ЭСБЕ/Россия/Дополнение/Аграрный вопрос

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Россия :: Дополнение :: Аграрный вопрос
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Розавен — Репа. Источник: т. XXVII (1899): Розавен — Репа, с. 125 ( скан ); т. XXVIIa (1899): Репина — Рясское и Россия, с. 1 (Россия) ( скан ); т. XXVIII (1899): Россия и С — Саварна, с. 1 (Россия) ( скан ); доп. т. IIa (1907): Пруссия — Фома. Россия, с. 551 ( скан ); I—XCVIII ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Физическая география | Население | Политика и финансы | Медицина | Экономика | Просвещение | Общественное призрение и благотворительность | История | Право | Русский язык и литература | Искусство | Наука | Дополнение


Население | Государственное устройство | Церковь | Вооруженные силы | Государственное хозяйство | Землевладение | Аграрный вопрос | Сельское хозяйство | Промышленность | Рабочее законодательство | Внешняя торговля | Кредитные учреждения | Пути и средства сообщения | Революционное движение в России | История. 1895—1907 | Приложения: Регионы | Населённые пункты | Монеты | Реки | Иск. водные пути | Озёра | Острова

7) Аграрный вопрос. Вслед за освобождением от крепостной зависимости крестьяне принуждены были арендовать землю у владельцев, казны, удела и искать себе заработков как в помещичьих хозяйствах, так и внеземледельческих. Полученный ими надел и количественно, и качественно был недостаточен: он не обеспечивал существования обремененной сверх всякой меры платежами и налогами крестьянской семьи, не занимал всех рабочих сил ее, по составу угодий не позволял вести хозяйство без найма чужих земель; сама конфигурация надела ставила крестьян в необходимость арендовать соседние земли, во избежание потрав и т. п. С ростом семьи потребность в сторонних заработках возрастала, надел становился теснее. Расширение землевладения путем покупки было почти недоступно для крестьян вследствие их бедности. Арендная плата систематически поднималась. Внеземледельческие заработки, вследствие слабого развития нашей промышленности, давали немного. В поисках лучшей доли крестьянство шло на новые земли, за Урал, на Амур, но переселение долго встречало противодействие со стороны правительства. В 1882 г. был учрежден крестьянский поземельный Банк с целью способствовать расширению крестьянского землевладения. К 1906 г. при посредстве Банка приобретено 8,3 миллионов десятин земли на сумму 645 милл. рублей, при ссуде в 492 милл. рублей. Этого было слишком мало, чтобы хотя отчасти удовлетворить земельные нужды крестьян. Для покрытия налогов, для поддержания своего более чем скудного существования крестьяне принуждены были вести прямо хищническое хозяйство, все беря из земли и ничего ей не возвращая. Результаты не замедлили сказаться: в 1891—2 г. неурожай охватил чуть ли не половину Европейской России, преимущественно наиболее земледельческие губернии. Потребовалось организовать продовольственную помощь голодающему населению. С тех пор неурожаи, сопровождаемые голоданием крестьян, сделались обычным явлением нашей жизни: почти ежегодно приходится выдавать ссуды на продовольствие и обсеменение крестьянскому населению более или менее крупных районов. Силой вещей, таким образом, аграрный вопрос получил важное значение в русской жизни и все больше обращал на себя внимание общества и правительства. Общество, насколько это было возможно при условиях полицейского режима, исследовало вопрос, посвящало ему доклады в различных ученых собраниях, газетные и журнальные статьи, в неурожайные годы собирало пожертвования в пользу голодающих и на местах, через своих агентов, организовало столовые и другие виды помощи. Правительство облегчало податное бремя, организовало переселение, землеустроительные работы и т. п., поручало специалистам и ученым производство исследований, образовывало комиссии то бюрократические (напр. т. н. «комиссия об оскудении центра»), то с участием общественного элемента (комит. о нуждах с.-х. промышленности). 30 марта 1905 г. учреждено особое совещание о мерах к укреплению крестьянского землевладения; 6-го мая 1900 г. издан указ об учреждении комитета по земельным делам, который в следующем году был упразднен, а вместо него учреждены комитеты по землеустроительным делам при Гл. Упр. З. и З-лия. 3 ноября 1905 г. расширены операции Кр. Банка. Указами 27 авг., 12 авг. и 19 сент. 1906 г. на нужды кр-н обращены свободные казенные, удельные и кабинетские земли.

