Бранка, Гленн
Гленн Бранка | |
---|---|
англ. Glenn Branca | |
![]() | |
Основная информация | |
Полное имя | Glenn Branca |
Дата рождения | 6 октября 1948 |
Место рождения | Гаррисберг, Пенсильвания, США |
Дата смерти | 13 мая 2018 (69 лет) |
Место смерти | Нью-Йорк, Нью-Йорк, США |
Страна |
|
Профессии |
композитор гитарист |
Годы активности | 1967–2018 |
Инструменты | гитара |
Жанры |
авангард нойз-рок |
Коллективы |
Theoretical Girls The Static |
Лейблы |
99 Records Atavistic Records |
Сайт | glennbranca.com |
Гленн Бранка (англ. Glenn Branca, род. 6 октября 1948 года в Харрисберге, Пенсильвания — 13 мая 2018 года) — влиятельный американский композитор-авангардист, известный своими экспериментами в жанре шумового гитарного минимализма и сотрудничавший с некоторыми известными музыкантами альтернативного рока, в частности, участниками Sonic Youth, Helmet и Swans.
Биография
Гленн Бранка начал играть на гитаре в пятнадцатилетнем возрасте, почти сразу же взявшись за создание звуковых арт-коллажей. После двух лет учёбы в Йоркском колледже (англ. York College, 1966—1967) летом 1967 года он основал кавер-бэнд The Crystal Ship, где играли также Эл Уайтсайд (англ. Al Whiteside) и Дэйв Спис (англ. Dave Speece).
В начале 70-х годов Бранка поступил в бостонский Колледж Эмерсон, где изучал драматургию. Прежде чем приступить к своим ставшим впоследствии знаменитым гитарным экспериментам, он некоторое время писал пьесы.[1]
В 1973 году (со своей девушкой Мег Инглиш) Бранка переехал из Бостона в Лондон. Вернувшись домой в 1974 году, он познакомился в Бостоне с Джоном Ребергером (англ. John Rehberger) и год спустя начал звуковые эксперименты — в качестве основателя экспериментальной театральной труппы Bastard Theater, которая обосновалась на бостонской Массачусетс-авеню. Определенный резонанс имела шедшая здесь в течение двух недель постановка под названием «Anthropophagoi». Исполнение главной роли Джоном Кайзером газета The Boston Phoenix отметила как одну из лучших актёрских работ года.
В 1976 году вышла вторая постановка The Bastard Theater, «What Actually Happened» — уже в Сентрал-сквер, в Кембридже (позже она была поставлена труппой The Boston Arts Group). При том, что концерты эти были спорными и временами конфронтационными, они неизменно получали благоприятные отзывы в газетах Phoenix и Boston Globe.
В 1976 году, уже в Нью-Йорке, Бранка стал участником N. Dodo Band, где играл на электроскрипке Джеффри Лон (англ. Jeffrey Lohn). С последним в 1977 году основал no-wave-группу Theoretical Girls. В 1979 году образовалась группа The Static: состав, экспериментировавший в авангардном гитарном минимализме, включал в себя в разное время Терстона Мура и Ли Ранальдо из Sonic Youth, Пэйджа Хамилтона из Helmet, а также нескольких участников Swans. С ним также играла жена, Реджина Блур (англ. Regina Bloor).[1]
В 1977 году Бранка выступал также с Rhys Chatham’s Guitar Trio, экспериментальным нойз-бэндом, который сыграл важную роль в становлении его как композитора.
В начале 80-х годов стали появляться сочинения Гленна Бранки, написанные для гитарных ансамблей: в их числе были «The Ascension» (1981) и «Indeterminate Activity of Resultant Masses» (1981). После этого он начал создавать симфонии для оркестров электрических гитар и ударных, в которых соединились индустриальная какофония, квази-мистицизм и высшая математика. Бранка был увлечен идеей создания «гармонических серий», которые, как он считал, являются базовой структурой не только музыки, но и всего человеческого бытия[источник не указан 4856 дней]. Определённое влияние на него оказали идеи Дэйна Рудьяра (англ. Dane Rudhyar), Германа фон Гельмгольца и Гарри Парча (англ. Harry Partch).
Бранка сам конструировал новые инструменты: некоторые из них сочетали в себе качества струнных и перкуссионных. В начале 90-х годов Дэвид Баратье документировал «учебный процесс» Бранки в фильме «They Walked in Line».
Начиная с «Symphony No. 7» Бранка работал уже с традиционным оркестром, не отказываясь при этом от использования электрогитары. Время от времени он исполняет гитарные дуэты с женой Реджиной. Свою 13-ю симфонию он написал для 100 электрических гитар — и исполнил её на фундаменте здания ВТО в июне 2001 года.
