Ханство крымское — обнимало собой Таврический полуостров и земли на С и В от него; но здесь оно не имело определенных границ. Состав населения Х. был самый разнородный: оно постоянно передвигалось и видоизменялось. Прилив тюркских народностей начинается не позже первой половины XIII в., с нашествием на Русь татар, если не считать рано пришедших в Крым хозар. Прилив этот шел двумя путями — сухим через перешеек и морем. Первыми проникали в Крым, главным образом, кочевые народы и, между прочим, татары; вторым — турки-сельджуки, которые, вследствие неурядиц в Малой Азии, искали себе приюта в Крыму. По предположению В. Д. Смирнова, турецких эмигрантов нужно видеть в тех поселенцах южного берега Крыма, которые чертами лица похожи на европейцев, но говорят на турецком языке, и в которых некоторые ученые видят отуречившихся греков и генуэзцев. Турецкая эмиграция носила сначала частичный характер. Но при ордынском хане Берке, принявшем ислам, довольно большая группа турок-сельджуков пришла в Европу и, с разрешения византийского императора, поселилась сначала в Добрудже, а затем вскоре принуждена была, под предводительством Сары-Салтыка, переселиться в Крым. Это было во второй половине XIII в. Турецкому султану Изз-эд-Дину хан Берке дал в удел Судак. Турки поселились по южному берегу Крыма, где жили также и христиане, преимущественно, генуэзцы, главными центрами которых были города Кафа и Судак. Сыновья Изз-эд-Дина, по смерти отца, возвратились в Малую Азию. Татары жили внутри и на С полуострова. Местность эта в турецких источниках носила сначала название Дешти-Кыпчак, а впоследствии называется Крымом. Центром ее был город Солхат, переименованный затем в Крым. Есть много догадок относительно происхождения последнего названия. Одни считают его искажением имени кимвров, древнейших, будто бы, его обитателей; другие видят в нем испорченное название Киммериума, древнегреческого поселения; третьи производят его от Кримни, описываемого Геродотом. Тунман говорит, что имя Крым, означающее крепость, было усвоено сначала городу, а затем распространено и на весь полуостров; Ф. Хартахай видит в слове «Крым» понятие отвлеченное, означающее благодать («Вестник Европы», 1866, II, 190). Кондараки сближает слово Крым с хырым, что по-татарски значит поражение («Универс. описание Крыма», ч. XIV, 101). В. Д. Смирнов не соглашается ни с одним из этих толкований, хотя и близко подходит к толкованию Тунмана. Крым-кырым употребляется в смысле рва, окопа. Нарицательное имя перешло в собственное, как название города; когда же город утратил свое значение и, наконец, совсем исчез, имя его осталось за целой местностью («Крымское Х.», 65 — 66). Город Крым был центром Х. приблизительно до половины XV в., а затем столицей делается Бакчэ-Сарай. История крымского Х., в первое время, до появления династии Гиреев находится в тесной связи с историей Золотой орды. Крым считается владением золотоордынских ханов, но он не был их резиденцией. Один только хан Узбек жил здесь некоторое время; для других ханов Крым служил временным местом убежища от придворных переворотов; здесь же находили приют татарские узурпаторы и авантюристы. Ордынские татары нередко совершали набеги и грабили полуостров. Этим они думали поддержать здесь свой престиж. При таких набегах в 1223 и 1229 гг. был разорен Судак. В конце XIII века в царствование хана Тула-Буги выдвинулся эмир Ногай. Убив хана и разбив его племянника Токту, Ногай послал своего внука Актаджи в Крым собирать подати. Но жители напали на него и убили. Ногай отомстил за это убийство, разграбил города, избил жителей, пощадил только своих приверженцев. Их, впрочем, оказалось немало: в одном Судаке треть жителей стояла за Ногая. После этого татары не раз еще приходили и грабили полуостров. В царствование в орде хана Узбека (1313—1341) Судак нередко страдал от татарских полчищ под начальством Толак-Темира и Кара-Булата. Его грабили и в 1322, и в 1327 и, наконец, в 1338 году. От этих грабежей меньше всего страдали генуэзцы. Они всегда умели вовремя заключать договоры с временщиками и узурпаторами и умели ладить с татарскими приставниками, которые сидели в главных городах, Кафе и Судаке, и заведовали ханскими подданными; в некоторых актах приставники эти называются тудунами, иначе титанами. Первым официально признанным владетелем в Крыму и основателем крымского юрта обыкновенно считается Орам-Тимур, получивший удел от дяди своего хана Менгу-Темура. Это было во второй половине XIII в., хотя Ф. Хартахай думает, что крымский юрт возник еще в первой половине XIII в., когда в Крым проникли татары, пришедшие с Батыем. В орде во второй половине XIII в. начинаются междоусобия. Путем личных способностей, благодаря выгодному материальному положению, обусловленному крупными земельными владениями, находившимися в их руках, из среды турецкой знати, именуемой эмирами, беями, впоследствии мурзами, выдвигаются временщики, которые, смотря по обстоятельствам, пользуются то благоволением хана, то поддержкой эмиров. Первым исторически известным подобного рода временщиком был Ногай, племянник Берке-хана; впоследствии появляются Джубан, Мамай, Идики. Ордынские междоусобия всегда отражаются в Крыму. Ногай стремится основать новое государство, положив главным базисом его Крым. Часть