Когда началось освободительное движение, отношение общества к аграрному вопросу выразилось в трех главных течениях. Одно, либерально-радикальное, искало мирного, более или менее легального, реформаторского способа разрешения поставленного жизнью аграрного вопроса. Другое, революционное, стремилось в разрешении земельного вопроса отстоять максимум требований крестьянства. Третье, контрреволюционное, пыталось, как и в сфере политических преобразований, удержать в области аграрных отношений все по-старому. 24—25 февраля 1905 г. состоялся съезд земских деятелей, на котором впервые подвергся обсуждению аграрный вопрос. Этот съезд наметил «аграрную программу», основные пункты которой были следующие: а) улучшение экономического положения земледельческого класса путем обязательного выкупа из частновладельческих земель необходимых прирезок, главным образом, в пользу малоземельных, дарственников и т. п., а также выгонов, выпасов, водопоев и т. п.; б) признание государственным земельным фондом казенных и части удельных, кабинетских и монастырских земель и увеличение его путем покупки частновладельческих земель. Исходя из того, что конечной целью должен быть переход земли в пользование тех, кто ее обрабатывает, и что к этой цели должно стремиться аграрное законодательство, съезд находил, что прогрессивные элементы русского общества должны стремиться не столько к провозглашению в общей форме более или менее отдаленных, конечных целей и идеалов поземельного устройства, сколько к выработке практических мероприятий, которые всего более отвечали бы настоятельнейшим потребностям и нуждам трудящихся классов сельского населения. Разработке этих мероприятий было посвящено состоявшееся 28—29 апреля того же года земское совещание по аграрному вопросу. Однородные резолюции постановлялись в то же самое время и различными союзами. С образованием политических партий в их программах нашел место и аграрный вопрос.

Партийные программы. I. Программы крайних правых партий отстаивают незыблемость права собственности на землю. Некоторые из них признают необходимость интенсификации земельного хозяйства, мер обводнения, облесения, борьбы с песками, мелиоративного и кустарного кредита, организации добровольных переселений в северный край, на Кавказ, в Сибирь и те губернии, которые ныне находятся в руках инородцев.

II. Программы правых монархич. конституционных партий, 1) Партия правового порядка. Дополнительное наделение крестьян в малоземельных местностях, со справедливым вознаграждением лиц и ведомств, от которых переходила бы к ним земля, а также способствование, в тех же видах, расселению крестьян. Облегчение бремени налогов, упадающих на крестьянство. Всемерное содействие к переходу их от общинного владения к подворному. 2) Союз 17 октября. Помимо настойчивых государственных забот к поднятию производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению ближайшему и дальнейшему, признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельных нужд бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель, с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной целости владений, и наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности принудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью".

