ЭСБЕ/Мироварение

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Мироварение
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Московский Университет — Наказания исправительные. Источник: т. XX (1897): Московский Университет — Наказания исправительные, с. 391 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Мироварение — процесс изготовления мира (см.). Установление особого обряда освящения мира Василий Вел. и некоторые другие церковные писатели приписывают апостолам. До V в. для такого освящения не было назначено дня. С V в. на Востоке днем его служит великий четверг. На Западе с V в. оно совершалось большей частью на одной из трех литургий (средней) великого четверга, которая поэтому называлась missa chrismatis. Везде и всегда право освящения мира принадлежало только епископу, согласно VI правилу карфагенского собора. Ныне в русской церкви М. совершается однажды в два, три или четыре года, смотря по потребности, в двух местах: в Москве, в Патриаршей крестовой палате (называемой также Мироваренной палатой), и в Киеве, в лаврской трапезной церкви. Приготовлять его в других местах еще в 1675 г. признано неудобным, по причине затруднений, с которыми в то время была сопряжена доставка в провинциальные города нужных для составления мира веществ. На крестопоклонной неделе великого поста приготовляются в необходимом количестве вещества, входящие в состав мира, а само варение и освящение его совершается в продолжение четырех первых дней Страстной недели. В великий понедельник утром в мироваренную палату приходит архиерей с духовенством, совершает водоосвящение и кропит св. водой приготовленные материалы. Под приготовленные котлы, в которые влиты масло и вино, архиерей сам кладет горящие уголья и дрова и разводит огонь, после чего назначенные священники поочередно читают Евангелие, а дьяконы размешивают содержимое в котлах, по несколько часов в день. В великую среду в котлы вливаются и кладутся все прочие составные части мира. В среду вечером варение оканчивается, и миро разливается из котлов по сосудам, которые, в присутствии архиерея, запечатываются и под надзором ризничего хранятся до утра великого четверга, когда, с торжественным крестным ходом, сосуды с миром переносятся в церковь, в алтарь. На литургии, после слов: "И да будут милости великого Бога" совершается освящение мира, при открытых царских вратах, через чтение архиереем назначенных по чинопоследованию особых молитв и троекратное благословение сосудов с миром, которые при этом архиерей открывает. Затем в каждый сосуд вливается по несколько капель мира, хранящегося с древних времен в особом сосуде, называемом "алавастром". Сосуды вновь закупориваются и хранятся в назначенном месте, из которого миро, по мере надобности, рассылается по епархиям, а оттуда — по всем церквям. Но правилам, миро должно храниться непременно в церкви, и притом в алтаре, на престоле, с честью и предосторожностью, подобающими святыне. Для совершения миропомазания в домах крещаемых при каждой церкви имеется мирница — металлич. сосуд в виде ящика, в котором хранится склянка с миром.

Н. Б — в.