беков, помогавших Ногаю, впоследствии изменила ему и пристала к его врагу Токта-хану, Ногай был разбит и вскоре за тем убит каким-то русским, служившим в войсках Токты-хана. После этого Крым снова остается на прежнем положении удела Золотой орды. Пост наместника занял Толок-Темир, или Толук-Тимур, один из приверженцев Токты против Ногая. Он продержался и все царствование хана Узбека (ум. 1341). По смерти этого хана в орде начались опять смуты, во время которых престол занял один из сыновей Узбека, Джаны-бек. Смуты эти способствовали ослаблению ханской власти в Крыму. Джаны-бек после неудачной попытки овладеть Кафой должен был в 1347 г. заключить с генуэзцами союз, сделав им существенные уступки. Царствование Берды-бека, сына и наследника Джаны-бека в орде, отмечается мусульманскими историками как настоящий финал золотоордынской монархии. По смерти его эмиры, правившие отдельными провинциями, стали претендовать на самостоятельность. Один из них, Мамай, вступил в Крым, объявил ханом одного из сыновей Узбека и двинулся на Сарай. Это было около 1374—1375 г. После битвы на Куликовом поле (1380) Мамай ушел опять в Крым — в Кафу, где и был убит. На ордынском престоле в это время сидел Тохтамыш, достигший власти при помощи Тамерлана. Последний в свою очередь вытеснил Тохтамыша и уселся на престоле. Подобно ханам ордынским, менялись и их наместники в Крыму. За Толук-Тимуром следовал Мелик-Темир, затем Зейн-эд-Дин Рамазан, после него энергичный Катлог-Тимур. Последний служил сначала под начальством Тамерлана, а затем, около 1391 г. взял в свои руки правление Крымом. В 1398 г. литовцы, под начальством Витовта, заставили его бежать из Крыма, но он не унывал, и в том же году был провозглашен ханом Золотой орды. С этих пор крымский престол сделался пробным камнем для значения той или другой партии. Ханы сменялись беспрестанно, и установить какую-нибудь постепенность этих смен не представляется никакой возможности. Только с XV века, с утверждением в Крыму династии Гиреев, изменяется характер истории крымского юрта. Государственная организация этого юрта до XV века была, вероятно, копией с организации Золотой орды. Во главе стоял наместник, или хан. Он был главным начальником как в военном, так и во всех других отношениях. После наместника наибольшее значение имели чины военные: оглак — главный начальник соединенных сил в набеге; туман — начальник 10 тыс. войска; минник — тысячи; юз (башы) — сотни; он (башы) — десятка. В ярлыках, напечатанных Новиковым в «Российской Вивлиофике», упоминаются затем: вельможа, начальник (даруга), волостной городовой, сельский. Все это, вероятно, были чины гражданского управления. Двор крымского наместника имел также целый штат конюших, сокольников, барсников, волчарей, ловчих и т. под. Система налогов в крымском юрте имела много общего с грабежом. Как велики были размеры налогов, неизвестно. Налоги эти были: подушные, ясачный оброк, бурновая тамга, амбарная подать и т. п.; взималась также подать с покоренных народов. Подати собирали: баскак, или бакаул (по-русски — давитель), таможник, раскладчик подушных, заставщик, мостовщик, базарный, поборщик, пошлинник и пр. Суд и расправа в Крыму до XV в. нам неизвестны. Сословий было четыре: дворянское, духовное, народ и рабы. Среди дворянства различают две группы: правительственную, созданную государством, и родовую. Первая особого значения не имела, вторая управляла судьбами крымского юрта. Духовное сословие возникло в Крыму в XIII в. с принятием ислама. Во главе духовенства стоял муфти, занимавший второе место после наместника (хана); затем следовал казы, или духовный судья, который судил, впрочем, и некоторые гражданские тяжбы; мудерисы заведовали школами, шейхи — монастырями; софу — отшельники. Народ татарский был свободен; рабами у татар были военнопленные нетатарской расы. Религия крымских татар была сначала языческая, причем они были преданы в сильной степени шаманизму. Магометанство начинает проникать с XIII в., но получило право господства только около половины XIV стол. С первой половины XV в., с появлением на крымском престоле династии Гиреев, начинается новая эпоха в жизни Крыма. Первым ханом из этой династии был Хаджи-Гирей. По предположению В. Д. Смирнова, это было, собственно, прозвище его, а настоящее имя Даулет-бирды. Происхождение его неизвестно и вызывает много догадок; новейшие ученые видят в нем сына крымского хана конца XIV в. Таш-Тимура. Обстоятельства, при которых Хаджи-Гирею удалось завладеть престолом, неизвестны. Историки свидетельствуют о двукратном появлении его на политическом поприще: около 1428 г. и затем в 1443 г., когда он, будто бы, был возведен на престол крымскими татарами после хана, не оставившего потомства. Деятельность Хаджи-Гирея была направлена, главным образом, на утверждение своей династии в Крыму и на защиту своих владений от притязаний соседей. Он победил хана Золотой орды. С польским королем Казимиром находился в дружественных отношениях, хотя договор с ним, заключенный, будто бы, в 1461 г. против русских, В. Д. Смирнов считает вымышленным. У Хаджи-Гирея были довольно мирные отношения к русским. Он старался также обезопасить себя от Оттоманской Порты. Сведения о внутренних реформах Хаджи-Гирея несомненно преувеличены и ничем не подтверждаются. По