Экономика Сирии
Экономика Сирии | |
---|---|
Валюта | сирийский фунт |
Статистика | |
Основные отрасли | нефть, текстиль, пищевая промышленность, напитки, табак, добыча фосфоритов, цемент, дробление масличных культур, сборка автомобилей |
Внешняя торговля | |
Экспорт | 1,85 млрд долларов США (2017 год, оценка) |
Статьи экспорта | сырая нефть, минералы, нефтепродукты, фрукты и овощи, хлопковое волокно, одежда, мясо и живые животные, пшеница |
Партнёры по экспорту |
Ливан 31,5 % Ирак 10,3 % Иордания 8,8 % Китай 7,8 % Турция 7,5 % Испания 7,3 % (2017 г.) |
Импорт | 6,279 млрд долларов США (2017 год, оценка) |
Статьи импорта | машины и транспортное оборудование, электроэнергетическое оборудование, продукты питания и животноводство, фармацевтика, металл и изделия из металла, химикаты и химические продукты, пластмассы, пряжа, бумага |
Партнёры по импорту |
Россия 32,4 % Турция 16,7 % Китай 9,5 % (2017г.) |
Государственные финансы | |
Данные указаны в долларах США, если не оговорено иное |
Сирия имеет многоукладную экономику, сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования[1].
Главные отрасли промышленности: нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая. На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нём занято до 80% сельского и экономически активного населения[1]. Сельское хозяйство и добыча нефти до гражданской войны совокупно давали около половины ВВП.
Социально-экономическая ситуация в Сирийской Арабской Республике характеризуется как крайне неблагоприятная. Вооружённый конфликт, вспыхнувший в 2011 году, прервал устойчивое развитие национальной экономики предшествующих лет. Колоссальный ущерб был нанесён экономической инфраструктуре и социальной сфере. Тяжёлым бременем стали введённые против Дамаска незаконные односторонние экономические санкции (США, Канада, ЕС, Турция, Япония и др.)[1].
В результате западных санкций, иностранной оккупации, препятствующей доступу законных властей к национальным природным ресурсам (включая запасы углеводородов на северо-востоке страны), а также политически ангажированного подхода внешних доноров к помощи САР, страна не имела возможности заниматься полноценным восстановлением разрушенной в годы войны хозяйственной инфраструктуры, страдала от дефицита многих видов сырья и товаров (включая топливо и медикаменты) и обвального обесценения национальной валюты (более чем в 70 раз за десять лет с начала конфликта в 2011 г.)[1].
Продолжалось сокращение объема ВВП и рост бюджетного дефицита. Уровень безработицы, по неофициальным оценкам, на начало 2020-х годов достиг не менее 40% трудоспособного населения. Порядка 75% граждан зависело от гуманитарной помощи, 90% сирийцев жило за чертой бедности. Пандемия коронавируса в 2020 году также стала серьёзным испытанием для ослабленной санкциями и конфликтом национальной системы здравоохранения САР[1].
История
В 1963 году Партия арабского социалистического возрождения Баас, придя к власти, инициировала национализацию и земельную реформу.
В 1970 году к власти в результате военного переворота пришёл генерал Хафез аль-Асад, сделавший опору на государственный капитализм. Ограничения на частное предпринимательство были смягчены, но значительная часть экономики все ещё находилась под контролем правительства.
В 1980-е годы политическая и экономическая изоляция Сирии в связи с её вмешательством в Ливане (см. История Сирии) привели к глубокому экономическому кризису.
- Техническая помощь СССР
Gри экономическом и техническом содействии СССР в Сирии было сооружено более 80 крупных объектов, проложено около 2 тыс. км железных дорог (в том числе Дамаск — Хомс) и 3,7 тыс. км линий электропередач (Ас-Саура — Мескене, Тартус — Банниас и др.). Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тыс. сирийцев получили образование в советских и российских вузах.
Построен Евфратский гидроузел, который в 1980-х годах реконструировался.
Велись работы по расширению порта Латакия, строился железнодорожный мост через р. Евфрат около Абу-Камаля. Велись изыскательские работы по строительству крупной тепловой электростанции в районе Дамаска.
Оказывалось техническое содействие по добыче нефти, бурению скважин, проектированию и обустройству нефтепромыслов.
