Перейти к содержанию

Эзрах, Иосиф Моисеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иосиф Моисеевич Эзрах
Дата рождения 1898 или 1899
Место рождения Витебск
Дата смерти 1991(1991)
Место смерти Ленинград
Гражданство СССР
Род деятельности коллекционер

Иосиф Моисеевич Эзрах (1898/9[1][2], Витебск[1] — 1991) — ленинградский коллекционер фарфора и живописи.

Биография

Его жизнеописание кратко излагает Дудаков[1] (степень достоверности неизвестна): родился в Витебске. Отслужил в Красной Армии. В 1925 году перебрался в Ленинград, где стал работать механиком на заводе, спустя два года начал коллекционировать фарфор. В 1930-е годы работал на военных заводах, связанных с телеграфной связью, где получал очень большую зарплату, а также «слегка занимался ростовщичеством, одалживая деньги под проценты»[1]. После Великой Отечественной войны Эзрах был уже хорошо известным коллекционером. Дудаков пишет: «…однако источники его доходов были всегда скрыты от посторонних и близких. Как-то вскользь он говорил о какой-то работе за Полярным кругом по добыче драгоценных камней, однако все это было малоправдоподобно»[1].

Был женат[3].

Коллекция

Эзрах занимался собирательством в течение 60 лет, начав в 1927 году[1][4]. Сначала он собирал декоративно-прикладное искусство, в первую очередь фарфор, а также стекло (главным образом русское), табакерки, резной камень Китая. Постепенно начала складываться коллекция преимущественно XVIII века[5]. "С большой благодарностью вспоминаю продавцов антикварного магазина. Они как-то сразу по-доброму отнеслись к моему увлечению. Возможно, импонировало мое рабочее происхождение, отсутствие заносчивости и доверие к советам", - рассказывал Эзрах о раннем периоде своего собирательства[3].

Лишь сильно позже он резко меняет характер коллекционирования, обратившись к живописи конца XIX — начала XX века (Серебряного века, авангарда)[5]. До Великой Отечественной войны имел всего лишь десяток картин более раннего периода (Айвазойский, Маковские, Клеверы)[1].

Сумел сохранить свою коллекцию в годы блокады.

После войны продал почти всю русскую часть коллекции декоративно-прикладного искусства Русскому музею, стал собирать иностранный фарфор[1]. Переключился на собирательство живописи с 1958 года, после выхода на пенсию[1]. По характеристике Дудакова, Эзрах в этот период сконцентрировался на 1900—1930-х годах, особенное предпочтение отдавая ленинградским мастерам (Натан Альтман, Владимир Лебедев, П. Львов, Г. Верейский, А. Остроумова-Лебедева и др).

В 1989 году его коллекция экспонировалась в ЦВЗ «Манеж» Ленинграда[6]. Давал вещи на выставки Клуба коллекционеров Советского фонда культуры — в Скандинавию, Великобританию[1].

Судьба коллекции

Охотно давал вещи на выставки, дарил их потом музеям-экспонентам. Так, подарил ГМЗ «Петергоф» 20 предметов[3]. Эрмитаж получил работу В. П. Верещагина «Вид зала с коллекцией прикладного искусства Базилевского». Русский музей получил в дар 10 картин русских художников, московский музей «Бородинская панорама» к своему 20-летию — полный набор бокалов с портретами героев войны 1812 года, который Эзрах собирал много лет[3].

Под конец жизни Эзрах озаботился дальнейшей судьбой своего собрания. Больше всего повезло музею-заповеднику «Петергоф». Западный фарфор (оставшийся после продажи русского фарфора в ГРМ) был прижизненно безвозмездно передан Петергофу с условием — чтобы дар был выставлен и издан в каталоге[7][8]. Каталог выставки был издан музеем в 1987 году, полный в 1998 году (к 100-летию со дня рождения Эзраха).