своей деятельности, он не мог заняться организацией внутреннего устройства ханства и обходился, по всей вероятности, правительственными средствами и порядками, которые он унаследовал от прежних ханов (мнение В. Д. Смирнова). Хаджи-Гирей перенес столицу в Бакчэ-Сарай. Он умер в 1466 г. На престол вступил после борьбы с братом своим Нур-Даулетом один из восьми сыновей Хаджи-Гирея, Менгли-Гирей. Окончательному утверждению его способствовали турки, которые, после завоевания Византии, осадили в 1475 г. и Кафу. Менгли-Гирей помогал при этом султану Магомету II Фатиху; сохранился даже и договор между ними, подлинность которого заподазривается. Крымское Х. сделалось вассальным по отношению к Турции (1478). Отношение Менгли-Гирея к соседям носит характер хищничества. На земли соседей татары делали постоянные набеги, а в мирное время получали подарки. Последнее обстоятельство было причиной появления целого ряда крымских послов при русском и польском дворах. Менгли-Гирей находился в дружественных отношениях с вел. кн. Иваном III и вел переговоры насчет союзного действия против Польши и Литвы, на пределы которых он не раз нападал. Под конец жизни Менгли-Гирея сыновья его стали нападать и на пределы русских, желая установить преемственность престола в своем роде и ослабить значение родового обычая, при котором ханская власть переходила в руки старшего в роде. Менгли-Гирей ввел звание калги, или вице-хана, на которого переносились права наследника престола. Менгли-Гирей назначил калгою своего сына Магомет-Гирея; но, после смерти последнего, крымские ханы назначались султаном и были как бы его наместниками. Относительно года смерти Менгли-Гирея существует разногласие: умер он, вероятно, в 1515 г. Преемник его, Магомет-Гирей (1514—1524), был убит во время похода на ногайцев. На его место был назначен Сеадет-Гирей, которому пришлось вести упорную войну с сыном Магомета Ислам-Гиреем. Когда Сеадет-Гирей добровольно оставил престол, на его место был прислан из Константинополя Сахыб-Гирей, а Ислам-Гирей был назначен калгою. Между ними вскоре началась борьба, кончившаяся убийством в 1537 г. Ислам-Гирея. В 1551 г. был убит и Сахыб-Гирей, на месте которого воцарился Девлет-Гирей (1551—1577), а после него Магомет-Гирей II Жирный (1577—1584). Последний, будучи не в состоянии назначить калгою своего сына Сеадет-Гирея, создал новую степень второго наследника, получившую название нур-эд-дина, и отчислил в его распоряжение хороший годовой оклад из ханских доходов. Это постановление хана было утверждено и Оттоманской Портой. Магомет-Гирей II был удушен своим братом калгою Алп-Гиреем. Далее крымскими ханами были Ислам-Гирей I (1584—88) и Гази-Гирей II Бора, т. е. Буря (1588—1608). Последний стремился к самостоятельности и сделал еще раз попытку заменить принцип родового старшинства упрочением власти за прямым нисходящим поколением от отца к сыну. Поэтому калгою он сделал не брата, а сына своего Тохтамыша, который по смерти Бази-Гирея и был провозглашен ханом, но Порта не утвердила этого выбора татарских эмиров, и Тохтамыш был вскоре убит своими противниками Селямет-Гиреем и Могамет-Гиреем, из которых первый сделался ханом (1608—1610), а второй — калгою. Могамет поднял восстание против хана и должен был оставить Крым. Поэтому, когда умер Селямет-Гирей, ханом сделался Джаны-бек-Гирей II (1610—1623 и 1627—1629). Первая половина этого царствования прошла в непрерывной и ожесточенной борьбе с Могамет-Гиреем и его братом Шагин-Гиреем. В марте 1623 г. Джаны-бек-Гирей был отвезен в Родос в почетную ссылку, а на его место ханом был посажен Магомет-Гирей III (1623—1627), калгою — Шагин-Гирей. Новый хан оказал вскоре непослушание Порте, а потому был свергнут; на престоле опять сел Джаны-бек-Гирей II, которому окончательно удалось утвердиться только после борьбы с претендентами, которые не переставали считаться один ханом, другой калгою до тех пор, пока в 1629 г. Магомет не был убит в одной схватке. В этом же году Джаны-бек был вторично отставлен за свою неподвижность и невоинственность. Ханом сделался жестокий сын Гази-Гирея Инайет-Гирей-хан (1629—1637), младший брат его Хусам-Гирей был назначен калгою, а другой брат — Сеадет-Гирей — нур-эд-дином. Задачей нового хана было стремление к самостоятельности. Это же повело и к свержению его, а затем и к умерщвлению. На его место был назначен сын Селямет-Гирея Бегадыр-Гирей I (1637—1641), по прозванию «Резми». Он занимался больше сочинением стихов, каламбуров и обиранием подданных. По смерти его престол достался Могамет-Гирею IV (1641—1644), младшему брату умершего, который получил Х. помимо своего старшего брата Ислам-Гирея. Это нарушение обычая отшатнуло от него братьев и заставило Могамет-Гирея назначить сына Чобан Девлет-Гирея Фетх-Гирея — калгою, а 15-летнего Гази-Гирея — нур-эд-дином. Чобан-Гиреи, т. е. Пастухи-Гиреи, была побочная линия Гиреев, выдвинутая ханом Могамет-Гиреем III, который нашел проживавшего в Ак-Мечети частным человеком Чобан-Мустафу, про которого ходила молва, что он был сын одного из Гиреев (Фетх-Гирея) от молдаванки, переименовал его в Девлет-Гирея и назначил нур-эд-дином. Чобан-Гиреи имели впоследствии своих представителей и на ханском престоле, чем настоящие Гиреи были очень скандализованы. Ислам-Гирею III