Электрогитара
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Электрогита́ра — струнный щипковый электрический музыкальный инструмент, разновидность гитары, имеющая электромагнитные звукосниматели, преобразующие колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и усилен — для воспроизведения через акустическую систему. Слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара».
Электрогитары изготавливаются, как правило, из дерева[1]. Самые распространённые материалы — ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.
Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми-ля-ре-соль-си-ми (E-A-D-G-B-E, от низких нот к высоким). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы, играющие в различных поджанрах экстремального металла. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара — электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для расширения доступного звукового диапазона низких частот. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.
Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, MusicMan[англ.], Jackson, Yamaha, Hamer[англ.], B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.
Появление
Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson[2]. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»).
Фактически применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока. Звукоснимателей может быть установлено как один или два, так и три.
О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что именно он начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Согласно архивному каталогу компании RCA Victor, 22 февраля 1933 года коллектив Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками: эту дату журнал Guitar Player считает официальным днём рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чём свидетельствуют записи, произведённые им в Лос-Анджелесских студиях фирмы Brunswick Records 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф (Leon McAuliffe), юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что «испанскую» гитару первым перевёл в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих. В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешёл в «электричество» не один, а на пару со стил-гитаристом. Впоследствии и Боб Уиллс стал устраивать аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.
Конструкция
Устройство электрогитары включает в себя две главные части: гриф и корпус, а также струны.
- Гриф — служит для управления высотой звучания нот. Изготавливается из дерева и состоит из двух частей: собственно сам гриф и накладка, на которой размещаются лады, которые используются для обозначения позиций нот на грифе. Гриф имеет голову, на которой располагаются колки, которые, в свою очередь, служат для наматывания струн и настраивания гитары. Внутрь грифа устанавливается металлический анкер, играющий роль стержня для компенсации прогиба грифа при воздействии натяжения струн. Также между ладами и головой грифа устанавливается порожек — подставка для поднятия струн над плоскостью накладки грифа.
- Струны — являются непосредственным источником звуковых колебаний, возникающих под воздействием щипков гитариста. Могут различаться по толщине (от 0,08 мм и менее до 0,58 мм и более) и материалу (хром, никель, сталь и т. д.). Состоят из керна, или сердечника (жилы), а также оплётки и бойка.
- Корпус (дека)[3] — служит для закрепления струн, а также электрических элементов и фурнитуры. Как и гриф, в большинстве случаев, изготавливается из дерева (из одного куска или нескольких). На корпусе размещаются бридж (струнодержатель), к которому крепятся струны (может быть различных типов: Floyd Rose, Tune-o-Matic, Tremolo Bar); звукосниматель(и), преобразующие колебания струны в электрический сигнал; темброблок с потенциометрами для управления громкостью и тоном звучания, а также переключателем звукоснимателей; и разъём Jack для подключения кабеля. Дополнительно на деке размещаются крепления для плечевого ремня для игры стоя и пикгард, служащий для защиты корпуса от царапин медиатором при игре.[4]
Применения
В джазе и блюзе
В джаз электрогитара пришла в 1937 году благодаря Эдди Дарэму, техасскому джазмену, игравшему, в числе прочих, с Каунтом Бэйси, который, правда, предпочитал использовать его в качестве тромбониста. Считается, что именно Дарэм первым исполнил гитарное соло (на электрическом National, в «Time Out», запись от 9 августа 1937 года). Первым «электрическим» блюзменом стал Джордж Барнс, 1 марта 1938 года сыгравший в студии — сначала с Большим Биллом Брунзи, затем с Кертисом Джонсом. В 1939 году электрогитару взяли на вооружение чикагские блюзмены Биг Билл Брунзи и Тампа Ред. Затем Мемфис Минни записала «электрическую» версию песни «Me And My Cauffer», принесшую ей первый большой успех. Звездой ранней электрогитары был и Чарли Кристиан, который приобрёл широкую известность в 1939—1942 годах, но славы достичь не успел (в 25 лет он умер от туберкулёза). Историки джаза утверждают, что именно Кристиан стал ключевой фигурой в истории современной электрогитары, оказав влияние на творчество таких мастеров, как Элдон Шэмблин, Мерл Трэвис, Хэнк Томпсон, Чет Аткинс, Билл Блэк, Джимми Брайант, Барни Кессел, Тэл Фарлоу, Уэс Монтгомери.
