ЭСБЕ/Троицкий, Николай Иванович

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Троицкий (Николай Иванович, род. в 1851 г.) — духовный писатель и археолог, преподаватель Тульской семинарии, сын пономаря Тульской губ.; образование получил в Московской дух. акад. Собрал значительный материал для изучения прошлой жизни Тульского края и в 1885 г. основал Тульское епархиальное древлехранилище (первое учреждение такого рода в епархиях России), которое потом было открыто для посещения публики под именем «палаты древностей». Для разработки собранных памятников Т. основано Тульское историко-археологическое товарищество, которое издает свои труды в виде небольших сборников под назв. «Тульская Старина». Труды Т.: «О происхождении первых трех канонических евангелий» (Кострома, 1878, магист. диссерт.); «Русская библейская наука и ее современная задача» («Чтения в общ. любителей духовного просвещения», 1878); «Устав вел. князя Владимира по новооткрытому списку» (ib., 1880); «Книга Иова. Последовательное изъяснение славянского текста» (три выпуска, Тула, 1880, 1882 и 1885); Иисус Христос, как Бог — Слово (Λόγος) и откровение Его миру" (ib., 1881); «Царские жалованные и патриаршие настольные грамоты, данные епископам коломенским и каширским» (ib., 1882); «Митрополит Филарет, как истолкователь Свящ. Писания» (в «Сборнике, изд. общ. люб. дух. просвещения — по случаю празднования столетнего юбилея дня рождения Филарета, митрополита московского», т. 11, М., 1883); «Свидетельство Иоанна Предтечи о первенстве бытия и служения Мессии» («Чтения в общ. люб. дух. просв.», 1883); «Памятники Знаменского монастыря в г. Курске» (Курск, 1884); «О символическом значении архиерейской палицы» («Правосл. Обозрение», 1884); «Ископаемые остатки (мамонта и лося) послеледниковой или четвертичной фауны по Тульской губ.» («Труды V-го археологического съезда в Тифлисе», М., 1887); «Одно из мест нахождения каменных орудий в Приволжском крае» (ib.); «Учение Иисуса Христа о духовном возрождении и вечном спасении, изложенное в беседе Его с Никодимом» («Чтения в общ. люб. дух. просв.», 1887); «Церковь Похвалы Пресв. Богородицы, что на Архиерейском дворе, в г. Туле» («Материалы для историко-статистического описания Тульской губ. Вып. I. Св. Храмы г. Тулы», Тула, 1888); «Тульская Петро-Павловская церковь» (ib.); «О влияния христианства на жизнь русского народа» (Тула, 1888); «Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста» (4 вып., Тула, 1889); «Иконостас и его символика» («Православное Обозрение», 1891, кн. 4); «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь, что в Щеглове» (Тула, 1896); «Об иконном писании» (ib., 1897); «О влиянии космогонии на иконографию византийского купола» (Тула, 1898); «Сто лет бытия Тульской епархии. Исторический взгляд на епархиальную жизнь с 1790 по 1890 г.» (Тула, 1899); «Народное сказание об архистратиге Михаиле» («Тульская Старина», 1899); «Открытые письма за Атлантический океан» ("Вера и Церковь, 3899, кн. X, 1900, кн. X, 1901, кн. IV); «Книга пророка Иеремии. Последователь-ное изъяснение славянского текста» (Тула, 1899); «Развитие садоводства и пчеловодства в отношении к территории — при церковноприходских попечительствах» (ib., 1900); «Светлый праздник. Из письма к образованному еврею» (Тула, 1901) и мн. др.

Дополнение

Троицкий (Николай Иванович) — писатель. Главные его новейшие труды: «Архистратиг Михаил» (Тула, 1902); «Церковная школа» (ib., 1903); «Апокалипсический «престол Сатаны». По раскопкам в Пергаме» (М., 1904); «Крест Христа — древо жизни» (Тула, 1904); «А. С. Хомяков, как мыслитель» (Тула, 1904); «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста» (ib., 1904); «Русский народный идеал» (Москва, 1906).