удалось в конце концов благодаря своему слуге Сефер-Гази-аге выхлопотать себе Х. (1644—1654). Правление нового хана совпало с эпохой Хмельницкого и присоединением Малороссии к России; сношения с казаками и с Москвой занимают видное место в царствовании Ислам-Гирея. По отношению к Порте он держал себя очень самостоятельно и независимо, и его царствование напоминает правление одного из лучших его предшественников Гази-Гирей-хана Бури. По получении в Порте известия о смерти Ислам-Гирея III крымским ханом был провозглашен находившийся в ссылке в Родосе Могамет-Гирей IV (1654—1666), раз уже правивший Крымом. Но он не пользовался симпатиями подданных, а потому и не нашел в них поддержки, когда после своего вторичного свержения он хотел сопротивляться распоряжениям Порты. Умер он в Дагестане в 1674 г. Преемником Могамет-Гирея IV был назначен Аадиль-Гирей I (1666—1671), представитель боковой линии Гиреев, встретивший враждебное отношение благодаря своему происхождению среди крымских вельмож. Это способствовало его падению. Он был сослан в Родос, а на его место ханом сделался сын Бегадыр-Гирея Селим-Гирей (1671—1678). Все источники говорят о последнем, как об очень умном и хорошем человеке, лишенном того непомерного властолюбия, которое обнаруживали его предшественники. Ему пришлось воевать вместе с турками сначала против Польши, а затем и против России. Насколько была удачна война с Польшей (Бучацкий договор, восстановивший обязательные отношения Польши к татарам), настолько война с Россией была неудачной. За безуспешную осаду Чигирина (1677) Селим-Гирей был лишен ханского престола и сослан в Родос, а на его место посажен Мюрад-Гирей I (1678—1683), которому пришлось продолжать войну с русскими. В 1678 г. Чигирин был взят. Началась война с немцами, кончившаяся поражением турок под Веной (1683). Хотя хан и расходился во мнениях насчет этой войны с великим визирем, но последний всю вину за поражение взвалил на Мюрад-Гирея, и он был лишен престола. Этому способствовало также и то обстоятельство, что хан обращал большее внимание на интересы Х., чем на интересы Оттоманской Порты. Вместо Мюрад-Гирея ханом был назначен Хаджи-Гирей, личность весьма непопулярная среди крымских вельмож. Последние подняли восстание, и Хаджи-Гирей должен был спасаться бегством, процарствовав, таким образом, с октября 1683 г. по июнь 1684 г. Крымские вельможи прямо потребовали после этого себе в ханы Селим-Гирея I, который во второй раз царствовал с 1684 по 1691 г. Согласие Порты на требование вельмож объясняется тогдашним незавидным положением дел в Турции, и Селим-Гирей это очень хорошо понял, равно как понял он и грозу, надвигавшуюся на Крым со стороны русских. Против последних он старался укрепить границы своего Х.; по отношению же к Порте держал себя довольно независимым, опираясь на любовь народа. Поэтому, как только он увидел нерасположение к себе в войске, он отказался от престола, порекомендовав в ханы Сеадет-Гирея II (март — декабрь 1691), человека энергичного и крутого нрава. Последний недолго удержался на престоле: в январе 1692 г. на его место, по проискам великого визиря, был назначен ханом калга Сафа-Гирей I (янв. — окт. 1692), внук Селямет-Гирей-хана, человек, лишенный всяких принципов нравственности, всецело преданный наживе и барышничеству, ради которых он ничем не брезгал. Крымцы были очень им недовольны, и это повело к свержению его. Ханом был сделан в третий раз Селим-Гирей I (1692—1699), за свое путешествие в Москву носивший теперь титул хаджи, или эльхадж. Назначение его было вынуждено стесненным положением Порты, находившейся тогда почти одновременно в войне с Австрией, Польшей и Россией. В царствование Эльхадж-Селим-Гирея Петр совершал Азовские походы. После заключения Карловицкого мира в 1698 г. (см.) Эдьхадж-Селим-Гирей отказался от Х., рекомендовав себе в преемники сына своего Девлет-Гирея II (169—1705). Калгою был сделан брат его Шагин-Гирей, а нур-эд-дином другой брат, Сеадет-Гирей. По смерти Шагин-Гирея калгою был назначен Шегбаз-Гирей, который вскоре был убит по проискам Сеадет-Гирея. Против хана произошло восстание, усмирить которое Девлет-Гирею стоило немало усилий. Затем последовал ногайский бунт; Крыму угрожали русские. Ввиду всего этого Девлет-Гирей II был отставлен, а на его место в четвертый раз был назначен Эльхадж-Селим-Гирей I (1703—1704). Девлет-Гирей уступил престол только после сопротивления. Последнее царствование 70-летнего Эльхадж-Селим-Гирея было кратковременно и ничем не выделялось. После его смерти власть над Крымом сосредоточивалась в руках его потомков, которые своими властолюбивыми происками, завистничеством, жесткостью, политической бестактностью только ускоряли падение Крымского Х. После смерти Эльхадж-Селим-Гирея ханом сделался опять Девлет-Гирей, но в том же 1704 г. его заменил его младший брат Гази-Гирей, о котором, за его снисхождение к христианам-невольникам, говорили, что он рожден от христианки. За неудачный совет султану начать войну с Россией, Гази-Гирей был снова заменен Девлет-Гиреем, но последний, несмотря на любовь народную, опять был свергнут в том же году и сослан в Родос. Ханом был назначен Каплан-Гирей. Последний тоже был свергнут за неудачный совет начать войну с Россией. Снова был возведен Девлет-Гирей и снова