Экономика Сирии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Экономика Сирии
ДамаскДамаск
Валюта сирийский фунт
Статистика
Основные отрасли нефть, текстиль, пищевая промышленность, напитки, табак, добыча фосфоритов, цемент, дробление масличных культур, сборка автомобилей
Внешняя торговля
Экспорт 1,85 млрд долларов США (2017 год, оценка)
Статьи экспорта сырая нефть, минералы, нефтепродукты, фрукты и овощи, хлопковое волокно, одежда, мясо и живые животные, пшеница
Партнёры по экспорту  Ливан 31,5 %
 Ирак 10,3 %
 Иордания 8,8 %
 Китай 7,8 %
 Турция 7,5 %
 Испания 7,3 % (2017 г.)
Импорт 6,279 млрд долларов США (2017 год, оценка)
Статьи импорта машины и транспортное оборудование, электроэнергетическое оборудование, продукты питания и животноводство, фармацевтика, металл и изделия из металла, химикаты и химические продукты, пластмассы, пряжа, бумага
Партнёры по импорту  Россия 32,4 %
 Турция 16,7 %
 Китай 9,5 %
(2017г.)
Государственные финансы
Данные указаны в долларах США, если не оговорено иное

Сирия имеет многоукладную экономику, сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования[1].

Главные отрасли промышленности: нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая. На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нём занято до 80% сельского и экономически активного населения[1]. Сельское хозяйство и добыча нефти до гражданской войны совокупно давали около половины ВВП.

Социально-экономическая ситуация в Сирийской Арабской Республике характеризуется как крайне неблагоприятная. Вооружённый конфликт, вспыхнувший в 2011 году, прервал устойчивое развитие национальной экономики предшествующих лет. Колоссальный ущерб был нанесён экономической инфраструктуре и социальной сфере. Тяжёлым бременем стали введённые против Дамаска незаконные односторонние экономические санкции (США, Канада, ЕС, Турция, Япония и др.)[1].

В результате западных санкций, иностранной оккупации, препятствующей доступу законных властей к национальным природным ресурсам (включая запасы углеводородов на северо-востоке страны), а также политически ангажированного подхода внешних доноров к помощи САР, страна не имела возможности заниматься полноценным восстановлением разрушенной в годы войны хозяйственной инфраструктуры, страдала от дефицита многих видов сырья и товаров (включая топливо и медикаменты) и обвального обесценения национальной валюты (более чем в 70 раз за десять лет с начала конфликта в 2011 г.)[1].

Продолжалось сокращение объема ВВП и рост бюджетного дефицита. Уровень безработицы, по неофициальным оценкам, на начало 2020-х годов достиг не менее 40% трудоспособного населения. Порядка 75% граждан зависело от гуманитарной помощи, 90% сирийцев жило за чертой бедности. Пандемия коронавируса в 2020 году также стала серьёзным испытанием для ослабленной санкциями и конфликтом национальной системы здравоохранения САР[1].

История

В 1963 году Партия арабского социалистического возрождения Баас, придя к власти, инициировала национализацию и земельную реформу.

В 1970 году к власти в результате военного переворота пришёл генерал Хафез аль-Асад, сделавший опору на государственный капитализм. Ограничения на частное предпринимательство были смягчены, но значительная часть экономики все ещё находилась под контролем правительства.

В 1980-е годы политическая и экономическая изоляция Сирии в связи с её вмешательством в Ливане (см. История Сирии) привели к глубокому экономическому кризису.

Техническая помощь СССР

Gри экономическом и техническом содействии СССР в Сирии было сооружено более 80 крупных объектов, проложено около 2 тыс. км железных дорог (в том числе Дамаск — Хомс) и 3,7 тыс. км линий электропередач (Ас-Саура — Мескене, Тартус — Банниас и др.). Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тыс. сирийцев получили образование в советских и российских вузах.

Построен Евфратский гидроузел, который в 1980-х годах реконструировался.