Велись работы по сельскохозяйственному освоению земель, строиилась плотина на реке аль-Кабир аль-Шамали (Большой Северной реки) с водохранилищем, а также ряд других объектов.
Гражданская война (2011—2024)
Начало гражданской войны привело к резкому ухудшению социально-экономической ситуации.
Экономика страны пострадала от масштабных санкций, ограничивших торговлю с арабскими государствами, Австралией, Канадой, Европейским союзом, Грузией, Японией, Южной Кореей, Тайванем, Турцией и США. Односторонние рестрикции, принятые США в начале сирийского конфликта в обход СБ ООН, блокировали ввоз в Сирию медикаментов, включая сырьё для производства лекарств и анестетики, компьютеров и высокотехнологичных медицинских приборов, а также удобрений, систем для очистки воды, строительного оборудования, электрогенераторов и т. д.
17 июня 2020 года в США вступил в силу закон «О защите гражданского населения Сирии» (Caesar Syria Civilian Protection Act) — так называемый «Акт Цезаря». В соответствии с данным законом администрация США «обязана вводить всеобъемлющие санкции» против физических и юридических лиц, связанных с добывающей, перерабатывающей и строительной промышленностью САР. Ограничения также затрагивают банковский сектор, торгово-инвестиционную и энергетическую отрасли. Официальные представители США, комментируя «Акт Цезаря», заявили, что предусмотренные в нём карательные меры должны «перекрыть кислород» руководству САР, лишить страну внешней помощи и «не позволить Баширу Асаду восстановиться в качестве законного лидера государства». При этом наложенные рестрикции не затрагивают неподконтрольные Дамаску районы — Идлиб и Заевфратье[2][3].
Наряду с деструктивным влиянием на ситуацию внутри Сирии, «Акт Цезаря» явно направлен против потенциальных инвесторов в восстановление Сирии — прежде всего, среди арабских союзников Вашингтона[4].
Санкции, разрушения в ходе боевых действий, масштабные перемещения населения и утрата контроля над третью территории фактически уничтожили экономику Сирии. Уже к концу 2013 года ООН оценила общий экономический ущерб от гражданской войны в 143 миллиарда долларов. По оценкам Всемирного банка, к 2018 году в результате конфликта были разрушены около трети жилого фонда Сирии и половина её учреждений здравоохранения и образования.
По данным Сирийского центра политических исследований, к марту 2015 года почти три миллиона сирийцев потеряли свои рабочие места из-за боевых действий, в результате которых основной источник дохода потеряло более 12 миллионов человек; уровень безработицы вырос с 14,9 % в 2011 году до 57,7 % в конце 2014 года.
Послевоенное восстановление экономики
В связи с завершением боевых действий на значительной части территории страны всё большее значение стало приобретать решение вопросов, связанных с восстановлением Сирии. Многие российские компании заявляли о готовности подключиться к этой деятельности; прежде всего речь шла о восстановлении нефтегазовой и энергетической инфраструктуры — модернизации четырёх ТЭС, восстановлении газотранспортной инфраструктуры, подземных хранилищ газа, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих объектов. В частности, «Стройтрансгаз Инжиниринг» в 2018 году вернулся к прерванному войной строительству Северного газоперерабатывающего завода и восстановлению газопроводов[5].
Москва была готова выступить посредником в реализации проектов на всей территории Сирии, используя диалог с Турцией на высшем уровне, связи в курдских деловых кругах и присутствие российской военной полиции на севере и в других районах страны[4].
В октябре 2017 года сирийские власти предложили РЖД принять участие в восстановлении 290 км железнодорожных путей от фосфатных рудников близ Пальмиры до побережья (восстановление фосфатных разработок в районе Пальмиры было начато компанией «Стройтрансгаз» в июне 2017 года); стоимость проекта, по разным оценкам, могла составить 1,45—2 млрд долл. Внимание АО «Стройтрангаз» по состоянию на 2020 год было сфокусировано на обеспечении полного цикла добычи, переработки и экспорта фосфатов, в связи с чем структурам СТГ в аренду на 49 лет был передан местный порт Тартус. Такие компании, как СТГ, приобрели навыки деятельности под санкциями и решения вопросов безопасности, у них есть «финансовая подушка» для инвестиций и состоятельные местные партнёры. С их помощью можно было решить задачу возврата средств, затраченных на военную операцию в Сирии, посредством добычи полезных ископаемых на эксклюзивных условиях[4]
Как стало известно в октябре 2018 года, российским компаниям было предложено принять участие в восстановлении сети железных дорог в Сирии и поставке подвижного состава. Предполагалось, что железнодорожные линии будут доведены до границы с Ираком и, в будущем, до границы с Турцией. Также планировалось построить новую железнодорожную линию из Дамаска до границ с Иорданией, для обеспечения маршрута Север — Юг из Европы до Персидского залива через Турцию, Сирию и Иорданию. [6].