был заменен Каплан-Гиреем, когда война с Петром Вел. кончилась неудачно. Каплан-Гирей был сменен Сеадет-Гиреем. Против последнего, равно как и против следовавшего за ним Магомет-Гирея, поднял восстание ширинский бей, и они должны покинуть Крым. Снова на престоле появился Девлет-Гирей. Когда же он возмутил татар и прогнал турецкого посланника, его заменили Менгли-Гиреем (1725—1730). Бунт мурз против последнего повел к замене его Каплан-Гиреем (1730—1736), а когда совершилось при последнем вторжение в Крым Миниха (1736), ханом снова сделали Менгли-Гирея (1736—1741). В 1737 г. Миних снова вступил в Крым и опустошил его. Менгли-Гирей хотел отомстить, но поход его в 1738 г. на Россию окончился неудачно. В 1741 г. на престоле появляется Селим-Гирей, но вследствие бунта мурз уступил место опять Каплан-Гирею. Затем мы видим опять Селим-Гирея, а после него, в продолжение двух лет, Арслан-Гирея (1753—1755). В 1755 г. ханом делается жестокий и несправедливый Алим-Гирей, которого мурзы при посредстве ногайцев лишили вскоре престола. Ханом сделался Керим-Гирей, смененный Портой в 1764 г. Селим-Гиреем (1764—1768). Последнего снова сменил Керим-Гирей, который, по отзыву барона Тотта, был одним из лучших и ученейших ханов, хотя был корыстолюбив и обирал народ. Его сменил племянник его Девлет-Гирей, который был свержен после поражения при Ларге, и на его место снова был назначен Селим-Гирей. Последний был вовлечен Турцией в войну с Россией, опустошительную для Крыма. Это повело к его свержению. Татары избрали себе ханом Шагин-Гирея, который объявил независимость Крыма от Турции и уступил России Керчь, Еникале и Кинбурн. За происки в Турции Шагин-Гирей был заменен в 1774 г., при посредстве России, братом его Девлет-Гиреем, но после Кучук-Кайнарджийского мира снова был сделан ханом с присоединением к нему духовной власти великого калифа. Султан, со своей стороны, подтвердил это, прислав ему все знаки ханского достоинства, и приказал всенародно молиться за него, а также принимать некоторых судей, назначаемых из Константинополя, и чеканить монету с турецким штемпелем. Шагин-Гирей был последним ханом Крыма. При нем Х. пало (см. ниже). Причины этого падения заключались: 1) в отсутствии серьезных задач внутренней политики у крымских ханов при страшной эксплуатации ими населения; 2) в постоянной смене и борьбе этих х анов; 3) в хозяйничанье Порты в Крыму, выражавшемся в бесцельном и частом свержении ханов, которые при этом принуждены были участвовать во многих турецких войнах, и 4) наконец, во внутреннем строе крымского Х., не допускавшем правильного государственного развития, и во внутренней розни составных элементов этого Х. Что касается государственного строя Х. за время XV — XVIII в., то в нем произошло много перемен в зависимости от совершавшегося в это время постепенного перехода крымцев от кочевого быта к оседлому. Отдельные крымские роды сделались крупными земельными собственниками частью благодаря собственным ранним захватам, частью вследствие пожалования ханом. Из этих родов главное значение имели пять: Шырын, Барын, Кулук, Сулеш и Мансур. С XVI в. им принадлежало, в сущности, кормило правления крымского юрта. Об этом говорит в 1506 г. и Менгли-Гирей в своем ярлыке к литовскому князю Сигизмунду (Сб. кн. Оболенского, стр. 52, 90). Каждый из крымских родов имел свои точно разграниченные владения, носившие название бейлык, т. е. княжество. У каждого бея была своя столица, свой двор, свой калга и нур-эд-дин, избранные из дворян своей же фамилии. Беи имели право жениться на ханских дочерях, не брить бороды, как и хан, и посылать своих послов к иностранным государям за подарками. Беи вели нередко между собой войны и вполне самостоятельно делали набеги на чужую землю. Во время одного из таких набегов была сожжена, между прочим, Тула. Пять крымских родов считались представителями высшего сословия. Каждый глава рода в своем бейлыке считался неограниченным деспотом, в руках которого находились администрация и суд. Для последнего бей получал от кади-аскера (государственного судьи) грамоту. Зависимость беев от хана выражалась в обязанности их поставлять войска и нести известную долю военных издержек. Для решения вопроса о войне хан обязан был собрать совет пяти беев, которые могли посылать вместо себя послов. Власть хана была, таким образом, ограничена олигархией, которая нередко переходила в охлократию. Хан не имел права брать податей ни с беев, ни с их вассалов; даже евреи, жившие на их землях, не платили ему подушной подати. Как верховный глава Х., хан получал только следующие доходы: пенсию от Турции, таможенный сбор, соляной сбор, от гатмана (коменданта) Дубосар, от правителей Буджака и Каушан, от ногайских сераскиров и медовые деньги, всего на сумму около 120 т. пиастров, не считая доходов с земельных владений хана и подарков, получаемых ими от иностранных государей. По смерти бея владетелем бейлыка становился калга — непременно старший сын, затем нур-эд-дин — второй сын, и только по смерти всех сыновей бея бейлык переходил к старшему внуку его. Остальное поколение бея и его побочное потомство составляло дворянство под именем «Эмир-заде», исказившимся потом в мирза, мурза. Были два разряда мурз: прямые потомки владетельных беев, жившие в пределах бейлыка, и затем