Бёрк, Эдмунд

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Эдмунд Берк»)
Эдмунд Бёрк
англ. Edmund Burke
Дата рождения 12 января 1729(1729-01-12)
Место рождения Дублин
Дата смерти 9 июля 1797(1797-07-09) (68 лет)
Место смерти Беконсфилд
Гражданство Великобритания
Образование Тринити-колледж (Дублин)
Партия Виги
Основные идеи консерватизм

Эдмунд Бёрк[1] (англ. Edmund Burke[2]; 12 января 1729, Дублин — 9 июля 1797, Беконсфилд, Бакингемшир) — англо-ирландский[3][4][5] политический мыслитель, парламентский оратор и публицист эпохи Просвещения, родоначальник идеологии консерватизма.

Эдмунд Бёрк был членом парламента с 1766 года по 1794 год в Палате общин и выступал за «укрепление добродетелей в обществе» и важность религиозных институтов для моральной стабильности и блага государства[6]. Эти взгляды были выражены в его книге «Оправдание естественного общества» (A Vindication of Natural Society). Выступал против британской политики в отношении американских, в том числе высоких налогов. Бёрк также поддержал права колонистов на сопротивление центральной власти, однако был их независимости.

Известен поддержкой католической эмансипации и импичмента Уоррена Хейстингса из Ост-Индской компании, а также резкой критикой Французской революции. В своих «Размышлениях о революции во Франции» Бёрк утверждал, что революция разрушает ткань хорошего общества и традиционных институтов государства и общества, и осудил последовавшие за этим преследования католической церкви. Это привело к тому, что он стал ведущей фигурой в консервативной фракции Партии вигов, которую он назвал «Старые виги», в отличие от сторонников французской революции, «Новых вигов», во главе с Чарльзом Джеймсом Фоксом[7]. В XIX веке Бёрка хвалили как консерваторы, так и либералы[8]. Впоследствии, в XX веке, его стали воспринимать как философа и основателя современного консерватизма[9][10].

Биография

Ранние годы

Бёрк родился в Дублине в 1729 году в семье судебного поверенного англиканского вероисповедания и матери-католички. Был воспитан в англиканстве, а его сестра в католицизме[11].

Детство Бёрка провёл в семье матери в графстве Корк, обучался латыни у школьного учителя по фамилии О'Халлоран, и в доме родителей в Дублине[12]. Учился в школе-интернате в Баллиторе, затем в Тринити-колледже в Дублине[13]. После его окончания в 1748 году[1] переехал в 1750 году в Лондон, чтобы изучать юриспруденцию в Миддл-Темпле[англ.]. Позднее потерял интерес к юриспруденции[3], оставил изучение права, чтобы стать писателем[14] и некоторое время скитался по Англии и Франции[3].

В феврале 1757 года Бёрк подписал с издателем Робертом Додсли на написание истории Англии, охватывающей период от прибытия Юлия Цезаря до смерти королевы Анны, однако в 1760 году бросил работу над книгой[12]. В 1758 году вместе Робертом Додсли основал ежегодный альманах «Annual Register» — обзор мировых событий, который издавал более 30 лет. Сам Бёрк не признавал публично, что является редактором этого журнала, однако, по всей вероятности, был автором большинства его статей. В том же году опубликовал пародирующий памфлет «Защита естественного общества», критикующий политический рационализм и религиозный скептицизм[1][13].

Избрание в парламент

В 1765 году Бёрк стал личным секретарём премьер-министра Англии маркиза Рокингема (от партии вигов)[1], а вскоре с помощью графа Вернея членом парламента от округа Уэндовер[13]. В 1774 году Бёрк был вновь избран в парламент от Бристоля, второго на тот момент города королевства, где между кандидатами велась серьёзная борьба. Позднее не смог сохранить доверие избирателей и выдвигался от «карманного местечка» Малтона[3].

Бёрк выступал за более терпимое отношение к английским колониям в Америке. В первой речи, прочитанной им в парламенте 14 января 1766 года, настаивал на отмене правительством Акта о гербовом сборе, предусматривавшего налогообложение колоний и вызывавшего большое недовольство у колонистов[14]. По мнению Эдмунда Бёрка, от простой торговли с североамериканскими колониями Великобритания получает такое количество денег, что даже полный отказ от их налогообложения приносил бы ей достаточно доходов. Поэтому он настаивал, что стране необходимо пойти на компромисс и учесть особенности политической жизни колонистов[13]. После начала войны за независимость США Бёрк выступил с 13 пунктами, направленными на примирение с североамериканскими колониями, однако это предложение не получило общественной поддержки[14].

В 1770 году опубликовал брошюру «Размышления о причинах нынешнего недовольства», где выступал против попыток Георга III усилить королевскую власть. Хотя король не делал чего-либо, что выходило за рамки принятых в ходе Славной революции соглашений, Бёрк настаивал, что действия короля противоречат не букве, но духу закона. По мнению публициста попытки короля без согласия парламента назначать чиновников на должности — проявление фаворитизма, а все назначения должны согласовываться с народом через парламент. Также Бёрк доказывал необходимость создания политических партий, которые могли бы отстаивать свои ясные и твёрдые принципы. Позднее также высказывался за то, что депутаты должны заботиться не только об интересах своего округа, но и о благе страны в целом[3], хотя стремился насколько это было возможным выполнять наказы избирателей[13].