Осуществление этих и других планов восстановления экономики Сирии было поставлено под вопрос в связи со свержением режима президента Башара Асада в декабре 2024 года.
Сельское хозяйство
Основными сельскохозяйственными культурами Сирии являются пшеница , ячмень, хлопок, бобовые, маслины, сахарный тростник.
Промышленность
Основными промышленными продуктами являются: нефть, текстиль, продукты питания, фосфатное сырьё и другие. Запасы сырой нефти составили 2,5 млрд баррелей, газа — около 270,7 млрд куб.
Основные промышленные районы расположены вокруг Алеппо, Дамаска, городов Хама и Хомс (в Хомс (мухафаза) — фосфатные рудники близ Пальмиры и завод по переработки фосфатов).
Нефтегазовый сектор
Промышленная добыча нефти и газа в Сирии началась только при Хафезе Асаде, в 1970-е годы. Основой нефтедобычи Сирии в предвоенное время были месторождения в провинции (мухафазе) Дейр-эз-Зор, вдоль течения реки Евфрат[7].
В 1990-х гг. сирийское правительство предложило иностранным нефтегазовым компаниям заключить соглашения о разделе продукции с Syrian Petroleum Company, вследствие чего к 2002 г. нефтедобыча достигла исторического максимума в 33,7 млн т (677 тыс. баррелей в день). В предвоенном 2010 году на долю нефтегазового сектора приходилось порядка 12 % ВВП. Сирия стабильно обеспечивала свои потребности и даже экспортировала углеводороды в Европу. Хотя во второй половине 2000-х гг. показатели нефтедобычи ввиду естественного износа снизились до 19-20 млн. т., самый сокрушительный удар энергетике Сирии нанесла гражданская война[7].
В сентябре 2011 года ЕС вслед за США ввёл полный запрет на импорт или транспортировку сирийской нефти, при том что именно на Европу приходилось 90–95% экспорта сирийской нефти (в первую очередь, на Германию, Италию и Францию). Санкции ЕС и США ограничивают возможности сирийских властей также в привлечении иностранных компаний для ведения деятельности на территории Сирии[7].
За период 2011—2016 гг. официальная нефтедобыча в Сирии упала в 50 раз, примерно до 8 тыс. баррелей нефти в день. Сирийская нефть осталась на территориях, подконтрольных другим политическим силам, в первую очередь — ИГ. К настоящему времени большая часть крупнейших месторождений находится на территории, подконтрольной сирийским курдам из Сирийских демократических сил (SDF). При этом Сирия располагает разведанными запасами нефти в 2,5 млрд баррелей и газа — 241 млрд м³[7].
В ходе боевых действий правительственные силы утратили контроль над частью нефтяной инфраструктуры Сирии. Правительство контролировало крупнейшие НПЗ в городе Хомс и вблизи средиземноморского побережья, в городе Банияс. Совокупные мощности переработки нефти двух правительственных НПЗ в довоенное время составляли около 250 тыс. баррелей в день, однако ввиду жесточайших боёв за Хомс к 2017 году этот показатель упал по крайней мере наполовину. ИГ помимо конвенциональных НПЗ использовало мобильные нефтеперерабатывающие установки во избежание ущерба от авиаударов, к тому же по всей Сирии действовало несколько сот примитивных резервуаров для перегонки нефти, в которых она сжигалась для получения базовых продуктов. Российские ВКС, приглашённые в Сирию осенью 2015 года, охотились на бензовозы и цистерны ИГ, что фактически перекрыло ИГ возможности для торговли на большей части сирийской территории. Как следствие, основной поток добытой ИГ нефти направлялся на НПЗ в провинции Дейр-эз-Зор или на территорию Ирака. При этом перерабатывавшийся на подконтрольных ИГ газоперерабатывающих заводах газ зачастую оказывался на территории, подконтрольной официальному Дамаску[7].