татарская шляхта, выжившая уже из родственных связей с родоначальником бейлыка или же пожалованная ханом. Кроме этого было еще и низшее дворянство, «капыкуль» (рабы у дверей), составившееся из янычар; но его чуждалось высшее дворянство и не входило с ним в сношения; исключение из этого составляли только пользовавшиеся особой милостью хана. Дворянство было сословием военным, по преимуществу. Это зависело от характера татарского народа, который постоянно был вооруженным войском, готовым для войны и набегов. В мирное время дворяне жили, обыкновенно, в своих поместьях, ничем серьезным не занимаясь, а проводя время в забавах и взаимных посещениях. Духовное, или ученое, сословие (улемы) занималось делами религии и образования народа, составляло проекты и редактировало государственные законоположения. Во главе его стоял муфти, пользовавшийся особым уважением и занимавший, по-прежнему, второе место после хана. Духовенство состояло из четырёх фамилий, владевших земельной собственностью и отдельным монастырем, настоятелем которого (шейхом) был старший в роду. К улемам принадлежали затем: имамы, муллы, муэзины и, вообще, лица духовного чина. Татарское духовенство жило, кроме доходов с земли, также подаяниями народа, которые оно вымогало за требы с чрезвычайной назойливостью. Большинство населения Крыма составлял простой народ. Он был свободен, хотя экономическое положение его было очень тяжело, так как ханы распоряжались его трудом, облагали первые его потребности налогом, и на нем лежали тяжелые повинности в пользу государства. Ханы раздавали дворянам, например, право на известное число рабочих дней известного аула, давали право взимать пошлину за водопой в колодце и т. п. Владетели бейлыков обрабатывали свою землю двояко: через рабов или вассальным порядком, по которому установлен был определенный побор: ушур, десятина со всяких продуктов, зексат (милостыни) — 5% со скота, птицы и проч., питир (за упокой); сущность ее и размер, впрочем, неизвестны. Был и особый вид эксплуатации рабочих сил, сохранившийся теперь в Малороссии — «талака», при которой народ работал за угощение сверх положенного срока. Хан не заведовал собственной экономией, а отдавал ее на откуп. Откупная система тяжело, конечно, ложилась на народ, так как откупщики выжимали из него все соки. Видное место в доходах хана и других чинов государства играли подарки иностранных государей, за получением которых все чины, начиная от хана, калги, нур-эд-дина и кончая начальником придворных музыкантов, придворным садовником, поваром, — посылали своих послов, которые требовали особого подарка для тех лиц, представителями которых они являлись. Подарки эти тяжело ложились на соседние государства, в особенности, на Россию и Польшу. Центральное и дворцовое управление крымского Х. состояло из массы всевозможных чинов и стоило очень дорого. 1) Во главе управления стоял хан, который должен был происходить из династии Гиреев; практиковавшееся сначала выборное начало при замещении ханского престола было заменено потом назначением Порты, причем родовое старшинство, обыкновенно, не соблюдалось. Затем следовали; 2) калга — вице-хан — имел право на престол, но это не всегда соблюдалось; звание введено Менгли-Гиреем; калга командовал войском; 3) нур-эд-дин — второй наследник, обязанности которого неясны; 4) султаны — ханские сыновья, смотря по личному достоинству — занимали различные должности вроде начальников ногайских татар и проч.; 5) далее следовали матери, жены и дочери хана, калги и нур-эд-дина, имевшие свой особый двор и получавшие ежегодную подачку деньгами; 6) хан-агасы, обязанности которого в точности неизвестны и относились, вероятно, к гражданскому управлению; 7) дефтердар-ага — род государственного контролера; 8) тат-агасы — управляющий землями, составлявшими удел хана и населенными христианами; 9) хазнадар-ага — государственный казначей; 10) актачы-бей — шталмейстер; 11) киларджы-баши — гофмаршал хана; 12) капуджы-башы — ханский адъютант, пользовавшийся и административной властью; 13) помощник его — капуджы-лар-кахъясы; 14) селердар-ага — начальник меченосцев; 15) куллар-агасы — начальник придворных нижних чинов; 16) диван-эфенди — секретарь иностранных дел; 17) сыр-кятепы — секретарь внутренних дел; 18) хазне-кятепы — секретарь государственного казначейства; 19) зарыф-кятепы — начальник монетного двора; 20) аталык — воспитатель ханских детей, иногда важное лицо в государстве; 21) хан-кул-ага — начальник ханских рабов; 22) байрам-ага — главный распорядитель пиршеств; 23) второстепенный — балчы-баши; 24) хапу-агасы — охранял двери царского дворца, состоял под начальством капуджы-баши; 25) серрач-баши — ведал придворным освещением; 26) чашангыр-баши — лейб-повар; 28) аши-баши — вероятно, распоряжался ханским обедом; 28) хадым-ага (вероятно) начальствовал над служащими во дворе хана; 29) игит-ага — старший над пажами; 30) разменный-бей — представлял хану иностранных послов; далее следовали: 31) начальник янычаров, 32) царский казначей, 33) царский писарь, 34) землемер и друг. Все эти лица принадлежали к центральному правительству или ко двору хана и получали подарки от иностранных государей. Что касается суда, то он находился в руках начальников бейлыков, отчего последние назывались еще кадылыками. Кадылыков