III. Программы либеральных и радикальных партий: 1) Партия мирного обновления. Расширение площади землевладения малоземельного сельского населения и предоставление безземельному населению, главным занятием которого служит земледельческий промысел, возможности вести хозяйство на собственной земле. Для вышеуказанных целей должны быть обращены земли казенные, удельные, кабинетские, церковные, монастырские, а также путем принудительного выкупа и частновладельческие, в потребном для того размере и в следующей постепенности: а) земли чересполосные, б) з., заявленные в продажу, в) з., обычно сдаваемые в аренду земледельческому населению, 2) з., необрабатываемые, д) крупные земельные владения (латифундии), в части, превышающей известный размер, который определяется в каждой местности отдельно. Не подлежат отчуждению: а) земли, принадлежащие различным учреждениям и имеющие общеполезное значение, б) земли под усадьбами, огородами, садами и т. п., в) земли, на которых расположены фабрично-заводские и промышленные предприятия, а также все земельные угодья, обслуживающие эти заведения, г) леса, имеющие защитное и водоохранное значение, д) земли, по площади превышающие размер хозяйства, указанный выше, в случае признания центральным землеустроительным учреждением необходимости сохранения данного хозяйства, как имеющего общеполезное значение. Отчуждение частновладельческих земель производится на началах справедливой оценки, основанной на доходности имения, но не считаясь с искусственно поднятыми земельной нуждой арендными ценами. Владельцу, если часть его земли отчуждается принудительно, должно быть предоставлено право требовать отчуждения и остальной части имения. Необходимо содействие расселению крестьян на отрубные участки (хуторское хозяйство). Разверстание чересполосицы. Устранение препятствий к переходу от общинного землевладения к личному. Правильная организация переселения, урегулирование арендных отношений, урегулирование земельного обложения. 2) Партия демократических реформ: а) наделение безземельных и прежде всего тех из них, которые ведут хозяйство на арендуемой земле; б) увеличение площади землепользования малоземельных, насколько это окажется в каждом отдельном случае необходимым и возможным, принимая за минимальный размер надела высший надел 1861 г., стремясь наделить сверх этой нормы и стараясь приблизиться к такому размеру землепользования, при котором земля может быть обработана собственными силами земледельца, ведущего хозяйство по системе, господствующей в данной местности; в) исправление границ и уничтожение чересполосицы. Для указанной цели следует образовать государственный земельные фонд, который должен быть составлен из государственных, удельных и кабинетских земель, а также частновладельческих (в т. числе и монастырских). Последние отчуждаются за счет государства по оценке, определяемой путем капитализации нормальной доходности при условии самостоятельного, а не арендного, ведения хозяйства. Для частного землевладения определяется высший размер, причем все количество земли, превышающее этот размер, может подлежать отчуждению независимо от потребности поселян данной местности. Не подлежат отчуждению мелкие владения, если они не служат препятствием для соседнего крестьянского хозяйства, и если владельцы их ведут самостоятельное хозяйство; размер этих владений для отдельных местностей определяется различно (не свыше, однако, 100 десят.). Не подлежат отчуждению мелкие участки, занятые под дачи и фабрично-заводские предприятия. Может быть допущена, как исключение, неотчуждаемость и крупных хозяйств, если будет признано их особо культурное значение. Наделы из государственного земельного фонда отводятся не в собственность, а в бессрочное пользование, за плату. Земля может отводиться и в подворное, и в общинное пользование. Сосредоточение нескольких наделов в одних руках не допускается. Упорядочение арендных отношений; распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия; учреждение примирительных камер; правильная организация переселений; мелиоративный кредит; поддержка товариществ и союзов взаимопомощи; образование, общее и с.-х.-ное; агрономическая помощь и другие меры, направленные к поднятию с. хозяйства. Желательна скупка и обращение в государственный земельные фонд тех выкупленных наделов, которые поступят в продажу. Преобразование кр-ского банка в орган по приобретению земель для государственного земельного запаса. 3) Конституцион.