К 2018 году контроль ИГ над энергетической инфраструктурой Сирии начал постепенно ослабевать. В январе 2016 г. курдское ополчение YPG заняло месторождение аль-Джабса. В течение нескольких месяцев после освобождения Пальмиры в конце марта 2016 г. сирийская национальная нефтяная компания пыталась запустить небольшие проекты неподалеку от города Тадмор — режиму удалось предотвратить переход этой стратегической точки в руки террористов ИГ, что позволило существенно нарастить добычу (отпадала потребность в каких-либо посреднических сделках с боевиками)[7].
В то время как официальный Дамаск контролировал менее трети нефтяных месторождений, были предприняты особые усилия по сохранению контроля над газовыми месторождениями, так как «голубое топливо» — основной источник для обеспечения электроэнергии в Сирии. До начала конфликта 90 % добываемого газа использовалось для выработки электроэнергии. Сирийскому правительству была жизненно необходима консолидация территорий вокруг Пальмиры и непосредственно в городе Тадмор, так как Пальмира представляет собой транзитный хаб природного газа, поставляемого в основном в западные регионы Сирии. Окрестности Пальмиры — наиболее газоносный регион Сирии, даже в военное время их производственный потенциал достигал 10 млн м³ в день (почти треть предвоенных объёмов). Для сирийской армии было крайне важно как с военной, так и с энергетической точек зрения удержать этот регион[7].
До начала гражданской войны в Сирии действовал ряд международных нефтегазовых компаний — Shell, Total, хорватская INA и российская Татнефть[7].
Энергетика
На реке Евфрат имеются электростанции, построенные с помощью СССР (Евфратский гидроузел (см. гидроузел), который реконструировался в 1980-х годах).
При технической помощи СССР построены ЛЭП Ас-Саура — Мескене, Тартус — Банниас и др., также велись изыскательские работы по строительству крупной тепловой электростанции в районе Дамаска.
Финансы
Денежная единица — сирийский фунт.
Регулятор банковской деятельности — Центральный Банк Сирии, находящийся с 2004 года под санкциями США, из-за чего почти вся внешняя торговля перешла на евро.
В 2009 году открыта Дамасская фондовая биржа (DWX).
Официальный обменный курс сирийского фунта стерлингов значительно ослаб, упав с 47 SYP за 1 доллар США до гражданской войны до 1256 в июне 2020 года[8].
Внешняя торговля
Основные статьи экспорта — сырая нефть, минералы, нефтепродукты, фрукты и овощи, хлопковое волокно, одежда, мясо и живые животные, пшеница.
Основные статьи импорта — машины и транспортное оборудование, электроэнергетическое машиностроение, продукты питания и домашний скот, металлы и металлические изделия, химикаты и продукты химии, пластмассы, пряжа, бумага.
См. также
Ссылки
- 2009-2017 // US Department of State
- Syria Economic Development в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Сирийская Арабская Республика. МИД России, 2021
- ↑ Об антисирийском «Акте Цезаря». МИД РФ, 17.06.2020
- ↑ США решили наказать Асада и его жену по «закону Цезаря». РБК, 17.06.2020
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Игорь Матвеев. Закон Цезаря: новый вызов для Сирии? РСМД, 07.08.2020
- ↑ Восстановлению Сирии добавят рисков. США могут принять меры против российских компаний за участие в нём // «Коммерсантъ» №191 от 18.10.2018
- ↑ Сирия привлечет Россию к строительству железной дороги в Ирак // РБК, 02.10.2018
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Катона, В. Системные интересы России в Арабском Машрике: нефть и газ Ирака и Сирии: рабочая тетрадь 48/2019. Российский совет по международным делам, 2019
- ↑ المركزي : تعديل سعر صرف الليرة السورية مقابل الدولار (ар.) (2020.06.17).
- ↑ Официальный сайт Министерства экономики и торговли (англ.)
Для улучшения этой статьи желательно: |