Велись работы по расширению порта Латакия, строился железнодорожный мост через р. Евфрат около Абу-Камаля. Велись изыскательские работы по строительству крупной тепловой электростанции в районе Дамаска.
Оказывалось техническое содействие по добыче нефти, бурению скважин, проектированию и обустройству нефтепромыслов. Велись работы по сельскохозяйственному освоению земель, строиилась плотина на реке аль-Кабир аль-Шамали (Большой Северной реки) с водохранилищем, а также ряд других объектов.

Гражданская война (2011—2024)

Начало гражданской войны привело к резкому ухудшению социально-экономической ситуации.

Экономика страны пострадала от масштабных санкций, ограничивших торговлю с арабскими государствами, Австралией, Канадой, Европейским союзом, Грузией, Японией, Южной Кореей, Тайванем, Турцией и США. Односторонние рестрикции, принятые США в начале сирийского конфликта в обход СБ ООН, блокировали ввоз в Сирию медикаментов, включая сырьё для производства лекарств и анестетики, компьютеров и высокотехнологичных медицинских приборов, а также удобрений, систем для очистки воды, строительного оборудования, электрогенераторов и т. д.

17 июня 2020 года в США вступил в силу закон «О защите гражданского населения Сирии» (Caesar Syria Civilian Protection Act) — так называемый «Акт Цезаря». В соответствии с данным законом администрация США «обязана вводить всеобъемлющие санкции» против физических и юридических лиц, связанных с добывающей, перерабатывающей и строительной промышленностью САР. Ограничения также затрагивают банковский сектор, торгово-инвестиционную и энергетическую отрасли. Официальные представители США, комментируя «Акт Цезаря», заявили, что предусмотренные в нём карательные меры должны «перекрыть кислород» руководству САР, лишить страну внешней помощи и «не позволить Баширу Асаду восстановиться в качестве законного лидера государства». При этом наложенные рестрикции не затрагивают неподконтрольные Дамаску районы — Идлиб и Заевфратье[2][3].

Наряду с деструктивным влиянием на ситуацию внутри Сирии, «Акт Цезаря» явно направлен против потенциальных инвесторов в восстановление Сирии — прежде всего, среди арабских союзников Вашингтона[4].

Санкции, разрушения в ходе боевых действий, масштабные перемещения населения и утрата контроля над третью территории фактически уничтожили экономику Сирии. Уже к концу 2013 года ООН оценила общий экономический ущерб от гражданской войны в 143 миллиарда долларов. По оценкам Всемирного банка, к 2018 году в результате конфликта были разрушены около трети жилого фонда Сирии и половина её учреждений здравоохранения и образования.

По данным Сирийского центра политических исследований, к марту 2015 года почти три миллиона сирийцев потеряли свои рабочие места из-за боевых действий, в результате которых основной источник дохода потеряло более 12 миллионов человек; уровень безработицы вырос с 14,9 % в 2011 году до 57,7 % в конце 2014 года.

Послевоенное восстановление экономики

В связи с завершением боевых действий на значительной части территории страны всё большее значение стало приобретать решение вопросов, связанных с восстановлением Сирии. Многие российские компании заявляли о готовности подключиться к этой деятельности; прежде всего речь шла о восстановлении нефтегазовой и энергетической инфраструктуры — модернизации четырёх ТЭС, восстановлении газотранспортной инфраструктуры, подземных хранилищ газа, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих объектов. В частности, «Стройтрансгаз Инжиниринг» в 2018 году вернулся к прерванному войной строительству Северного газоперерабатывающего завода и восстановлению газопроводов[5].

Москва была готова выступить посредником в реализации проектов на всей территории Сирии, используя диалог с Турцией на высшем уровне, связи в курдских деловых кругах и присутствие российской военной полиции на севере и в других районах страны[4].