-демократич. партия (или партия народной свободы) в окончательном виде свою аграрную программу изложило во внесенном ею во вторую государственную думу законопроект. Основания программы таковы. Для каждого уезда или части его устанавливается нормальный надел земельного обеспечения, до которого должно быть доводимо количество земли у трудового малоземельного и безземельного населения. Нормальные размеры земельного обеспечения проектируются местными подготовительными земельными учреждениями. В основу исчисления полагаются действительные средние размеры землепользовании (на надельной, собственной и арендной земле) той части населения, которая ведет самостоятельное земледельческое хозяйство, не нанимая и не отпуская из своего состава сельскохозяйственных рабочих (батраков). По утверждении норм земельного обеспечения отвод земли производится: для безземельного населения — в размере полной нормы, для малоземельного — в размере разности между полной нормой и имеющимся количеством земли (надельной и собственной). Участки земли, на которых оседло живут арендаторы-земледельцы, закрепляются за ними в постоянное пользование; в случае недостачи земли до нормы производится дополнительный отвод. Отвод земли общинам, обществам с подворным владением, товариществам и отдельным владельцам производится в постоянное пользование, сообразуясь с особенностями существующего землевладения. Отвод земель производится прежде всего местному населению; остающиеся затем земли обращаются на обеспечение переселенцев из других малоземельных местностей. За отведенные земли взимается особая плата, устанавливаемая по соображению с нормальной доходностью земель и с платежными силами населения. Часть предстоящих расходов по принудительному отчуждению земель подлежит обращению на общие средства государства. На нужды земельного обеспечения земледельческого населения обращаются земли государственные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные, крестьянского банка и принудительно отчуждаемые, для указанной цели, из частного владения и из владения общественных учреждений. Не подлежат принудительному отчуждению: надельные и другие, соответствующие им земли; земли под усадьбами и специальными культурами; мелкие частные земельные владения, не превышающие трудовой нормы, а также не превышающие указанной нормы участки, которые владельцы отчуждаемых крупных имений пожелают оставить за собой. Без ограничений подлежат отчуждению: земли, обычно сдаваемые в аренду, а также эксплуатируемые преимущественно крестьянским инвентарем, и земли хотя и эксплуатируемые за счет владельцев (или крупных арендаторов) и их инвентарем, но превышающие высший размер владения, устанавливаемый для каждой местности. Перечисленные выше земли, вообще не подлежащие отчуждению, могут быть отчуждаемы, если других земель окажется недостаточно для удовлетворения нужд местного населения. Оценка производится: а) для земель, эксплуатируемых путем сдачи в наем трудовому населению и обрабатываемых кр-ским инвентарем — применительно к обычным условиям местного крестьянского хозяйства и б) для обрабатываемых за счет владельцев — применительно к условиям частновладельческого хозяйства. При исчислении доходности применяется способ «выручек и затрат». Законопроект рассчитан на применение лишь в Европейской России.

IV. Аграрные программы крайних левых групп и партий. Здесь различаются два направления: народническое и марксистское. К первому следует отнести 1) «трудовую группу» депутатов как первой, так и второй Думы, 2) крестьянский союз, 3) партию народных социалистов и 4) партию социалистов-революционеров; ко второму — социал-демократическую рабочую партию. 1. Социал-демократы. Образовавшаяся около 10 лет назад партия городского пролетариата сперва вовсе не ставила в своей программе аграрного вопроса. Лишь на втором партийном съезде, в 1903 г., был поднят вопрос о крестьянстве и об отношении к нему с.-д. раб. партии, и программа ее была дополнена пунктами, посвященными аграрному вопросу. На последнем (4-м) съезде партии, в 1906 г., приняты были следующие требования: а) конфискация церковных, монастырских, удельных и кабинетских земель и передача их, а равно и казенных земель, крупным органам местного самоуправления, объединяющим городские и сельские округа, причем земли, необходимые для переселенческого фонда, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, передаются во владение демократического государства; б) конфискация частновладельческих земель, кроме мелкого землевладения, и передача их тем же органам самоуправления, которые определяют минимальный размер подлежащих конфискации участков. Эти положения вошли целиком в заявление, внесенное с.-д. фракцией во вторую Думу, с оговоркой, что «вопрос о том, как население будет пользоваться землями, перешедшими в общественное распоряжение, решить должны сами органы местного самоуправления». Свою аграрную программу с.