в Крыму было 48, и обнимали они 1604 деревни. Бей получал грамоту на звание кади от казы-аскера, и юрисдикция его не подчинялась хану. Дворянство имело, по-видимому, свои особые ассизные суды, решения которых утверждались казы-аскером, который руководствовался при этом советами муфтии. Отдельные суды имело мусульманское духовенство, иноверцы, как христиане, так и евреи. Хан назначал кадиев в собственном кадылыке; турецкий султан — в четырех своих кадылыках: Кафе, Судаке, Мангуте и Ени-Кале. С появлением городов, появились и особые городские судьи шегер-кади, назначавшиеся кади-аскером. На суде этих шегер-кади, вероятно, в качестве надсмотрщика, всегда присутствовал помощник кали-аскера наиб. Все остальные дела, изъятые из ведения этих судей, решались в государственном совете, или диване. Последний имел самый разнохарактерный состав: калга, нур-эд-дин, шырын-бей, муфти, главы пяти родов, кади-аскер, ор-бей, сераскиры трех ногайских орд, казнадар-башы, дефтердар-башы и проч. Кроме того, здесь заседали также представители каждой ветви пяти родов. Не явившийся в заседание бей мог присылать своего представителя. В диване решались все дела внутреннего управления, объявления войны, набора войска, направления походов и проч. Суд происходил по Корану, на который существовала масса всевозможных толкований. Уголовными преступлениями в Крыму считались: отступление от веры, прелюбодеяние, грабеж, убийство, воровство и пьянство. По Корану, или шариату, все эти преступления наказывались строго, но строгость эту всегда умели на практике обходить разными толкованиями закона. Суд начинался тогда, когда кто-нибудь обращался к нему; разбирательство дел было словесное. Наказание преступника предоставлялось истцу, который мог применить или месть («око за око»), или же ограничиться пенею. Политических преступлений в Крыму, где представители высшей власти постоянно менялись, не знали. Коран слегка только затрагивает гражданские отношения подданных, но мусульмане не стеснялись этим. В документах крымских татар встречаются обряды при совершения векселей, духовных завещаний, купчих крепостей, суждения о незаконном нарушении обязательств и пр. Порядок наследования в Крыму, при существовании многоженства, был очень сложен. Брак был простым договором, совершаемым вне мечети. Обеспечивался он особым вкладом «магр», который в случае расторжения брака выдавался стороне невиновной. Муж приносил жене калым, жена — приданое. Это взаимное одаривание называлось никъяг. Брак расторгался редко. В высших сословиях процветало затворничество женщин; в низших классах женщина пользовалась большей свободой. О древней крымско-татарской образованности и культуре точных сведений нет. Менгли-Гирей построил в 1500 г. высшее духовное училище медресé, откуда впоследствии выходили ученые лица духовного сана. Главными предметами обучения был арабский язык и арабская философия, которая пользовалась, вообще, большим уважением среди татар. Из татарских философов XVII в. известен Абдул-Азиз-Эфенди. Светская литература не пользовалась уважением, а крымские ханы не могли покровительствовать ей. Историческая литература у татар очень бедна. Известны из историков: Раммал-Ходжа, Могамет-Риза и анонимный автор истории крымских ханов. Сохранились еще имена историков: кафского паши Абдула, ок. 1610 г., Хейр-Заде-Эфенди и Абдул-вели-Эфенди во второй половине XVII в. Изящная литература была более развита из светских произведений в Крыму. Историк Могамет-Риза, в своем сочинении «Семь Планет», приводит образчики поэтического творчества Батыр-Гирея, Газы-Гирея, Софа-Гирея и др. Крымские татары рано стали записывать народные песни, сохранилось много сборников их (джонк). На татар имела большое влияние турецкая поэзия. Сказки в Крыму были многочисленны и заменили собой все роды изящной литературы. Наука вращалась, главным образом, в области юридическо-богословских вопросов, любили татары заниматься и астрономией в связи с астрологией. Музыка татарская состояла из оглушающего барабана (дасул), бубна (дарие) и пронзительной зурны (род кларнета). Живопись и скульптура были запрещены Кораном, зато архитектура процветала, и памятником ее остался бахчисарайский дворец. Начало сельского хозяйства и промышленности совпадает с началом оседлой жизни и основанием у крымских татар городов. Влияние генуэзцев в этом отношении было невелико. При татарах заведено много в Крыму фруктовых деревьев, разных сортов виноградных лоз, стало процветать виноделие, табаководство; процветало также пчеловодство, шелководство, коневодство; достаточно было и хлеба: татары никогда не нуждалась в нем. Из обрабатывающей промышленности известны были: кожевенное производство, выделка оружия со всевозможными украшениями в восточном вкусе; свечные заводы. Татары добывали соль. Охота для высших классов служила развлечением, а для низших важной статьей дохода. Горно-заводской промышленности не было. Ремесленники и промышленники составляли в Крыму особое сословие, занимавшее средину между высшим сословием и народом. Делилось оно на цехи и артели. Цех состоял из стольких артелей, сколько было ветвей производства. Торговля сосредоточивалась в городах, главнейшими из которых были: Бакчэ-Серай, Гёзлев, Кафа, Карасу-базар, Перекоп, Арбат, Керчь, Акмеч, Балаклава. Главными предметами торговли были предметы, привозимые из-за границы: сукно, бархат, шерстяные, шелковые и бумажные ткани, золотые вещи и драгоценные камни. Немаловажным предметом торговли были также рабы, главным рынком которых была Кафа, где их постоянно находилось тысяч до тридцати.