В октябре 2017 года сирийские власти предложили РЖД принять участие в восстановлении 290 км железнодорожных путей от фосфатных рудников близ Пальмиры до побережья (восстановление фосфатных разработок в районе Пальмиры было начато компанией «Стройтрансгаз» в июне 2017 года); стоимость проекта, по разным оценкам, могла составить 1,45—2 млрд долл. Внимание АО «Стройтрангаз» по состоянию на 2020 год было сфокусировано на обеспечении полного цикла добычи, переработки и экспорта фосфатов, в связи с чем структурам СТГ в аренду на 49 лет был передан местный порт Тартус. Такие компании, как СТГ, приобрели навыки деятельности под санкциями и решения вопросов безопасности, у них есть «финансовая подушка» для инвестиций и состоятельные местные партнёры. С их помощью можно было решить задачу возврата средств, затраченных на военную операцию в Сирии, посредством добычи полезных ископаемых на эксклюзивных условиях[4]

Как стало известно в октябре 2018 года, российским компаниям было предложено принять участие в восстановлении сети железных дорог в Сирии и поставке подвижного состава. Предполагалось, что железнодорожные линии будут доведены до границы с Ираком и, в будущем, до границы с Турцией. Также планировалось построить новую железнодорожную линию из Дамаска до границ с Иорданией, для обеспечения маршрута Север — Юг из Европы до Персидского залива через Турцию, Сирию и Иорданию. [6].

Осуществление этих и других планов восстановления экономики Сирии было поставлено под вопрос в связи со свержением режима президента Башара Асада в декабре 2024 года.

Сельское хозяйство

Оливковые поля в провинции Хомс

Основными сельскохозяйственными культурами Сирии являются пшеница , ячмень, хлопок, бобовые, маслины, сахарный тростник.

Промышленность

Основными промышленными продуктами являются: нефть, текстиль, продукты питания, фосфатное сырьё и другие. Запасы сырой нефти составили 2,5 млрд баррелей, газа — около 270,7 млрд куб.

Основные промышленные районы расположены вокруг Алеппо, Дамаска, городов Хама и ХомсХомс (мухафаза) — фосфатные рудники близ Пальмиры и завод по переработки фосфатов).

Нефтегазовый сектор

Промышленная добыча нефти и газа в Сирии началась только при Хафезе Асаде, в 1970-е годы. Основой нефтедобычи Сирии в предвоенное время были месторождения в провинции (мухафазе) Дейр-эз-Зор, вдоль течения реки Евфрат[7].

В 1990-х гг. сирийское правительство предложило иностранным нефтегазовым компаниям заключить соглашения о разделе продукции с Syrian Petroleum Company, вследствие чего к 2002 г. нефтедобыча достигла исторического максимума в 33,7 млн т (677 тыс. баррелей в день). В предвоенном 2010 году на долю нефтегазового сектора приходилось порядка 12 % ВВП. Сирия стабильно обеспечивала свои потребности и даже экспортировала углеводороды в Европу. Хотя во второй половине 2000-х гг. показатели нефтедобычи ввиду естественного износа снизились до 19-20 млн. т., самый сокрушительный удар энергетике Сирии нанесла гражданская война[7].

В сентябре 2011 года ЕС вслед за США ввёл полный запрет на импорт или транспортировку сирийской нефти, при том что именно на Европу приходилось 90–95% экспорта сирийской нефти (в первую очередь, на Германию, Италию и Францию). Санкции ЕС и США ограничивают возможности сирийских властей также в привлечении иностранных компаний для ведения деятельности на территории Сирии[7].

За период 2011—2016 гг. официальная нефтедобыча в Сирии упала в 50 раз, примерно до 8 тыс. баррелей нефти в день. Сирийская нефть осталась на территориях, подконтрольных другим политическим силам, в первую очередь — ИГ. К настоящему времени большая часть крупнейших месторождений находится на территории, подконтрольной сирийским курдам из Сирийских демократических сил (SDF). При этом Сирия располагает разведанными запасами нефти в 2,5 млрд баррелей и газа — 241 млрд м³[7].

