Электрик-блюз

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Электрик-блюз
Направление Блюз
Истоки Довоенный акустический блюз
Время и место возникновения Конец 1930-х, США
Поджанры
Вест-кост-блюз[англ.], Чикаго-блюз, Мемфис-блюз, Детройт-блюз[англ.], Техас-блюз[англ.], Нью-Орлеан-блюз[англ.]
Родственные
Ритм-н-блюз, Рок-н-ролл, Рок-музыка
Производные
Британский блюз[англ.], Блюз-рок
См. также
Список исполнителей электрик-блюза[англ.]

Электрик-блюз (англ. Electric blues) — относится к различным формам блюза, для которых характерно усиленное звучание музыкальных инструментов. Гитара была первым инструментом, звучание которой часто усиливалось такими первопроходцами, как T-Bone Walker в конце 1930-х, John Lee Hooker и Muddy Waters в 1940-х. Их стили развились в Вест-кост-блюз[англ.], Детройт-блюз[англ.] и послевоенный Чикаго-блюз, который отличается от довоенного акустического звучания. В начале 1950-х Little Walter усиливал звучание губной гармоники с помощью небольшого ручного микрофона, подключенного к гитарному усилителю. Электрическая бас-гитара постепенно заменила контрабас в начале 1960-х годов. В 1960-х электрик-блюз был адаптирован британским блюзом[англ.], что привело к развитию блюз-рока и рок-музыки.

Истоки

Вероятно блюз, как и джаз, начал усиливаться в конце 1930-х годов.[1] Первой звездой электрик-блюза, как правило, признаётся T-Bone Walker, рождённый в Техасе, но переехавший в начале 1940-х в Лос-Анджелес, чтобы записывать смесь блюза с элементами R&B и джаза в течение своей продолжительной и плодотворной карьеры.[1] После Второй Мировой Войны усиленное звучание блюза становится популярным в американских городах, как Чикаго,[2] Мемфис,[3] Детройт[4][5] и Сент-Луис, куда мигрирует большое количество афроамериканцев. Начальный импульс состоял в том, чтобы быть услышанным на улицах города.[6] Исполнители электрик-блюза объединялись в небольшие группы, по сравнению с более многочисленными джаз-бэндами, обеспечив таким образом стандартный шаблон для блюз- и более поздних рок-исполнителей.[6] На ранних этапах электрик-блюза, как правило, использовались усиленные электрогитары, контрабас (который активно заменялся бас-гитарой), барабаны и гармоника, звучавшая через громкоговоритель или гитарный усилитель.[6]

Джон Ли Хукер создал свой собственный стиль электрик-блюза.

Джон Ли Хукер из Детройта исполнял уникальную форму электрик-блюза, основанную на его грубо звучащем вокале в сопровождении одной лишь электрогитары. Несмотря на то, что его музыка не испытывает сильного влияния буги-вуги, его стиль иногда называют «гитарный буги». Первый хит "Boogie Chillen" достиг первой позиции в R&B-чартах в 1949 году.[7] Он продолжил играть и записывать до своей смерти в 2001 году.[8]

Чикаго-блюз

К концу 1940-х несколько чикагских блюз-исполнителей начали применять усилители, включая John Lee Williamson и Johnny Shines. Ранние записи электрик-блюза были сделаны в 1947-1948 гг. такими музыкантами, как Johnny Young, Floyd Jones и Snooky Pryor. Поджанр был усовершенствован Muddy Waters'ом, который ввёл сильную ритм-секцию и мощную гармонику. За его хитом "I Can't Be Satisfied" (1948) последовал ряд новаторских записей.[9] Чикаго-блюз в значительной степени опирается на дельта-блюз, потому что многие исполнители мигрировали из Миссисипи. Howlin' Wolf, Muddy Waters, Willie Dixon и Jimmy Reed родились в штате Миссисипи и переехали в Чикаго, в ходе Великой миграции. Такие исполнители, как J. T. Brown, игравший в группе Elmore James, или J. B. Lenoir, в дополнение к типичным инструментам добавляли также саксофон, в основном в качестве вспомогательного инструмента. Little Walter, Sonny Boy Williamson (Rice Miller) и Big Walter Horton были среди самых известных исполнителей на гармонике раннего Чикаго-блюза, а звучание электрических инструментов и гармоники часто рассматривается как основная характеристика электрического Чикаго-блюза.[10] Большинство музыкантов Чикаго-блюза записывались на чикагских лейблах Chess Records и Checker Records, в ту эпоху были также небольшие блюзовые лейблы Vee-Jay Records и J.O.B. Records.[11]

