Эльблонг
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Город | |||||
Эльблонг | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
54°10′ с. ш. 19°24′ в. д.HGЯO | |||||
Страна | Польша | ||||
Воеводство | Варминьско-Мазурское воеводство | ||||
Мэр | Витольд Врублевский | ||||
История и география | |||||
Прежние названия |
до 1945 — Elbing |
||||
Площадь | 79,82 км² | ||||
Высота центра | 0 м | ||||
Часовой пояс | UTC+1:00, летом UTC+2:00 | ||||
Население | |||||
Население | ↘117 952[1] человек (2012) | ||||
Плотность | 1477 чел./км² | ||||
Цифровые идентификаторы | |||||
Телефонный код | +48 55 | ||||
Почтовые индексы | 82-300 до 82-314 | ||||
Автомобильный код | NE | ||||
Прочее | |||||
Награды | |||||
|
|||||
umelblag.pl (польск.) | |||||
|
|||||
Э́льблонг (польск. Elbląg [ˈɛlblɔŋk]), Эльбинг[2][3] (нем. Elbing ) — город в Варминьско-Мазурском воеводстве Польши.
Город расположен на судоходной реке того же имени (18 км), вытекающей из озера Драузен и впадающей в Фриш-гафф, поблизости от границы с Россией (Калининградская область), породнен с городами Калининград и Балтийск. Река Эльблонг является частью системы Эльблонгского канала (ранее Эльбинг-оберландский канал[4]). Население — 127,9 тыс. жителей (2006 год).
История
Основан в устье Эльблонга крестоносцами (в другом источнике любекцами) в 1237 году[4] под германизированным названием Эльбинг ниже по течению от более древнего города, который принято отождествлять с варяжским Трусо (что близ озера Друзно в верховьях реки Эльблонг).
Существует версия (например, у Хофманна[5]) о связи гидронима Эльблонг с этнонимом гельвиконы (одного из племён объединения лугиев).
При основании относился к Погезании, тогдашней части государства Тевтонского ордена[6].
Статус города получил в 1246 году по Любекскому праву.
В 1360 году из-за чумы погибло 13000 жителей Эльбинга (90 % тогдашнего населения).
Исторически прусский (уже в немецком смысле) город, Эльбинг был центром прусской Помезании.
С 1440 года город состоял в Прусском союзе, который в 1454 году поднял восстание против Тевтонского ордена.
По итогам последовавшей Тринадцатилетней войны, с 1466 года Эльблонг вошёл в состав Королевства Польши как часть её провинции под названием Королевская Пруссия.
28 августа 1710 года крепость Эльбинг, где было 900 человек шведского гарнизона по приказу Петра Первого генерал-майору Ностицу была взята приступом. Шведский гарнизон сдался, было захвачено 260 пушек. Бригадир Федор Балк был назначен комендантом при 200 человек гарнизона[3]. В 1712 году крепость пришлось уступить шведам.
С 1772 года, по итогам Первого раздела Речи Посполитой, город входил в состав Прусского королевства, а затем Германской империи, Веймарской республики и нацистской Германии.
На начало XX столетия Эльбинг был городом и портом в провинции Западная Пруссия Прусского королевства, в нём проживало 52 510 человек. В городе было развито машино и судостроение (локомотивы, сельскохозяйственные машины, миноносцы и тому подобное), торговля хлебом, лесом, углём, льном, маслом, рыбой. На 1925 год в городе проживало 67 878 жителя. На 1933 год - железно-дорожный узел на линии Берлин — Кёнигсберг, имелся аэропорт[7]. В 1937 год город входил в округе Данциг.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, в ходе которой предприятия города были переориентированы на выпуск продукции военного назначения. В 1942 году в Эльбинге началось производство 105-мм дивизионных гаубиц обр.18[8].
23 января 1945 года в город вошли части Красной Армии, после окончания войны город, по решению Потсдамской конференции, вошел в состав Польши. Новое польское население в значительной мере состояло из поляков, переселённых из Советского Союза.
C 1975 года по 1998 год Эльблонг был столицей Эльблонгского воеводства.
-
Двор Артуса до реконструкции 1879 года.
-
Фридрих-Вильгельм-Плац (ныне Славянская площадь) с ратушей, около 1930 года.
-
Вид на собор святого Николая, до 1945 года.
-
Бульвар Сигизмунда Августа, около 1930 года.
Экономика
Эльблонг является крупным центром тяжёлой промышленности (производство турбин, винтов для судов), пищевой промышленности (пивоваренный завод), туризма (Эльблонгский канал с его знаменитыми шлюзами).