С 2002 года филиалом ГМЗ «Петергоф» является «Музей коллекционеров» (с 2017 года — в одном из Кавалерских домов), где представлены собрания, которые на условиях неделимости были переданы в музейные фонды в дар или по завещаниям владельцев. Одно из первых таких собраний — коллекция Эзраха (другой коллекцией-«основательницей» музея был дар А. А. и Р. М. Тимофеевых)[9]. Как указано на сайте музея, собранная им коллекция фарфора «не имеет аналогов среди частных собраний в России»[10]. Она дает представление о европейском фарфоре с момента его появления до середины XIX века, её основную часть составляют предметы Майсенской королевской фарфоровой мануфактуры и других фабрик Германии, а также первоклассные изделия фабрик Франции, Австрии, Италии, Англии, Дании, России[10]. Среди картин из коллекции Эзраха, оказавшихся в Петергофе, следует назвать работы мастеров конца XIX — 1920-х годов, в том числе таких художников, как Петров-Водкин, Фальк, Ларионов, Гончарова, Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова, Сарьян, Кузнецов, Борисов- Мусатов[10].

Несколько работ получил Музей театрального и музыкального искусства в Ленинграде[11].

Библиография

  • Декоративно-прикладное искусство из коллекции И. М. Эзраха : Кат. выст. / Сост.: Н. В. Вернова, Т. Н. Носович. — Л. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1987.
  • Вернова Н. В. Предназначено Петергофу (о ленинградском коллекционере И. Эзрахе) // Наше Наследие, 1989, 12 (IV). С. 6-15
  • Фарфор. Табакерки. Живопись. Из коллекции И. Эзраха . Сост.: Н. В. Вернова, Т. Н. Вергун, Т. Н. Носович. Издательство  : Абрис., 1998 год. 256 стр. ISBN 5-88810-014-5
  • Дудаков В. А.  Человек-легенда, или Легенда о человеке // Предметы искусства и коллекционирования: N. 3 (104), 2013. С. 132—135.
  • Дудаков В. А. Коллекционеры: они были легальными миллионерами в СССР . М., «Пробел-2000», 2018. С. 160—162.
  • Помпеев Ю. А.. Петергоф: история создания музея. — СПб: Абрис, 2005 — 159 с. — (Сокровища России) — С. 147—150. — ISBN 5-88810-010-8

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 В. А. Дудаков. Коллекционеры: они были легальными миллионерами в СССР. М., «Пробел-2000», 2018. С. 160—162
  2. Архив аукциона №20: Здесь датой рождения указан 1897 год.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Вернова Н. Предназначено Петергофу (о ленинградском коллекционере И. Эзрахе) // Наше Наследие, 1989, 12 (IV). С. 6-15
  4. David Elliott, V. A. Dudakov. 100 Years of Russian Art, 1889-1989: From Private Collections in the USSR. — Lund Humphries, 1989. — 156 с. — ISBN 978-0-85331-549-0.
  5. 5,0 5,1 Фарфор. Табакерки. Живопись. Из коллекции И. Эзраха. — Izd-vo "Abris,", 1998. — 262 с.
  6. Трегуб Н. И. Зинаида Серебрякова: Проблема индивидуального стиля (2004). Диссертация.
  7. О страсти собирательства. MR7.ru. Дата обращения: 29 ноября 2020.
  8. Открываешь музей -- подружись с коллекционером. www.dp.ru. Дата обращения: 29 ноября 2020.
  9. Музей коллекционеров. ГМЗ «Петергоф». Дата обращения: 29 ноября 2020.
  10. 10,0 10,1 10,2 Музей коллекционеров. old.peterhofmuseum.ru. Дата обращения: 29 ноября 2020.
  11. Музей театрального и музыкального искусства : хроника столетия, 1908—2008 / авт.-сост.: Л. П. Бастракова и др. — Санкт-Петербург : Арт Деко, 2008. С. 32