Мемфис-блюз

Мемфис, с его процветающей акустической сценой на Бил-стрит, также разработал свой электрик-блюз в начале 1950-х годов. Компания Sam Phillips'а под названием Sun Records записала ряд музыкантов, включая Howlin' Wolf (до его отъезда в Чикаго), Willie Nix, Ike Turner и B.B.King.[12] К прочим исполнителям Мемфис-блюза с Sun Records относятся Joe Hill Louis, Willie Johnson и Pat Hare, впервые применившие дисторшн и пауэр-аккорды, претворив таким образом элементы хэви-метала.[13][14] Они оказали сильное влияние на более поздних исполнителей рок-н-ролла и рокабилли, многие из которых также записывались на лейбле Sun Records. После открытия Elvis Presley в 1954 году, Sun Records переключились на быстрорастущую белую аудиторию рок-н-ролла.[15] Booker T. & the M.G.'s исполняют электрик-блюз с 1960-х.

Нью-Орлеан-блюз

Музыкант Guitar Slim из Нового Орлеана записал песню "The Things That I Used to Do" (1953), в которой соло исполнил на электрогитаре с эффектом дисторшн, ставшую R&B-хитом в 1954 году.[16] Она попала в список «500 песен, которые сформировали рок» Зала славы рок-н-ролла[17] и внесла свой вклад в развитие соула.[18]

Британский блюз

Британский блюз возник из скиффла и народных клубов в конце 1950-х, главным образом в Лондоне, и представлял собой исполнение американского акустического блюза. Поворотным моментом стал визит Muddy Waters'а в 1958 году, когда он шокировал британскую аудиторию исполнением усиленного электрик-блюза и получил впоследствии множество восторженных отзывов.[19] Это вдохновило гитаристов Cyril Davies и Alexis Korner к созданию фундаментальной группы британского блюза Blues Incorporated, которая в 1962 году выпустила первый альбом в стиле британского блюза R&B from the Marquee.[19] На сессиях Blues Incorporated участвовали будущие основатели групп Rolling Stones (Mick Jagger, Charlie Watts и Brian Jones) и Cream (Jack Bruce и Ginger Baker), вместе с Graham Bond и Long John Baldry.[19]

Eric Clapton является одной из главных фигур британского блюза 1960-х.

Другой ключевой фигурой британского блюза является John Mayall, переехавший в Лондон в начале 1960-х и сформировавший группу Bluesbreakers, участниками которой в разное время являлись Jack Bruce, Aynsley Dunbar и Mick Taylor.[19] Особенно важным является альбом 1966 года Blues Breakers with Eric Clapton (Beano) , который считается одной из основополагающих записей британского блюза.[20] Альбом примечателен быстрым стилем гитариста Eric Clapton в сочетании с дисторшном гитары Gibson Les Paul и усилителя Marshall, что стало классической комбинацией для британского блюза, а позже и рок-музыки в целом.[21]

Блюз-рок

Отличить электрик-блюз от блюз-рока очень сложно, при этом главное отличие состоит в том, что блюз-рок исполняется в основном белыми музыкантами. Блюз-рок не отличали от рок-музыки до появления британских групп Fleetwood Mac, Free, Savoy Brown, The Rolling Stones, The Animals, The Yardbirds, Cream, Blind Faith, Derek and the Dominos, The Jeff Beck Group и Led Zeppelin. Британские музыканты, в свою очередь, вдохновили американских блюз-рок-исполнителей, как, например, Paul Butterfield, Canned Heat, Jefferson Airplane, Janis Joplin, Johnny Winter, The J. Geils Band и Ry Cooder.