-д. называют «муниципализацией» земли. — 2) Аграрная программа партия народных социалистов. Партия считает необходимым добиваться национализации земли, т. е. обращения ее в общенародную (государственную) собственность, с тем, чтобы земли, предназначенные для сельского хозяйства, отдавались в пользование только тем, кто их будет обрабатывать своим личным трудом. Национализация надельных земель и тех частновладельческих, на которых ведется трудовое хозяйство, должна быть осуществлена в виде системы мер, которые обеспечивали бы, с одной стороны, нахождение этих земель в трудовом пользовании, с другой — постепенный переход их в общенародную собственность; остальные земли (казенные, удельные, кабинетские, церковные, монастырские, частновладельческие и т. п.), а также недра и воды, должны быть национализированы немедленно. Заведование земельным фондом, за исключением земель, имеющих общегосударственное значение, должно принадлежать органам местного самоуправления. Все граждане должны иметь равное право на землю, но за местным и земледельческим населением должно быть сохранено право на наделение в первую очередь. Ввиду уравнения земель разной ценности должен быть установлен особый (рентный) налог на лучшие земли. Неиспользованные улучшения, в случае возвращения земли в фонд, должны быть вознаграждаемы. Вопрос о вознаграждении за отчуждаемые из частного владения земли партия считает подчиненным вопросу о национализации, т. е. зависящим от условий, при которых будет происходить земельная реформа; лучшей формой экспроприации признается та, которая, при наименьших жертвах со стороны трудового народа, будет в состоянии обеспечить переход земли в общенародную собственность. Партия стоит за широкую государственную и земскую политику, направленную и поддержанию и развитию трудового и, в частности, кооперативного и общинного хозяйства в сфере земледелия. — 3) Аграрная программа крестьянского союза и трудовой группы, разработанная лишь в общих чертах, в общем повторяет основные положения аграрной программы партии социалистов-революционеров. — 4) Партия социалистов-революционеров свою аграрную программу подробно изложила во внесенном думской группой партии во вторую Думу «проекте основных положений земельного закона». Всякая собственность на землю в пределах Российского государства отныне и навсегда отменяется. Вся земля с ее водами и недрами объявляется достоянием всего населения Российского государства. На пользование этим достоянием все граждане и гражданки имеют равное право. Верховным распорядителем всей земли, с ее водами и недрами, является собрание народных представителей; местными распорядителями являются органы местного самоуправления, каждый в пределах своей территории; низшим органом самоуправления является территориальная община, включающая одно или несколько поселений. Допускаются следующие виды пользовании землею, ее водами и недрами: а) высшей государственной властью и органами местного самоуправления организуются и ведутся общественно необходимые и общеполезные предприятия государственного и местного общественного значения; б) в частно-трудовое пользование лицами, семьями (товариществами и артелями), ведущими промыслы личным трудом; в) пользование лицами, живущим доходами от сдачи строений в наем и от торговых и промышленных предприятий, и лицами, пользующимися участками для собственного жительства и для торговых и промышленных предприятий без наемных рабочих. Максимальной нормой частно-трудового пользовании является трудовая норма, минимальной — потребительная. За отвод общественной земли в пользование не может взиматься никакой платы. Земля может быть отводима в пользованием отдельным лицам, семьям, товариществам и артелям. Уравнительность землепользования устанавливается: путем обложения излишков земли сверх принятой нормы, при обязательном употреблении собранных таким образом средств на землеустройство малоземельных семей и общин; путем расселения и переселения, а в случае недостаточности этих мер — путем изменения земельных границ. Всякая частная передача земли между отдельными пользователями допускается не иначе, как с согласия общины. Этот проект воплощает идею «социализации» земли.

Аграрный вопрос в Государственной Думе. 1) Первая Г. Дума посвятила аграрному вопросу 11 заседаний, в которых было выслушано 49 речей членов Думы и 4 речи представителей правительства. В виду избрания аграрной комиссии дальнейшие прения были перенесены в комиссию, куда были переданы и проекты партии народной свободы и ста четырех (трудовой группы). В первых двух заседаниях Дума обсуждала проект партии народной свободы: правые депутаты, указывая, что выходом из тяжелого положения должна служить интенсификация крестьянского хозяйства, признавали, что частные владельцы должны до известной степени согласиться на принудительное отчуждение. Трудовая группа критиковала проект, находя, что он недостаточно гарантирует интересы трудового крестьянства. В 3-м и 4-м заседаниях выступили с своей положительной аграрной программой и с критикой программы партией народной свободы главноуправлявший землевладением и земледелием Стишинский и товарищ министра внутренних дел Гурко. Первый доказывал несостоятельность проекта к.