С начала XVIII века история Крыма находится в тесной связи со стремлением русских на юг, окончившимся в конце концов присоединением Крыма к русскому государству. Сношения России с Крымом начались еще при Иване III, который в 1474 году заключил с Менгли-Гиреем союз, пообещав ему убежище у себя в случае нужды. С тех пор сношения поддерживаются постоянно и носят то дружественный, то воинственный характер. Главным предметом для дружественных сношений служила торговля, причем крымцы старались получить как можно больше выгод, добиться беспошлинной торговли. Это им нередко и удавалось ввиду того, что внезапные и опустошительные набеги крымцев были очень опасны и тяжелы для Москвы, и последняя старалась всячески предупреждать их. Благодаря этому, например, крымским торговцам удалось освободиться при Василии III от платежа тамги и т. п. Другим предметом для сношений с Москвой служили подарки, которых требовал не только хан, но его двор, бей, чиновники и пр. Москве приходилось платить очень много, чтобы только обезопасить себя кое-как от нападений. В 1648 г. московский царь предлагал даже хану запретить чиновникам обращаться за подарками к московскому царю. Подарки эти обратились в своего рода дань, которая вымогалась при всяком удобном и неудобном случаях. В 1592 г. татары требовали у русского царя денег на постройку городов, как обычной дани, а в 1631 г. татарское посольство укоряло царя, что город Перекоп обветшал, и требовало, чтобы царь починил его. Малейшее несогласие или недовольство крымцев влекло нападение их на русские пределы. Нападения эти были так часты, что трудно даже уследить за ними по источникам. Носили они характер чисто разбойничьих наездов: приходили татары, обыкновенно, неожиданно, грабили жителей, жгли села и затем уходили, уводя за собой толпы пленников и пленниц, которые продавались затем в Кафе. В первое время после основания крымского Х. набеги были очень часты: в 1532, 1535, 1536, 1562, 1571, 1591, 1592, 1595 и т. д. В 1571 г. крымский хан доходил даже до Москвы и сжег ее. В XVII в. набеги повторяются уже реже. Это объясняется, с одной стороны, теми неурядицами, которые господствовали в Крыму, и необходимостью для крымских ханов участвовать в многочисленных войнах, которые вела Турция, с другой — и тем, что Русь значительно укрепила к этому времени южную границу рядом крепостей и колонизовала ее служилыми элементами. С конца XVII столетия, особенно после присоединения Малороссии, Россия деятельно начинает стремиться на юг в Крым. Первой серьезной, хотя и неудачной попыткой осуществить это стремление, если не считать малоизвестного похода русских в 1559 г. — были крымские походы в правление Софьи Алексеевны. Затем следует поход графа Миниха при Анне Ивановне в 1736 г., когда русские проникли в Крым и опустошили его. В 1737 и 1738 гг. проникал в Крым граф Ласси. В 1771 г., во время первой турецкой войны, в Крым был послан кн. Василий Мих. Долгоруков, который скоро овладел всем полуостровом. С этого времени Россия считала себя уже обладательницей Крыма, стараясь свергнуть с него опекунство Турции. Поэтому по Кучук-Кайнарджийскому миру (1774), Крым был объявлен независимым от Турции, а России была предоставлена свобода мореплавания на Черном море. Шагин-Гирей начал после этого преобразовывать Х. на европейский образец, но это взволновало духовенство, а через него и народ, который особенно был недоволен тем обстоятельством, что государственные доходы были отданы на откуп и ему приходилось тяжело. При таких условиях хану нужно было скрываться в горах. Здесь, по поручению Потемкина, ухавшего в то время в С.-Петербург, явился к хану с конвоем генерал Игельстром и стал уговаривать «отдаться милостям монархини». Хану ничего не оставалось делать, как последовать этому совету. Он отправился в Керчь, а оттуда был выслан на житье в Воронеж («Записки Л. Н. Энгельгардта»). Вскоре, 9 апреля 1783 г, Крым был объявлен присоединенным к России. Турция признала это совершившимся фактом только по миру в Яссах 25 декабря/6 января 1792 г. В 1861 г. крымский народ исчезает фактически. Он оставил Крым, примкнул и затерялся в массе мусульманства в Турции. В настоящее время татарское население Крыма едва ли многим превышает 100 тысяч.
Источники и литература о Крымском Х.: В. В. Вельяминов-Зернов, «Сборник некоторых важных известий и официальных документов касательно Турции, России и Крыма» (СПб. 1881); «Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымской и Ногайской ордами и с Турцией» («Сбор. Рус. Истор. Общ.», т. 41, редакция Г. Ф. Карпова"); В. Д. Смирнов, «Крымское Х. под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в.» (в предисловии к этому труду указаны источники и разобрана литература); Ф. Хартахай, «Историческая судьба крымских татар» («Вест. Европы», 1866, II и 1867, II); В. Х. Кондараки, «Универсальное описание Крыма» (СПб., 1875, 17 частей, малонаучное сочинение). Труды А. Н. Петрова — о первой и второй турецкой войне при Екатерине II.