ЭСБЕ/Катер

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Катер
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Карданахи — Керо. Источник: т. XIVa (1895): Карданахи — Керо, с. 725—726 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Катер: 1) гребной — см. Гребные суда. 2) Паровой — название паровой шлюпки, беспалубной, длиною до 45′. Корпус деревянный, того же устройства, что и гребных судов, если не считать отверстия для винта в кормовом дейдвуде. При длине до 30′ обшивка наборная (край на край); до 40′ — гладкая однослойная; выше 40′ — диагональная двухслойная. Отношение длины к ширине изменяется от 4,2 до 4,7. Углубление в воде изменяется от 2′ — 2″ до 2′ — 4″ носом и от 2′ — 9″ до 3′ — 2″ кормою. Котел с обратным ходом дыма; машина простая, одноцилиндровая или двухцилиндровая; иногда compound. Индикаторная сила (IHP) машины от 2—6 сил. Скорость хода до 7—8 узлов. Вооружены в носу одною скорострелкою Гогкисса и минным аппаратом в корме (оба — съемные). Паровая шлюпка с постоянным минным аппаратом в носу наз. минным К. Длиною бывает до 60′; отношение длины к ширине до 5. Водоизмещением бывает до 14 тонн. Сила машины (большею частию compound) около 40 индикаторных сил (IHP). Скорость хода до 12 узлов. Употребляется как миноноска — для минных атак во время столкновения с неприятелем, как разведчик (у берегов), сторожевая шлюпка и т. д., для чего на каждом большом военном судне имеется один подобный К. См. Кишкин, «Атлас судовых шлюпок Балтийского флота».

Р. Л—н.