Блюз-рок-группы Allman Brothers Band, Lynyrd Skynyrd и ZZ Top из южных штатов Америки, включив элементы кантри-музыки, разработали сатерн-рок. Затяжные джазовые импровизации Cream и The Jimi Hendrix Experience сдвинули блюз-рок в сторону психоделии. Тяжёлое звучание групп Led Zeppelin и Deep Purple, основанное на риффах, привело к формированию хард-рока. Исполнители 1970-х George Thorogood, Pat Travers, Status Quo и Foghat сформировали буги-рок.

Современный электрик-блюз

С конца 1960-х популярность электрик-блюза начинает снижаться, однако много последователей остаётся в США, Великобритании и других странах у исполнителей, начавших свой творческий путь ещё в начале 1950-х и продолжающих выступать и издавать записи.[22] В 1970-х и 1980-х электрик-блюз впитал целый ряд различных влияний, в частности это рок-музыка и соул.[22] Stevie Ray Vaughan стал большой знаменитостью, его музыка с влиянием блюз-рока открыла дорогу для таких гитаристов, как Kenny Wayne Shepherd и Jonny Lang.[23] Электрик-блюз с влиянием соула исполняли Joe Louis Walker и более успешный Robert Cray, чей альбом Strong Persuader (1986) включает важнейший хит в данном стиле.[22]

Bonnie Raitt, начиная с прорывного альбома Nick of Time (1989), становится одним из ведущих исполнителей акустического и электрик-блюза.[24] Альбом The Healer (1989) возобновляет интерес к John Lee Hooker.[25] В начале 1990-х несколько знаменитых исполнителей возвращается к электрик-блюзу, включая Gary Moore с альбомом Still Got the Blues (1990)[26] и Eric Clapton с альбомом From the Cradle (1994).[27] Появилось также много новых исполнителей, в их числе Clarence Spady[28] The White Stripes,[29] The Black Crowes,[30] The Black Keys,[31] Jeff Healey,[32] Clutch,[33] The Jon Spencer Blues Explosion,[34] и Joe Bonamassa.[35]

