Экстаз святой Терезы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Лоренцо Бернини
Экстаз святой Терезы. 1645—1652
мрамор. Высота 350 см
Санта Мария делла Витториа, Рим

«Экстаз святой Терезы Авильской» (итал. Estasi di santa Teresa d'Avila) — алтарная скульптурная группа в капелле Корнаро римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория, созданная в 1645—1652 годах выдающимся скульптором итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.

История капеллы и иконографическая программа скульптурной группы

Капелла была создана по заказу прелата и кардинала, патриарха Венеции Федерико Корнаро (Корнер) (1579—1653), потомка могущественной семьи. Его поручение пришло Бернини в то время, когда скульптор и архитектор подвергался резкой критике в Риме за неудачные башни, спроектированные им для Собора Святого Петра, которые пришлось снести из-за риска обрушения. Таким образом, у Бернини появилась возможность доказать своё мастерство созданием выдающегося произведения искусства.

Капелла Корнаро находится в левом трансепте церкви. Неглубокое помещение облицовано плитами разноцветного мрамора янтарно-желтого, охристого, розового и коричневато-красного оттенков, фризы и капители колонн позолочены. В центре в архитектонической эдикуле, обрамлённой сдвоенными колоннами коринфского ордера пятнистого мрамора, находится алтарь. В алтаре помещены стихотворные строки: Nisi coelum creassem, ob te solam crearem («Если бы я не создал небеса, я бы создал их для вас»). Это слова из легенды о святой Терезе Авильской, испанской монахине-кармелитке, реформатору ордена, создательнице орденской ветви «босоногих кармелиток» и выдающейся писательнице, жившей в XVI веке[1].

В сочинении «Книга жизни» (Libro de la vida, 1562—1565), полном мистических откровений, Тереза, в частности, описала видение Иисуса Христа и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём, отчего она испытала «сладостную муку». «Мне показалось, — писала святая Тереза, — что ангел вонзил огненную стрелу несколько раз мне в сердце, и я почувствовала, как остриё проникало мне внутрь. И когда он её вынул, мне казалось, что он взял и моё сердце, и я осталась исполненной пламенной любви к Богу. Боль при этом была так велика, что я не могла сдерживать стоны, однако она была столь сладостна, что я не могла желать, чтобы она покинула меня»[2].

Композиция скульптуры

Бернини сумел воплотить в мраморе мистическое видение святой Терезы. Предположительно, идею композиции Бернини подсказало живописное произведение Джованни Ланфранко «Экстаз блаженной Маргариты да Кортона» (1622, Палаццо Питти, Флоренция)[3]. Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках; ангел направляет в её сердце золотую стрелу. Бернини сделал всё, чтобы мистическое видение Св. Терезы ощущалось зрителем не только как достоверное, но и как сиюминутно происходящее. Это одна из основных идей религиозного искусства контрреформации: чудо как бы происходит на глазах зрителя — здесь и сейчас. Тяжёлый мрамор фигур, пронизанный льющимися сверху потоками света, изображёнными лучами из позолоченной бронзы, кажется парящим, невесомым. Скульптурная группа превращается в мистическое виде́ние. Бернини скрыл верхний источник света (из невидимого зрителю окна), а снизу предусмотрел подсветку (в настоящее время она электрическая). И даже то, что скульптурная группа подвешена в воздухе на металлических кронштейнах (они не видны зрителю), не портит общего впечатления.

Именно с этим произведением связано знаменитое высказывание Бернини о собственном творческом методе: «Это высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким как воск. Этим я смог в известной мере объединить скульптуру с живописью»[4]. Вся композиция действительно отражает полное единение и взаимопревращение архитектуры, скульптуры, цвета и света в пространстве храма — апогей идеологии и эстетики искусства римского католического барокко.

Вопреки позднейшим измышлениям о якобы предельно чувственной и даже сладострастной интерпретации темы выдающимся скульптором Жермен Базен, опровергая мнение французского архитектора Саломона де Броса, отметил: «В действительности художник стремился показать, как при неожиданном появлении Святого Духа тело Святой внезапно утратило признаки жизни»[5]. Пространство капеллы оформлено позднее учениками Бернини: архитектором Маттиа де Росси, скульпторами Франческо Ферруччи, Доменико Гвиди, Джованни Барбери, Николя Лорреном. Роспись свода капеллы осуществил Гвидо Убальдо Аббатини. По сторонам капеллы, на боковых стенах, расположены мраморные «лоджии-обманки», подобные театральным, с горельефными полуфигурами, изображающими членов семьи Корнаро (одного дожа и семь кардиналов), как бы наблюдающими и обсуждающими происходящее на их глазах чудо[6]. В пределле алтаря капеллы Корнаро расположен рельеф из позолоченного серебра «Тайная вечеря».


Примечания

  1. The Catholic Encyclopedia. — Zimmerman B. St. Teresa of Avila. — URL: https://www.newadvent.org/cathen/14515b.htm
  2. Vida, cap. XXIX, §§ 16, 17 // Libro de la vida (Epub 3 Fixed). Editor: Círculo de Lectores, 2015. ISBN 8416494835, 9788416494835. Перевод С. М. Даниэля. Рукопись
  3. Schleier E. LANFRANCO, Giovanni // Dizionario Biografico degli Italiani. Volume 63, 2004, online auf Treccani (italienisch; Abruf am 17. Mai 2021) [1]
  4. Мастера искусства об искусстве: В 7 Т. — М.: Искусство, 1965—1970. — Т. 3. — С. 45
  5. Базен Ж. Барокко и рококо. — М.: Слово, 2001. — С. 24
  6. Власов В. Г. Римское барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 183—185

Литература

  • Henze, Anton. Kunstführer Rom. — Stuttgart: Reclam, 1994. — ISBN 3-15-010402-5.
  • Santa Maria della Vittoria. Roma: ATS Italia Editrice, 1999
  • Fagiolo M. Bernini. Roma: Scala, 1981

Ссылки

См. также

  • «Мечтающая Тереза» — провокационная картина французского художника польского происхождения Бальтюса, который якобы вдохновлялся шедевром Бернини.