ЭСБЕ/Нокс, Джон

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Нокс, Джон
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Нибелунги — Нэффцер. Источник: т. XXI (1897): Нибелунги — Нэффцер, с. 322—323 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Нокс (John Knox, 1505—72) — шотландский реформатор, родился в зажиточной семьи южной Шотландии, учился в Университете Глазго у Дж. Мэра (Mair), который ранее был в Париже и усвоил оппозиционные теории соборных деятелей XV в. Нокс не приобрел солидного богословского образования. В конце 20-х гг. он, по-видимому, стал священником. В начале 40-х гг. Н. обратился к протестантизму, сблизился с его швейцарским направлением и внес в шотландскую реформацию пуританский элемент. Его сухому, прямолинейному уму был чужд всякий мистицизм, его властной и суровой натуре — всякие компромиссы; безусловное выполнение слова Божия, выраженного в Писании, строгая моральная дисциплина стояли для него на первом месте. Если власти сопротивляются воле Божьей, то должен выступить весь народ и насильственно водворить Божий порядок; где это невозможно, наступает свобода действий для отдельных ревнителей веры. Н. участвовал в восстании протестантских дворян против регентства в 1546 г., был захвачен французами и провел два года в цепях на галере. Освобожденный по ходатайству английского короля Эдуарда VI, Н. получил от Кранмера поручение проповедовать реформацию в сев. Англии, но отказался от епископства. Резко выступая против католических обычаев, Н. задевал, вместе с ним, сохранившееся в англиканстве коленопреклонение перед причастием. После воцарения Марии Тюдор, Н. бежал на материк и сблизился с Кальвином, под влиянием которого окончательно сформировалось его направление. Затем Н. действует в английской общине в г. Франкфурте; в 1555 г. появляется в Эдинбурге и в резком воззвании к регентше, Марии Гиз, требует принятия ею новой веры; потом опять возвращается в Женеву. Под влиянием его призывов в 1657 г. составляется в Шотландии «конгрегация» дворян, чтобы доставить торжество протестантизму. В 1558 г. Н. выпускает памфлет под заглавием: «Первый трубный глас против чудовищного правления женщины». В 1559 г. Н., возвратившись в Шотландию, начинает громить католическое «идолослужение»; под влиянием его проповедей народ бросается разрушать церкви и иконы. В то же время Н. искусно ведет с Елизаветой английской переговоры о помощи шотландским протестантам. При участии Н. происходит свержение регентши. В 1560 г. парламент принимает предложенное Н. исповедание, и Н. получает место первого проповедника в Эдинбурге; в визитации церквей, в устройстве местных и провинциальных церковных собраний он играет деятельную роль. После появления Марии Стюарт Н. ожесточенно восстает против совершения мессы при дворе, против его роскоши и увеселений, преследует новую «Иезавель» грозными и грубыми речами, читает ей суровые наставления. Маленький, тщедушный человек, Н. доходил в своих проповедях, постепенно возбуждаясь, до страшной силы пафоса и негодования. В волнениях царствования Марии Н. принимал прямое или косвенное участие. После смерти Дарнлея и бегства королевы с Ботвелем, Н. требовал казни ее за прелюбодеяние и убийство мужа. Политические бури конца 60-х гг. сломили Н.; в 1570 г. его поразил удар, но он до самой смерти продолжал выступать на кафедре. Сочинения Н. изданы в Эдинбурге в 1861 г.

Биография Н. — M’Crie (нов. изд. Бельфаст, 1874); Rosers, «Genealogical Memoirs of Knox» (Л., 1879); Brandes, «John Knox» (Эльберфельд, 1862); Bellesheim, «Geschichte der katholischen Kirche in Schottland» (Майнц, 1889).

Р. В.