Примечания

  1. 1,0 1,1 V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, All music guide to rock: the definitive guide to rock, pop, and soul (Backbeat books, 3rd ed., 2002), pp. 1351-2.
  2. E. M. Komara, Encyclopedia of the blues (Routledge, 2006), p. 118.
  3. M. A. Humphry, "Holy Blues: The Gospel Tradition," in L. Cohn, M. K. Aldin and B. Bastin, eds, Nothing But the Blues: The Music and the Musicians (Abbeville Press, 1993), p. 179.
  4. G. Herzhaft, Encyclopedia of the Blues (University of Arkansas Press, 1997), p. 53.
  5. Pierson, Leroy. Примечания к Detroit Ghetto Blues 1948 to 1954. St. Louis: Nighthawk Records, .
  6. 6,0 6,1 6,2 V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, All music guide to the blues: the definitive guide to the blues (Backbeat Books, 3rd ed., 2003), pp. 694-95.
  7. L. Bjorn, Before Motown (University of Michigan Press, 2001), p. 175.
  8. P. Buckley, The rough guide to rock (Rough Guides, 3rd ed., 2003), p. 505.
  9. M. A. Humphry, "Holy Blues: The Gospel Tradition," in L. Cohn, M. K. Aldin and B. Bastin, eds, Nothing But the Blues: The Music and the Musicians (Abbeville Press, 1993), p. 180.
  10. R. Unterberger, Music USA: a coast-to-coast tour of American music: the artists, the venues, the stories, and the essential recordings (Rough Guides, 1999), p. 250.
  11. Victor Coelho, The Cambridge companion to the guitar (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), p. 98.
  12. J. Broven, Record Makers and Breakers: Voices of the Independent Rock ʹnʹ Roll Pioneers Music in American Life (University of Illinois Press, 2009), pp. 149-54.
  13. Robert Palmer, "Church of the Sonic Guitar", pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, pp. 24-27. ISBN 0-8223-1265-4.
  14. DeCurtis, Anthony. Present Tense: Rock & Roll and Culture. — 4. print.. — Durham, N.C.: Duke University Press, 1992. — ISBN 0822312654.. — «His first venture, the Phillips label, issued only one known release, and it was one of the loudest, most overdriven, and distorted guitar stomps ever recorded, "Boogie in the Park" by Memphis one-man-band Joe Hill Louis, who cranked his guitar while sitting and banging at a rudimentary drum kit.».
  15. V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, All music guide to the blues: the definitive guide to the blues (Backbeat Books, 3rd ed., 2003), pp. 690-91.
  16. Aswell, Tom. Louisiana Rocks! The True Genesis of Rock & Roll (англ.). — Gretna, Louisiana[англ.]: Pelican Publishing Company[англ.], 2010. — P. 61—5. — ISBN 1589806778.
  17. 500 Songs That Shaped Rock. Infoplease.com. Дата обращения: 5 ноября 2006.
  18. R. Unterberger, "Louisiana blues", in V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, eds, All Music Guide to the Blues: The Definitive Guide to the Blues (Milwaukee, WI: Backbeat Books, 3rd edn., 2003), ISBN 0-87930-736-6, pp. 687-8.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, eds, All Music Guide to the Blues: The Definitive Guide to the Blues (Backbeat, 3rd edn., 2003), pp. 700-2.
  20. T. Rawlings, A. Neill, C. Charlesworth and C. White, Then, Now and Rare British Beat 1960-1969 (Omnibus Press, 2002), p. 130.
  21. M. Roberty and C. Charlesworth, The Complete Guide to the Music of Eric Clapton (Omnibus Press, 1995), p. 11.
  22. 22,0 22,1 22,2 V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, eds, All Music Guide to the Blues: The Definitive Guide to the Blues (Backbeat, 3rd edn., 2003), pp. 703-4.
  23. R. Weissman, Blues: the basics (Routledge, 2005), p. 140.
  24. R. Weissman, Blues: the basics (Routledge, 2005), pp. 131-2.
  25. V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, All music guide to the blues: the definitive guide to the blues (Backbeat Books, 3rd edn., 2003), p. 245.
  26. V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, All music guide to the blues: the definitive guide to the blues (Backbeat Books, 3rd edn., 2003), pp. 410-12.
  27. D. Dicaire, More blues singers: biographies of 50 artists from the later 20th century (McFarland, 2001), p. 203.
  28. Richard Skelly. Clarence Spady | Biography. AllMusic (1 июля 1961). Дата обращения: 31 июля 2014.
  29. V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine, All music guide to the blues: the definitive guide to the blues (Backbeat Books, 3rd edn., 2003), p. 600.
  30. P. Buckley, The rough guide to rock (Rough Guides, 3rd edn., 2003), p. 99.
  31. A. Petrusicht, Still Moves: Lost Songs, Lost Highways, and the Search for the Next American Music (Macmillan, 2008), p. 87.
  32. A. B. Govenar, Texas Blues: The Rise of a Contemporary Sound (Texas A&M University Press, 2008), p. 90.
  33. John Bush. Clutch | Biography. AllMusic. Дата обращения: 31 июля 2014.
  34. S. Taylor, A to X of Alternative Music (Continuum, 2006), p. 242.
  35. MacKenzie Wilson. Joe Bonamassa | Biography. AllMusic (8 мая 1977). Дата обращения: 31 июля 2014.