В настоящий момент Бранка работает на 14-й симфонией, озаглавленной «The Harmonic Series». Премьера её первой части («2,000,000,000 Light Years From Home») состоялась 13 ноября 2008 года в Сент-Луисе.
В последние годы работы Бранки начали получать признание в академических кругах. Некоторые специалисты, в частности, Кайл Ганн, относят его (наряду с Рисом Четэмом) представителями «тоталистской школы постминимализма».
14 мая 2018 года жена музыканта Рег Блур сообщила на своей странице в Facebook о том, что Бранка скончался. Причиной смерти стал рак гортани.[2]
Дискография
- Lesson No.1 For Electric Guitar (99 Records, 1980)
- The Ascension (99 Records, 1981)
- Indeterminate Activity of Resultant Masses, (Atavistic, 1981/2007)
- Bad Smells from Who Are You Staring At? with John Giorno (GPS, 1982)
- Chicago 82 — A Dip In The Lake (Crepuscule, 1983)
- Symphony No.3 (Gloria) (Atavistic, 1983)
- Symphony No.1 (Tonal Plexus) (ROIR, 1983)
- The Belly of an Architect (Crepuscule, 1987)
- Symphony No.6 (Devil Choirs At The Gates Of Heaven) (Atavistic, 1989)
- Symphony No.2 (The Peak of the Sacred) (Atavistic, 1992)
- The World Upside Down (Crepuscule, 1992)
- The Mysteries (Symphonies Nos.8 & 10) (Atavistic, 1994)
- Les Honneurs Du Pied from Century XXI USA 2-Electric/Acoustic (various) (New Tone, 1994)
- Symphony No.9 (l’eve future) (Point, 1995)
- Faspeedelaybop from Just Another Asshole (various) (Atavistic, 1995)
- Songs '77-'79 (Atavistic, 1996)
- Symphony No.5 (Describing Planes Of An Expanding Hypersphere) (Atavistic, 1999)
- Empty Blue (In Between, 2000)
- Movement Within from Renegade Heaven by Bang On A Can (Cantaloupe, 2000)
Литература
- Marc Masters, 2007. «No Wave», Black Dog Publishing, London
- Paul Hegarty, «Noise/Music: A History»' (2007) Continuum International Publishing Group
- RoseLee Goldberg, «Performance: Live Art Since 1960» (1998) Harry N. Abrams, NY NY
- Branca, Glenn (1979). New New York: Rhys Chatham. 'New York Rocker, 16.
- Cole Gagne: «Glenn Branca», Grove Music Online, ed. L. Macy (Accessed January 1, 2006),
- John Rockwell: «All American Music» (Knopf, 1983)
- John Schaeffer: «New Sounds» (Harper and Row, 1987)
- Tom Johnson: «The Voice Of New Music» (Het Apollohuis, 1989)
- Cole Gagne: «Sonic Transports» (De Falco, 1990)
- Cole Gagne: «Soundpieces II» (Scarecrow Press, 1992)
- Alec Foege: «Confusion is Next» (St. Martins, 1994)
- Geoff Smith and Nicola Walker: «New Voices» (Amadeus Press, 1995)
- William Duckworth: «Talking Music» (Schirmer, 1995)
- Bart Hopkin: «Musical Instrument Design» (See Sharp Press, 1996)
- Kyle Gann: «American Music in The 20th Century» (Schirmer, 1997)
- Bill Milkowski: «Rockers, Jazzbos and Visionaries» (Billboard Books, 1998)
- Roni Sarig: «The Secret History Of Rock» (Billboard Books, 1998)
- Bill Martin: «Avant Rock» (Open Court, 2002)
Ссылки
- История карьеры, рассказанная Алеку Бемису (англ.)
- GlennBranca.com (англ.)
- EST Interview, Brian Duguid. (англ.)
- Theoretical Girls, Paris Transatlantic magazine (англ.)
- Интервью Бранки, аудио (англ.)
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 J. Neal. Glenn Branca . www.allmusic.com. Дата обращения: 22 февраля 2010. Архивировано 30 марта 2012 года.
- ↑ Jake Nevins. Glenn Branca: guitarist and composer dies at age 69 (англ.). the Guardian (14 мая 2018). Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 14 мая 2018 года.
- Родившиеся 6 октября
- Родившиеся в 1948 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Гаррисберге
- Умершие 13 мая
- Умершие в 2018 году
- Умершие в Нью-Йорке
- Музыканты по алфавиту
- Гитаристы США
- Композиторы США
- Выпускники Йоркского колледжа (Пенсильвания)
- Выпускники колледжа Эмерсон
- Композиторы XX века
- Композиторы XXI века
- Композиторы-минималисты
- No Wave
- Экспериментальные музыканты США
- Экспериментальные гитаристы