В рок-музыке
Одновременно с зарождением рок-музыки одним из основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов — Элвиса Пресли, Билла Хейли, однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли. Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.
В 1960-е годы появляется целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. Знаменитый гитарист Джими Хендрикс в корне изменил взгляды на звучание гитары, всяческим образом извлекая из неё новые звуки, используя широкий спектр эффектов. Прежде всего, появились первые педали эффектов дисторшн и фузз, использовавшиеся поначалу группами гаражного рока (Линк Рей, The Sonics, The Kinks), а чуть позже — и более популярными исполнителями (The Beatles, The Rolling Stones). К концу десятилетия начинаются эксперименты с использованием в песнях гитарного фидбэка (The Velvet Underground), а также с более агрессивным и грязным звуком. Последнее привело к появлению в 1970-х годах такого жанра, как хард-рок, наиболее выдающимися гитаристами которого стали Ричи Блэкмор и Джимми Пейдж.
В 1980-х годах, с появлением панк-рока и развитием альтернативного рока, начинаются эксперименты с поиском новых звучаний электрогитары. Важную роль сыграли в этом некоторые группы конца 70-х, например, Joy Division, чей гитарист Бернард Самнер создавал с помощью гитары не столько ритм- или соло-партии в традиционном понимании, сколько атмосферные звуковые ландшафты, воспринимавшиеся при прослушивании песен на подсознательном уровне. Революционную роль в развитии рок-гитары 1980-х годов сыграли Sonic Youth, чьи гитаристы Торстон Мур и Ли Ранальдо, пользуясь нетрадиционными настройками и техниками игры, фидбэками, всевозможными странными гитарными эффектами, смогли создать уникальное звучание, ставшее основой для всей последующей эволюции рока.
Такие группы, как The Jesus and Mary Chain, Big Black, The Jesus Lizard, Pixies, Nirvana, пользовались наработками Sonic Youth, создавая жанр нойз-рока. Из него вышел и поджанр шугейзинга, в котором звучание электрогитары стало максимально отдалённым от привычных стандартов. В песнях шугейз-групп друг на друга накладывалось огромное количество звуковых эффектов, из-за чего гитары иногда звучали как синтезаторы, а традиционные гитарные риффы отходили на задний план, и всё вместе это создавало очень странный, революционный эффект. Брайан Ино назвал это звучание «поп-музыкой будущего». Ведущие группы жанра — My Bloody Valentine (гитаристы Кевин Шилдз и Дебби Гудж), Slowdive, Ride, Pale Saints.
Параллельно с этим в 80-е годы на базе фолк-рока 60-х создавалось более мягкое гитарное звучание, дававшее при наложении множества партий «симфонический» эффект. Огромную роль в развитии такого звука сыграл Джонни Марр из The Smiths.
В академической музыке
В 1950-х-1960-х годах многие композиторы академической музыки стали использовать в своих произведениях электрогитару. Среди таких произведений — Gruppen Карлхайнца Штокхаузена (1955-1957), String Trio Дональда Эрба (1966), The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана (1966). Среди более поздних произведений такого рода — MASS Леонарда Бернстайна (1971), Electric Counterpoint Стива Рейха (1987), Miserere Арво Пярта (1989-1992), Симфония № 4 Лепо Сумеры (1992) с соло электрогитары в третьей части.
В 1980—1990-х годах начали писать произведения для электрогитары и более молодые композиторы. Среди них — Стивен Мэки, Ник Дидковски, Скотт Джонсон, Тим Брэди. Экспериментальные композиторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько «симфонических» произведений для электрогитар, которых иногда требовалось до 100 штук.
Некоторые приёмы игры на электрогитаре
- Hammer-on — наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer (молоток). Гитарист извлекает звук, ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыкальной теории этот приём называется «восходящее легато». Часто используется в рок-музыке для извлечения форшлагов.