Самое большое развитие экономики наблюдалось в период с 1 июня 1975 года по 31 декабря 1998 года, когда город был центром Эльблонгского воеводства. В те годы население сильно росло. В настоящее время город имеет статус городского поселения.
Является важным транспортным узлом. С этим связаны значительные инвестиции: недавно введен в эксплуатацию узел Эльблонг-Восток, значительно сокративший путь из Варшавы и Гданьска в Эльблонг и Калининград (так называемая Берлинка, в настоящее время скоростное шоссе S22 Эльблонг — Гжехотки, до границы с Калининградской областью и погранперехода Гжехотки — Мамоново II, открытое в 2010 году). Это кратчайший путь с запада на восток Европы. Ведётся строительство трассы Эльблонг-Восток — Язово в направлении Гданьска. Благодаря грантам Европейского Союза строятся морской порт, трамвайная сеть и восстановлен Старый город.
Эльблонг является одним из хорошо сохранившихся в археологическом плане польских городов, поэтому его городской музей имеет ряд уникальных экспонатов (например, средневековый лифт).
Население
Эльблонг официально не делится на административные районы, хотя исторически в нём неофициально выделяются Старый город (польск. Stare Miasto), Центр (польск. Śródmieście — Средместье) и ещё 14 районов на юге города, а также 13 районов и городской парк Бажантарня (польск. Bażantarnia) в северной части.
Максимального количества населения Эльблонг достиг в 1999—2000 годах (около 131 000 человек). В настоящее время население города стабильно составляет 128—130 тысяч человек, что связано с эмиграцией жителей (в основном в Великобританию и Германию)[9], нивелирующей рождаемость и переезд в город сельских жителей.
* 30.12.2012
Транспорт
Железнодорожный транспорт
Через город пролегает железная дорога Берлин — Калининград, открытая 19 октября 1852 года[10]. В 1897 году началось строительство железной дороги из Эльблонга в Кёнигсберг, проходящей у Вислинского залива. В мае 1899 года начал действовать участок колеи от Эльблонга до Фромборка, а в сентябре того же года — до Бранёва. В это же время в Эльблонге был открыт железнодорожный вокзал.
Эльблонг имеет железнодорожное сообщение с Гданьском, Слупском, Кошалином, Щецином, Ольштыном (центром воеводства), Белостоком, Мальборком, Берлином (Берлин-Лихтенберг), Сувалками, Калининградом, Варшавой и Катовицами.
Авиация
Ближайший гражданский аэродром находится в семидесяти километрах от города — в Гданьске (Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы).
В пределах города с 1915 года существует травяное поле аэродрома, которое в настоящее время используется аэроклубом.
Водный транспорт
В Эльблонге расположен морской порт, строительство новых причалов[когда?] которого обошлось в тридцать миллионов злотых. Помимо грузовой гавани в порту находится пассажирский терминал с пограничным пунктом, рассчитанным на одновременное обслуживание 200 человек и 30 автомобилей.
Особенностью порта является то, что порт и весь Калининградский (Вислинский) залив отделены от Балтийского моря Вислинской косой, так что суда, направляющиеся в Балтийское море, проходят через Балтийский пролив, находящийся в территориальных водах России. Режим прохождения судов регулируется специальным контрактом на навигационные права, заключённым между Польшей и Россией[11]. В порту Эльблонга, как и в порту Фромборка, проводится оформление судов, следующих через морскую границу в Калининград.
В этой связи важным проектом для развития региона является начавшееся в 2019 году строительство морского канала, пересекающего Вислинскую косу около деревни Сковронки[англ.] Поморского воеводства Польши. Протяженность канала составит 1,3 километра, глубина — пять метров. После завершения строительства морского канала, что ожидается в 2022 году, суда смогут следовать из Эльбонга в Балтийское море и обратно, минуя территориальные воды РФ[12][13].
Городской транспорт
В Эльблонге действуют 5 трамвайных линий и 21 автобусный маршрут (в том числе шесть пригородных, один сезонный и один ночной — маршрут под номером 100).
Эльблонгские трамваи являются муниципальной собственностью. Трамвайная сеть действует в городе с 1895 года, являясь второй по времени открытия в Польше (после Вроцлава). В настоящее время трамвайная сеть города состоит из пяти линий, четыре из которых работают ежедневно, а одна — только по будним дням. Общая длина путей — 32 километра. Ширина трамвайной колеи — 1000 мм. В отличие от многих других городов, в Эльблонге планируется расширений трамвайной сети (на 13 километров к 2013 году).
