Перейти к содержанию

Эдельфельт, Альберт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альберт Альбертович Эдельфельт[1]
АвтопортретАвтопортрет
Имя при рождении Albert Gustaf Aristides Edelfelt
Место рождения Борго, ВКФ
Место смерти Борго, ВКФ
Гражданство  Российская империя
Учёба Александровский университет (1873)
Звания вольный общник ИАХ (1877)
академик ИАХ (1881)
действительный член ИАХ (1895)

А́льберт Гу́став А́ристид Э́дельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt; 21 июля 1854, Борго, Великое княжество Финляндское — 18 августа 1905, Борго, Великое княжество Финляндское) — финский живописец, график шведского происхождения. Важный представитель живописи национального романтизма.[2] Один из центральных представителей исторической живописи Финляндии. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели.

Биография

посмертная маска
«Рыбаки с дальних островов» (1898)
на марке Финляндии (1954)

Альберт Эдельфельт родился 21 июля 1854 года в окрестностях Борго (Порвоо). Его отец, Карл Эдельфельт, был архитектором.

С 1869 по 1871 годы занимался в Школе рисунка Союза финских художников в Гельсингфорсе у Берндта Линдхольма и Бернхарда Рейнхольда. С 1871 по 1873 годы учился в Гельсингфорсском университете, а с 1872 по 1873 года — в Академии художеств Антверпена[3]. В 1873 году учился в частной Академии Адольфа фон Беккера.[4] В 1874 году брал уроки у Ж. Л. Жерома в Париже[3].

Неоднократно путешествовал в Италию и Францию, был в Англии (1878), Испании (1881), Швеции, Дании и России.

Этого художника можно причислить не только к крупным живописцам Финляндии, но и Европы. ‹…› Первая его картина, выставленная сперва во Франции, а затем в Петербурге — «Королева Бланка», сразу обратила на себя внимание публики. Следующая картина «Герцог Карл над трупом Класа Флеминга» (1878) упрочила его известность. ‹…› Эдельфельд создал ряд превосходных финских жанров, пример «Обедня в финляндских шхерах»[5]. Типы финского народа схватываются художником с очаровательной эпической простотой. ‹…› Эдельфельд с начала 1890-х годов принялся за изображение евангельских сюжетов в национальной финской обстановке: он придаёт Марии Магдалине характер простой крестьянской девушки из Карелии, а Христу, стоящему перед ней — тип финского пастуха, в простых лаптях. Вся сцена покаяния Магдалины окружена серебристо-голубоватой дымкой побережья Сайменского озера с жиденьким березняком по окраинам мшистых берегов. Как пандан этой картины можно назвать «Рождество Христово», где Богоматерь помещена в убогую финскую лачугу и одета в национальный костюм. Эдельфельд — превосходный портретист. Особенно хорош портрет Пастера, изображающий его работающим в своей лаборатории.[6]

В 1877 году Санкт-Петербургская академия художеств признала его своим почетным общником, а в 1886 году дала ему звание академика[7], за картину «Похороны Ребёнка». Действительный член Императорской Академии художеств (1895)[1].

Выставлялся с 1872 года. Принадлежал к реалистическому направлению, испытывал влияние импрессионизма[3]. Писал историческо-бытовые картины, сцены из финской народной жизни, портреты и пейзажи[7]. Среди его работ монументальные исторические полотна («Шведский король Карл оскорбляет труп своего врага штатгальтера Флемминга в 1537 году», 1878, «Марш Бьернеборгского полка», 1892), картины на бытовые темы («Бабы из Руоколахти», 1887; «Прачки», 1893), портреты («Л. Пастер», 1885) и пейзажи («Сосны», 1898)[3].

Скончался от сердечной недостаточности 18 августа 1905 года в Борго.[4]

Память

В городе Порвоо в Старой ратуше создан музей художника.

Галерея

Примечания

Литература

  • Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 — 72.
  • Березина В. Н. А. Эдельфельт и его произведения в Государственном Эрмитаже и других музеях СССР. — Л., 1963.
  • Контула-Вебб, С. А. Произведения А. Эдельфельта по заказам Александра III и Марии Фёдоровны. К 400-летнему юбилею Дома Романовых. Малоизвестные страницы // Научные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. — СПб., янв. — март 2014. — С. 90—100.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 232—233. — 454 с.
  • Познанская А.В. Альберт Эдельфельт - финский парижанин в Петербурге // Иностранные мастера в Академии художеств. Вып. II. Сб. статей. М., 2011. С. 165-179.
  • Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий. Хельсинки: Общество финской литературы, 2004. — 814 с.
  • Эдельфельт, Альберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Lundstrom M. A Romantic in Spain: The Finnish Nineteenth-Century Painter Albert Edelfelt's Andalusian Dream // Journal of Intercultural Studies. 2006, N 27 (3), pp. 331–348.
  • Pommereau C. Albert Edelfelt - Lumières de Finland. Paris: Paris Musees, 2022. 224 p.

Ссылки