В ходе боевых действий правительственные силы утратили контроль над частью нефтяной инфраструктуры Сирии. Правительство контролировало крупнейшие НПЗ в городе Хомс и вблизи средиземноморского побережья, в городе Банияс. Совокупные мощности переработки нефти двух правительственных НПЗ в довоенное время составляли около 250 тыс. баррелей в день, однако ввиду жесточайших боёв за Хомс к 2017 году этот показатель упал по крайней мере наполовину. ИГ помимо конвенциональных НПЗ использовало мобильные нефтеперерабатывающие установки во избежание ущерба от авиаударов, к тому же по всей Сирии действовало несколько сот примитивных резервуаров для перегонки нефти, в которых она сжигалась для получения базовых продуктов. Российские ВКС, приглашённые в Сирию осенью 2015 года, охотились на бензовозы и цистерны ИГ, что фактически перекрыло ИГ возможности для торговли на большей части сирийской территории. Как следствие, основной поток добытой ИГ нефти направлялся на НПЗ в провинции Дейр-эз-Зор или на территорию Ирака. При этом перерабатывавшийся на подконтрольных ИГ газоперерабатывающих заводах газ зачастую оказывался на территории, подконтрольной официальному Дамаску[7].

К 2018 году контроль ИГ над энергетической инфраструктурой Сирии начал постепенно ослабевать. В январе 2016 г. курдское ополчение YPG заняло месторождение аль-Джабса. В течение нескольких месяцев после освобождения Пальмиры в конце марта 2016 г. сирийская национальная нефтяная компания пыталась запустить небольшие проекты неподалеку от города Тадмор — режиму удалось предотвратить переход этой стратегической точки в руки террористов ИГ, что позволило существенно нарастить добычу (отпадала потребность в каких-либо посреднических сделках с боевиками)[7].

В то время как официальный Дамаск контролировал менее трети нефтяных месторождений, были предприняты особые усилия по сохранению контроля над газовыми месторождениями, так как «голубое топливо» — основной источник для обеспечения электроэнергии в Сирии. До начала конфликта 90 % добываемого газа использовалось для выработки электроэнергии. Сирийскому правительству была жизненно необходима консолидация территорий вокруг Пальмиры и непосредственно в городе Тадмор, так как Пальмира представляет собой транзитный хаб природного газа, поставляемого в основном в западные регионы Сирии. Окрестности Пальмиры — наиболее газоносный регион Сирии, даже в военное время их производственный потенциал достигал 10 млн м³ в день (почти треть предвоенных объёмов). Для сирийской армии было крайне важно как с военной, так и с энергетической точек зрения удержать этот регион[7].

До начала гражданской войны в Сирии действовал ряд международных нефтегазовых компаний — Shell, Total, хорватская INA и российская Татнефть[7].

Энергетика

На реке Евфрат имеются электростанции, построенные с помощью СССР (Евфратский гидроузел (см. гидроузел), который реконструировался в 1980-х годах).

При технической помощи СССР построены ЛЭП Ас-Саура — Мескене, Тартус — Банниас и др., также велись изыскательские работы по строительству крупной тепловой электростанции в районе Дамаска.

Финансы

Денежная единица — сирийский фунт.

Регулятор банковской деятельности — Центральный Банк Сирии, находящийся с 2004 года под санкциями США, из-за чего почти вся внешняя торговля перешла на евро.

В 2009 году открыта Дамасская фондовая биржа (DWX).

Официальный обменный курс сирийского фунта стерлингов значительно ослаб, упав с 47 SYP за 1 доллар США до гражданской войны до 1256 в июне 2020 года[8].

Внешняя торговля

Основные статьи экспорта — сырая нефть, минералы, нефтепродукты, фрукты и овощи, хлопковое волокно, одежда, мясо и живые животные, пшеница.

Основные статьи импорта — машины и транспортное оборудование, электроэнергетическое машиностроение, продукты питания и домашний скот, металлы и металлические изделия, химикаты и продукты химии, пластмассы, пряжа, бумага.

См. также

Ссылки

Примечания