Воинские части
В городе и его окрестностях расположены следующие войсковые части Войска Польского:
- 13-й Эльблонгский полк ПВО
- 16-й Жулавский ремонтный батальон
- 16-й батальон управления имени Земли Эльблонгской
- 16-я рота химической защиты имени Казимира Ягелло
- 14-й батальон по ремонту аэродромов
Достопримечательности
- Кафедральный собор святого Николая (XIII—XV века), перестроен после пожара, вызванного молнией 26 января 1777 года, в интерьере позднеготические триптихи, готические деревянные статуи апостолов в нефе, бронзовая крестильня 1387 года, готический реликварий Святого Креста, надгробия с середины XIII века
- Ярмарочные ворота 1309 года с остатками городских укреплений
- Эльблонгский канал
- Церковная дорога в Старом городе
- Доминиканский костёл Успения XIII—XVI веков (ныне галерея «El»), частично разрушенный в 1945 году, реконструирован в 1960-х
- Костёл св. Адальберта 1906 года
- Госпитальный костёл Божьего Тела XIII—XV веков
- Костёл Святого Духа XIV века
- Костёл св. Антония XIV века
- фахверховый костёл блаженной Доротеи XVIII века
- Дворец Августа Аббега
- Городской музей
- Пострадавший в 1945 году комплекс бывшего замка и строений в стиле поздней готики, Ренессанса и маньеризма
- Арт-центр «Галерея „Эль“»
- Башня Бисмарка (1904 года, разрушена в 1946 году)
- Площадь Жертв Эльблонгского дела[польск.] (названа в память жертв репрессий 1949 года)
- Памятник борцам с коммунистическим режимом в 1970-х годах
- Синагога (1824 года, разрушена нацистами в 1938 году во время «Хрустальной ночи»)
- Советское воинское кладбище (на кладбище захоронен 2731 советский воин)
Галерея
-
Старинные дома на улице Святого Духа в Эльблонге
-
Ярмарочные ворота в Эльблонге
-
Костёл Святой Девы Марии
-
Церковная улочка
-
Вид на Старый город
-
Строительство в районе Старого рынка
-
Реконструированная улица в районе Старого рынка
-
Памятник юному пекарю — легендарному защитнику города от тевтонских рыцарей
-
Памятник на Советском воинском кладбище в Эльблонге
Интересные факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. |
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
* Из Эльбинга происходит Эльбингский словарик — один из памятников помезанского диалекта прусского языка.[источник не указан 801 день] * В Эльбинге с 1934 года дислоцировалась 21-я пехотная дивизия вермахта, которая большую часть войны провела осаждая Ленинград (1941—1944).[источник не указан 801 день]
Города-побратимы
Примечания
- ↑ demografia.stat.gov.pl (2021-12-22), Wyniki badań bieżących - Baza Demografia - Główny Urząd Statystyczny, <http://demografia.stat.gov.pl/bazademografia/Tables.aspx>
- ↑ Эльбинг // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ 3,0 3,1 Александр Сергеевич Пушкин, 1710, История Петра I.
- ↑ 4,0 4,1 Эльбинг, город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Хофманн, Иоганн Якоб. Lexicon Universale // Historico-Geographico-Chronologico-Poetico-Philologicum. — Genevae, Basileae: Widerhold, Bertschius, (2 Bde.), 1677.
- ↑ Веб-проект "Замки Тевтонского ордена" — замок Эльбинг (Эльблонг) . www.castle.lv. Дата обращения: 22 октября 2017.
- ↑ Эльбинг // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
- ↑ Анатолий Сорокин. 105-мм германская полевая гаубица обр.18 // «Техника и вооружение», № 7, 2017. стр. 40-48
- ↑ Сведения статистического управления Ольштына (недоступная ссылка) (польск.)
- ↑ Baza Kolejowa (польск.)
- ↑ Польша планирует построить новый морской канал в обход РФ . РИА Новости (10 августа 2014). Дата обращения: 27 апреля 2022.
- ↑ Началось строительство канала через Балтийскую косу (18.02.2019). Дата обращения 3 марта 2020.
- ↑ Gróbarczyk: koszt przekopu Mierzei Wiślanej wzrósł o ok. 20 proc. (польск.). GospodarkaMorska.pl (03.02.2020). Дата обращения: 3 марта 2020.
- ↑ Города побратимы Нового Сонча (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июня 2009. Архивировано 8 ноября 2009 года.
Литература
- Дорр (Dorr), «Эльбинг» («Elbing»), Данциг, 1900.
Ссылки
- umelblag.pl — официальный сайт города Эльблонг
- Мегорский Б. В. Штурм Эльбинга в 1710 г.
- Огромный герб польского Эльблонга теперь видно даже из космоса
Топографические карты
- Лист карты N-34-XIV Эльблонг. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1971-1984 год. Издание 1987 г.