Он критиковал английское правление в Ирландии, особенно за дискриминацию католиков. Высказывался о необходимости послаблений в правилах торговли с Ирландией, что и стоило ему парламентского места от Бристоля[13]. В 1762 году Берк написал незаконченный трактат об ирландском уголовном законодательстве, где раскритиковал её. Тогда же он задумал написание Истории Ирландии, однако не реализовал свою задумку[12].

В 1782 году стал казначеем армии в правительстве. В 1783 году Бёрк вошёл в состав коалиционного министерства, которое после непринятия парламентом билля Фокса об управлении Индией вышло в отставку[14].

В течение многих лет Бёрк выступал за реформирование управления колониальной Индией, которая в то время находилась под контролем Ост-Индской компании. В 1785 году он добился отстранения от управления компанией наместника Индии, Уоррена Гастингса. Основой конфликта Бёрка с Гастингсом стал идеологический спор: Бёрк настаивал на неукоснительном воплощении в Индии британских законов как основанных на естественном праве, присущем всем людям без исключения, а Гастингс парировал тем, что западные представления о праве и законности вообще неприменимы на Востоке.

После Французской революции

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция положила конец долгой дружбе Бёрка с предводителем английских либералов, Чарльзом Фоксом. Как и многие другие борцы за свободу личности, Фокс приветствовал события во Франции, в то время как Бёрк воспринял их крайне негативно, считал их ужасной демонстрацией власти толпы и подверг резкой критике. Бёрк принял у себя сбежавшего из революционной Франции Огюстена Баррюэля[15].

В книге «Размышления о Французской революции», опубликованной в 1790 году и положившей начало не оконченной до сих пор дискуссии, Бёрк показал свою убеждённость в том, что свобода может быть только в рамках закона и порядка и что реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путём. В итоге взгляды Бёрка возобладали и убедили большинство вигов поддержать решение правительства консерваторов (тори) Уильяма Питта Младшего вступить в войну с Францией. Этот труд вошёл в историю общественной мысли как классическое изложение принципов консервативной идеологии.

Политические взгляды

Политические взгляды Бёрка наиболее последовательно отразились в его памфлетах против Французской революции. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

Эстетические взгляды

«Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» — юношеская работа о происхождении понятий возвышенного и прекрасного. Опубликована в 1756 году, но написана гораздо раньше, может быть, уже в 19-летнем возрасте. Этот трактат обратил на себя внимание Лессинга и Гердера, заняв важное место в истории эстетических теорий. Бёрк полагал, что для открытия эстетических законов следует исходить не из самих произведений искусства, а из душевных побуждений человека.

Бёрку часто приписывается фраза

Единственное, что нужно для триумфа зла — это чтобы хорошие люди ничего не делали (англ. The only thing necessary for the triumph of evil is for good men to do nothing)

При этом нет данных, что он говорил или писал об этом именно в такой формулировке. Спустя век после Бёрка похожую мысль высказывал Джон Стюарт Милль. Автор конкретной цитаты остаётся неизвестным, возможно, она является компиляцией нескольких высказываний.

Личная жизнь

В 1757 году Бёрк женился на католичке Джейн Наджент, дочери ирландского врача Кристофера Наджента. Уже в следующем году у них родились сыновья Ричард (1758—1794) и Кристофер (1758—1762)[12].

Критика

В 1790 году английская феминистка Мэри Уолстонкрафт в ответа на «Размышления о революции во Франции» опубликовала трактат «Защита прав человека», где отстаивала республиканские идеи.

По мнению американского социолога Ханны Арендт способствовал распространению идей превосходства английской нации, поскольку «распространил принцип привилегий на весь английский народ, представив англичан как своего рода дворянство среди других наций»[16].

Публикации на русском языке

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Бёрк // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Произношение. Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано 20 сентября 2015 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Parkin, Charles William Edmund Burke. Encyclopædia Britannica (8 июля 2019). Дата обращения: 14 апреля 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  4. Clark 2001, p. 25
  5. BBC - History - Edmund Burke. BBC. Дата обращения: 18 мая 2018. Архивировано 8 июня 2021 года.
  6. Richard Bourke, Empire and Revolution: The Political Life of Edmund Burke (Princeton University Press, 2015), pp. 220—221, passim.
  7. J. C. D. Clark, English Society, 1660—1832 (Cambridge University Press, 2000), pp. 5, 301.
  8. Dennis O'Keeffe; John Meadowcroft. Edmund Burke (англ.). — Continuum, 2009. — P. 93.
  9. Andrew Heywood, Political Ideologies: An Introduction. Third Edition. (Palgrave Macmillan, 2003), p. 74.
  10. F. P. Lock, Edmund Burke. Volume II: 1784—1797 (Clarendon Press, 2006), p. 585.
  11. O'Brien, Connor Cruise. The Great Melody (англ.). — 1993. — P. 10.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 O'Flaherty, Eamon. Burke, Edmund (англ.). The Dictionary of Irish Biography.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 БЕРК Эдмунд // Энциклопедия Кольера.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Борк, Эдмунд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  16. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А.Д Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова. Послесл. Ю. Н. Давыдова. // Москва, 1996. — с. 251.

Литература

Ссылки