Элегия жизни. Ростропович. Вишневская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Элегия жизни
Постер фильма
Жанр документальное кино
Режиссёр Александр Сокуров
Оператор Егор Жердин
Кирилл Мошкович
Михаил Голубков
Кинокомпания студия «Берег»
компания «Стерх»
«Сварог-фильм»
Длительность 101 мин
Страна  Россия
Язык русский
Год 2006
Ссылки
IMDb ID 0860401

«Элегия жизни» — документальный фильм Александра Сокурова, рассказывающий о жизни и творчестве Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.

Премьерный показ состоялся 21 апреля 2007 года в Японии.

История создания

По словам режиссёра, однажды в его доме раздался телефонный звонок — Ростропович предложил Сокурову поставить с ним «Хованщину» в «Ла Скала». Совместный проект, правда, не состоялся, но для подготовки к нему Сокуров встретился с Мстиславом Леопольдовичем в его петербургской квартире. Приготовленный Галиной Павловной ужин «с картошечкой, водочкой» быстро сблизил режиссёра с четой выдающихся музыкантов.

Александр Сокуров. 2011 год

Там же у меня возникла мысль сделать документальный фильм «Элегия жизни» о Ростроповиче и Вишневской. Они согласились на это с радостью, уделяли съёмкам большое внимание, много времени потратили — и он, и она. Специально приезжали ради этого в Петербург. И я видел, как складывается жизнь в их большом многоэтажном доме, похожем на дворец. Как Ростропович репетирует, а она его ждет[1].

Александр Сокуров

Содержание фильма

Часть 1-я

Начало картины — кадры, снятые в ресторане «Метрополь». Там в своё время познакомились Галина Павловна и Мстислав Леопольдович, там же в 2005 году они отмечали золотую свадьбу.

Затем следует чёрно-белая документальная хроника: молодая Вишневская, которая, не получив музыкального образования, сумела поступить в Большой театр, и молодой Ростропович, который всегда был лёгок на подъём и никогда не отказывался от концертов в самых дальних уголках Советского Союза.

Значительную часть фильма снимали в квартире Вишневской — Ростроповича. Мстислав Леопольдович в своём кабинете рассказывает Сокурову о тех композиторах, к которым он всю жизнь относился с пиететом: о Шостаковиче и Прокофьеве. Но есть в мире человек, который, как заметил маэстро, стоит выше всех «по силе мышления», — это Бах.

Разговор с Вишневской строится по-другому: она неожиданно вспоминает про своего сына Илью, который умер в младенчестве: «Сейчас ему было бы 60. А мне тогда было 18. Я была девчонка, пережившая войну, блокаду, уходы близких, брошенная миром, никому не нужная. У меня умирал ребёнок, я кричала от отчаяния, валялась на полу и не могла его спасти».

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

Часть 2-я

Сокуров возвращает зрителей в ресторан «Метрополь» и поясняет, что у такой царственной особы, как Галина Павловна, и гости — под стать. Среди них — Борис Ельцин с женой, королева Нидерландов Беатрикс, королева Испании София, супруга президента Франции Бернадетт Ширак, принц Иордании Хасан, министр культуры России Александр Соколов. С каждым из гостей общительный Ростропович знаком лично, и связывают его с ними человеческие, без формальностей, отношения.

Центральное место во 2-й части фильма занимает премьера концерта для виолончели с оркестром Кшиштофа Пендерецкого. В тот день в Вену приехали и прилетели зрители из разных уголков планеты. Филармония переполнена, в зале — композитор, на сцене — дирижёр Сэйдзи Одзава и виолончелист Мстислав Ростропович. Для Мстислава Леопольдовича это была последняя в жизни премьера.

Отзывы и рецензии

Киновед Ольга Шервуд отмечает «невторжение, недосказанность, деликатность», присущие фильму, ту «музейную дистанцию» между публикой и идеалом, которую удаётся сохранить режиссёру и во время съёмок, и при монтаже ленты[2].

Для него великие музыканты и великие люди — это единая ипостась великого, а «Элегия жизни» превращается для него в житие святых. Именно такими видит Сокуров своих героев — идеальными и гениальными, перешагнувшими порог сегодняшнего времени[3].

рецензент Андрей Ферзь

Создатели фильма

  • Александр Сокуров — режиссёр
  • Александр Сокуров — автор сценария
  • Егор Жердин, Кирилл Мошкович, Михаил Голубков — операторы
  • Владимир Персов — звукорежиссёр
  • Сергей Иванов — монтаж
  • Лариса Чиркова — консультант
  • Александр Сокуров — авторский текст

Награды и фестивали

победа в номинации «За лучший фильм»
победа в номинации «За лучшую режиссуру»
победа в номинации «За лучшую операторскую работу»

Примечания

  1. "Я смотрю на неё и вижу русскую государыню". Известия (2012). Дата обращения: 6 июня 2014.
  2. Шервуд О. Солнца свет, и любовь. и покой… // Сокуров. — СПб.: Сеанс, 2006. — Т. 2. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано 3 января 2015 года.
  3. Кто такие Вишневская и Ростропович?. Московский комсомолец (2006). Дата обращения: 6 июня 2014.
  4. Конкурс ТЭФИ-2007. Официальный сайт ТЭФИ. Дата обращения: 6 июня 2014. Архивировано 21 января 2013 года.

Ссылки