- Pull-off — извлечение звука путём резкого отрыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыкальной теории этот приём называется «нисходящее» легато.
- Слайд[англ.] (англ. Slide) — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой (иногда и правой) руки или медиатором (в таком случае называется pick slide). «Скольжение» достигается за счёт плавного движения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В теории музыки — «глиссандо». В блюзе (иногда также и в роке) вместо пальца используется слайд — специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.
- Bend — один из основных приёмов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше. Для исполнения бэнда на открытых струнах может использоваться нажатие на струну за нулевым порожком гитары, либо же рычаг струнодержателя, если гитара им оборудована.
- Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее высоту звука.
- Тэппинг — звук извлекается приёмами Hammer-on, Pull-off и Слайд на грифе гитары как одной, так и двумя руками.
- Palm mute — приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка (бриджа/струнодержателя) гитары для получения более сухого, агрессивного звука.
- Флажолет — одновременно с извлечением звука к струне прикасаются в области, делящей её на две части в определённом соотношении (пополам, на треть и т. д.). В результате гасится основной тон и ряд обертонов, остаются лишь те из них, чьи стоячие волны на струне имеют узел в точке прикосновения (например, при делении пополам гасятся все нечётные гармоники), звук становится выше и меняет тембр. Также часто называется «натуральным флажолетом». Звук извлекаемой ноты становится выше на октаву и более, в зависимости от места касания струны правой рукой. Чаще всего извлекается в трех местах — на пятом, седьмом, и двенадцатом ладу.[5]
- Искусственный флажолет — в основном используется в рок-музыке, в сочетании с эффектом distortion. При исполнении этого приёма, одновременно со звукоизвлечением медиатором, правая рука касается струны в области удара (как правило, большим пальцем, после проскакивания медиатора). Чтобы не заглушить звук струны, касание правой рукой делается очень коротким. При этом, как и в случае натурального флажолета, гасится основной тон и часть обертонов, звук повышается на октаву и более.[5]
- Переменный штрих — гитарная техника, в которой удары медиатором вниз чередуются с ударами вверх. Более скоростной его вид называется тремоло.
- Даунстрок — гитарная техника, в которой удары медиатором совершаются только вниз. С техникой Palm mute и эффектом дисторшн получается агрессивный, сухой, пробивной звук.
- Свип — это один из скоростных приёмов игры, в котором используются метущие движения медиатором.
Оборудование
- Комбоусилитель (комбик) — усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус. Основной элемент создания гитарного звука. Усилитель может быть построен на электронных лампах (ламповый) или полупроводниках (транзисторный или микросхемный).
- Педаль эффектов (примочка) — устройство, обрабатывающее звук гитары. Обычно одно устройство реализует один тип эффекта, реже — два и более. Наиболее известные эффекты:
- Overdrive — моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.
- Distortion — эффект «жёсткого» искажения, используется в рок-музыке и почти во всех её направлениях.
- Fuzz — эффект, основанный на нелинейном искажении звука электрогитары транзисторными (впоследствии, также цифровыми) устройствами с полной потерей огибающей сигнала.
- Chorus — имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20—30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.
- Wah (Wah-wah, «квакушка») — эффект, позволяющий динамически изменять тембр звучания гитары.
- Гитарный процессор — устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Реализует несколько типов эффектов с возможностью их комбинирования.
- Гитарный медиатор — тонкая пластинка с заострённым концом, предназначенная для приведения в состояние колебания струн гитары. В отличие от классической и акустической гитары, в технике игры на электрогитаре преобладает использование медиатора.
Примечания
- ↑ Нетрадиционные гитарные материалы
- ↑ Electric Guitar History (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 октября 2007. Архивировано 8 сентября 2007 года.
- ↑ Устройство электрогитары. Гитаристам . www.studio.starport.ru. Дата обращения: 5 апреля 2021.
- ↑ Устройство электрогитары . gitarre.ru. Дата обращения: 24 января 2021.
- ↑ 5,0 5,1 Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих. (рус.) ?. Pereborom.ru (22 июля 2017). Дата обращения: 24 января 2021.
Ссылки
- Гитара в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
- Исторические данные о появлении гитар