Этвёш, Петер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Петер Этвёш
Петер Этвёш в 2018 году. Фотограф Гаспар Стекович[венг.]Петер Этвёш в 2018 году.
Фотограф Гаспар Стекович[венг.]
Основная информация
Полное имя венг. Eötvös Péter
Дата рождения 2 января 1944(1944-01-02) (80 лет)
Место рождения Одорхей, Румыния
Страна  Венгрия
Профессии композитор, дирижёр, музыкальный педагог
Награды
Кавалер Венгерского ордена Святого Стефана
Командор ордена Искусств и литературы (Франция) Офицер ордена Искусств и литературы (Франция)

Петер Э́твёш (венг. Eötvös Péter; род. 2 января 1944, Одорхей, Румыния) — венгерский композитор, дирижёр, музыкальный педагог.

Биография

Окончил Будапештскую консерваторию (1965) у Золтана Кодаи, затем стажировался в Кёльнской Высшей школе музыки.

Как дирижёр Этвёш предпочитает работать с коллективами, специализирующимися на исполнении современной музыки, — прежде всего, с французским Ensemble InterContemporain, музыкальным руководителем которого он был в 19791991 гг. Этвёш считается большим специалистом по необычным звучаниям и способам звукоизвлечения.

Произведениями, которые принесли наибольшую славу Этвёшу-композитору, стали оперы «Три сестры» (Лион, 1998; по пьесе Чехова) и «Ангелы в Америке» (Париж, 2004; по знаменитой пьесе Тони Кушнера). Среди других опер: «Балкон» (Экс-ан-Прованс, 2002), «Любовь и другие демоны» (Глайндборн, 2008; по роману Маркеса), «Золотой дракон» нем. Der goldene Drache; Франкфурт, 2014), «Без крови» (итал. Senza sangue; Кёльн, 2015).

Этвёшу принадлежит также значительное количество оркестровой и инструментальной музыки, в том числе для необычных инструментов и составов.

Этвёш также положил на музыку стихи Шандора Вереша и других поэтов.

Как педагог Этвёш работал в Высшей школе музыки Карлсруэ (19921998, 2002-2007) и в Кёльнской Высшей школе музыки (19982001). Среди учеников Этвёша Кваме Райан. В 1991 г. Этвёш основал собственный институт и фонд для поддержки молодых композиторов и дирижёров (без постоянной штаб-квартиры), на смену которому в 2004 г. пришёл фонд «Eötvös Peter Contemporary Music Foundation» (штаб-квартира в Будапеште).

Как дирижёр, работал преимущественно с музыкой XX века. В его аудиозаписи представлены произведения Бартока, Берио, Картера, Куртага, Лахенмана, Лигети, Линдберга, Мадерны, Стравинского, Церхи, Б.А. Циммермана, Шёнберга, Шрекера и, разумеется, его собственные сочинения. Изредка также записывал музыку классико-романтического репертуара (Бетховен, Лист).

Ссылки