54-58
  • Τώνια Γιαννουδάκη, Εθνική Γλυπτοθήκη. Μόνιμη συλλογή, Εθνική Πινακοθήκη-Μουσείο Αλεξάνδρου Σούτζου, Αθήνα 2006
  • Αντωνία Γιαννουδάκη, Εθνική Πινακοθήκη και Μουσείο Αλεξάνδρου Σούτζου, Ίδρυμα Ευριπίδη Κουτλίδη. Η συλλογή νεοελληνικής γλυπτικής και η ιστορία της 1900—2006 (διδακτορική διατριβή), Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης, Τμήμα Ιστορίας και Αρχαιολογίας, Τομέας Ιστορίας της Τέχνης, Θεσσαλονίκη 2009 (http://ikee.lib.auth.gr/record/115849) (7/5/2015)
  • Α. Δανούβης, «Η γλύπτριά μας Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη», Ηώς, έτος 4ο, αρ. 47, αρ. 6 του 1961, σ. 58-67
  • Φρόσω Ευθυμιάδη, Αθήναι 1973
  • Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη. Βιογραφικό σημείωμα (δκτλ.), χ.χ.
  • Φρόσω Ευθυμιάδη. Γλυπτά 1955—1960, χ.χ. [Αίθουσα Α.Ε. «Δομή», Αθήνα, 1961]
  • Ionel Jianou, Froso Eftimiadi, Arted, editions d’art, Paris 1977
  • Αντρέας Καραντώνης, «Για την εργασία της Ευθυμιάδη», Ζυγός, τ. 65, Απρίλιος 1961, σ. 11-23
  • Λεξικό Ελλήνων Καλλιτεχνών. Ζωγράφοι — Γλύπτες — Χαράκτες, 16ος−20ός αιώνας, επιστημονική επιμέλεια Ευγένιος Δ. Ματθιόπουλος, τόμ. 3, Μέλισσα, Αθήνα 1997—2000
  • Στέλιος Λυδάκης, Οι έλληνες γλύπτες. Η νεοελληνική γλυπτική. Ιστορία-τυπολογία-λεξικό γλυπτών, τόμ. 5, Μέλισσα, Αθήνα 1981
  • Στέλιος Λυδάκης, Η νεοελληνική γλυπτική. Ιστορία, τυπολογία, Μέλισσα, Αθήνα, 2011
  • Ελένη Μάργαρη, Η γυναίκα στη νεοελληνική γλυπτική, Ιωάννινα 2014
  • Τάκης Μάρθας — Τ.Κ. Παπατζώνης, «Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη», Ζυγός, τ. 65, Απρίλιος 1961, σ. 5-10
  • Ηλίας Μυκονιάτης, Νεοελληνική γλυπτική, στη σειρά Ελληνική τέχνη, Εκδοτική Αθηνών, Αθήνα 1996
  • Γεώργιος Νικολακόπουλος, «Φρόσω Ευθυμιάδη. Κεραμική αναγέννηση της Ελλάδος», Κεραμικά Χρονικά, έτος 10ο, τ. 45, Ιούλιος-Σεπτέμβριος 1987, σ. 10-15
  • Ι.Μ. Παναγιωτόπουλος, «Η τέχνη της Φρόσως Ευθυμιάδη», Ευθύνη, τ. 26, Φεβρουάριος 1974, σ. 92-94
  • Τερρακότες. Φρόσω Ευθυμιάδη-Μενεγάκη, Αίθουσα εκθέσεων εφημερίδος «Το Βήμα», Αθήνα, 1954
  • Χρύσανθος Χρήστου — Μυρτώ Κουμβακάλη-Αναστασιάδη, Νεοελληνική γλυπτική 1800—1940, έκδοση Εμπορικής Τραπέζης της Ελλάδος, Αθήνα 1982

Ссылки

Примечания