-д. с юридической стороны, ибо принудительное отчуждение признается законом лишь в случаях государственной или общественной необходимости, чего в данном случае не усматривается. С фактической стороны дополнительное наделение ничего крестьянам, кроме ущерба, не принесет, ибо всей годной для земледелия земли всего 43 милл. дес., что даст лишь долю десятины на душу, разрушение частных хозяйств очень невыгодно для государства, ибо произойдет падение культуры, а, стало быть, и доходности; невыгодно оно и для крестьян, которые лишатся заработков в хозяйствах помещиков, по исчислению А. С. Ермолова, на 450 милл. р. Наконец, при отчуждении придется заплатить помещикам свыше 3 миллиардов руб., платежи по которым будут не под силу разоренным крестьянам. Положительная часть заявления сводилась к упорядочению крестьянского землепользования путем уничтожения чересполосицы, расселения, образования хуторов и отчасти к расширению крестьянского землевладения, путем покупки земель через крестьянский банк. Гурко указывал в своей речи, что при осуществлении предлагаемого проекта помещики только выиграют, ибо им выгодно продать свои земли: крестьянский банк завален предложениями земли. Для крестьян же это будет невыгодно, ибо при уравнении всей земли те крестьяне, у которых больше 4-х десятин на душу — а таких едва ли не более половины, — принуждены будут отдать все излишки свыше 4-х дес. Возражали Петрункевич, Герценштейн и др., указывавшие на несостоятельность как критической, так и положительной стороны заявлений представителей правительства, и назвавшие речь последнего из них аграрной провокацией, имеющей целью восстановить одну часть Думы, а вместе с тем и всего народа, против другой. В 4-м заседании был прочитан проект 104-х членов Думы (трудовой группы). В одном из следующих заседаний было внесено предложение образовать комиссию для выработки положения о местных земельных комитетах, для выработки положений аграрной реформы и проведения ее в жизнь. Предложение это было передано в аграрную комиссию. В заседании 8 июня был прочитан проект земельного закона 33-х членов крайней левой; Дума, ввиду того, что он затрагивает глубокие социальные и государственные вопросы, отвергла его. Аграрная комиссия первой Думы собралась в первый раз 7 июня и имела 9 заседаний. Она начала с избрания подкомиссии для выработки плана работ комиссии и успела рассмотреть большую часть выработанной ею программы. Ввиду того, что Дума в адресе Государю единогласно высказалась за принудительное отчуждение частновладельческих земель, председатель комиссии А. А. Муханов не счел возможным обсуждать этот вопрос по существу, а предложил высказаться лишь о границах отчуждения. Аграрная комиссия признала, что для расширения площади землепользования трудового земледельческого населения должны быть обращены пригодные для сельскохозяйственного промысла земли казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные, и в порядке принудительного отчуждения — земли учреждений и частновладельческие. 21 июня в «Правительственном Вестнике» появилось правительственное сообщение, в котором сначала излагались меры для улучшения земельного быта крестьян, выработанные правительством и сводящиеся к передаче кр-м казенных земель и купленных у частных владельцев, к улучшению переселения, к землеустройству крестьян (чересполосица, расселение, хутора) и учреждению землеустроительных комиссий. «Распространяемое среди сельского населения убеждение — говорилось дальше, — что земля не может составлять чьей-либо собственности, а должна состоять в пользовании трудящихся на ней, и что поэтому необходимо произвести принудительное отчуждение всех частновладельческих земель, правительство признает совершенно неправильным». Такое отчуждение «не увеличит крестьянские достатки, разорит все государство и обречет само земельное крестьянство на вечную нищету и даже голод». Это сообщение послужило предметом горячего обсуждения как в пленарных заседаниях Думы, так и в аграрной комиссии. Дума признала необходимым, ради успокоения населения, издать обращение к народу. В обращении этом говорилось, что Дума, стремясь к мирному установлению нового порядка в стране, нашла необходимым немедленно приступить к составлению нового «земельного закона», на основаниях, указанных Г. Д. в адресе Государю. «От этих оснований Дума не отступит и никакие предположения, с ними несогласованные, не могут быть ею одобрены». Проект обращения был принят 7 июля, а 8-го Д. была распущена.

2) Аграрный вопрос во второй Думе занимал такое же первенствующее место, как и в первой. Обсуждение его заняло 11 заседаний, в течение которых успели высказаться 96 членов Думы и дважды говорили представители правительства — председатель совета министров Столыпин и главноуправляющий земледелием и землеустройством кн. Васильчиков. Речь последнего сводилась к тому, что аграрный вопрос не может быть решен путем указа: он требует планомерной законодательной деятельности, в основе которой должно лежать охранение начала собственности. Если правительство и предвидит возможность нарушать его, то лишь в смысле передвижения границ в целях землеустройства, которое, в связи с улучшением сел.-хоз. промысла, является главной заботой правительства в области агр. вопроса. В речах депутатов много места уделялось полемике и развитию программных положений. Депутаты-крестьяне указывали преимущественно на нужды местностей, представителями которых они были. Речи правых депутатов сводились к необходимости сохранить в неприкосновенности частновладельческие хозяйства, ибо передача их в руки крестьян, разорив владельцев, не послужит на пользу крестьянам, а государству принесет несомненный вред; в интересах же крестьян необходимы землеустроительные работы (расселение, размежевание, хутора), улучшение крестьянского хозяйства, переселение, регулирование аренды. Польские депутаты, указывая на особенности бытовые, социальные и другие своего края, настаивали на том, что решение аграрного вопроса должно быть передано автономному польскому сейму. Представители Кавказа и Закавказья не вносили особого аграрного проекта, а примыкали одни — к партии народной свободы, другие — к социал-демократам, третьи — к социал-революционерам. Отдельно стоит проект представителя Эстляндии, основанный на институте вечно-наследственной аренды, который он находит наиболее подходящим для прибалтийского края. Депутат от степного края, не развивая положительной части программы, говорил о том, что в интересах киргизов, аборигенов края, необходимо прекратить переселение. Для выработки закона о земле была избрана аграрная комиссия в числе почти 100 человек, под председ. Н. Н. Кутлера. Она имела 12 заседаний, в которых успела рассмотреть только первые 4 вопроса из предложенной президиумом комиссии программы. Вопрос о принудительном отчуждении вызвал в комиссии горячие прения; правые депутаты, высказываясь против, указывали, что все дело в низком уровне крестьянского хозяйства, а не в малоземелье, о котором в России, сравнительно с Зап. Европой, говорить не приходится. Некоторые члены комиссии предлагали сначала изучить условия землевладения, пользования, хозяйства и т. п. и тогда уже решать аграрный вопрос; но большинство, особенно крестьяне, стояло за немедленное решение. Когда был утвердительно решен вопрос о принудительном отчуждении, группой правых депутатов был заявлен протест, и несколько членов заявили о выходе своем из комиссии. По вопросу о земельном фонде большинство высказалось в отрицательном смысле; за образование его стояли трудовики, народные социалисты и социалисты-революционеры. Наряду с занятиями комиссии шла работа в подкомиссиях, которых было 3: по пересмотру временных земельных законов (из 18 членов), по разборке корреспонденции, поступающей в комиссию (из 23 членов), и по земельным комитетам. Работы аграрной комиссии, особенно признание ею принудительного отчуждения земли, побудили правительство выступить перед Думой с декларацией по аграрному вопросу. Подвергнув критике аграрные проекты различных партий, указав, что ни один из них не облегчит положения крестьян, так как дело не в малоземелье, а в низком уровне хозяйства крестьян, и объяснив, что самая культурная часть населения, 130 тысяч землевладельцев, будет разорена, от чего пострадают и крестьяне, председатель совета министров заявил, что о принудительном отчуждении не может быть и речи: правительство твердо держится принципа неприкосновенности прав собственности, но, признавая расстройство крестьянского хозяйства, готово придти к нему на помощь, облегчая приобретение земли, организуя переселение, устраивая земельное положение (уничтожение чересполосицы и длинноземелья, образование хуторов и др.). Последнее аграрное заседание Думы было посвящено ответу на декларацию, которая с разных сторон была подвергнута более или менее резкой критике.

Литература по аграрному вопросу, рассеянная в массе книг, брошюр, журнальных статей и листков, чрезвычайно обширна. Главные источники настоящей статьи: «Аграрный вопрос», т. I и II, изд. кн. П. Долгорукова и И. И. Петрункевича; Герценштейн, «Аграрная программа конституционно-демократической партии»; Ленин, «Доклад об объединительном съезде р. с.-д. р. п.», «Протоколы 1-го съезда всероссийского крестьянского союза, 31 июля — 1 авг. 1905 г.»; «Материалы к крестьянскому вопросу»; отчет о заседаниях делегатского съезда всероссийского крестьянского союза 6—10 ноября 1905 года (M., 1905); «Трудовой народ», вып. I, 1906; Велихов, «Сравнительная таблица русских политических партий», 3 изд., 1906; его же, «Свод аграрных программ», 1906; Савич, «Государственный строй России».

Т. А. и Л. Ч.