Канцлер, лорд верховный Великобритании (Lord High Chancellor of Great Britain). Должность К. — одна из древнейших в английском государственном строе; первый К. был в царствование Эдуарда Исповедника, в половине XI в. К. являлся одним из главных секретарей короля (по мнению Стеббса, термин cancellarius происходит от латинского слова cancelli — ширмы, за которыми производилась секретарская работа), главным из королевских капелланов и хранителем королевской печати. На почве этих трех функций и выросло значение К. В качестве секретаря он вел всю переписку от имени короля и был облечен особым доверием его по делам светского управления; как капеллан, он был советником короля в делах церкви; как хранитель печати, он был необходимым участником всех формальных выражений королевской воли. Уже при Генрихе II (полов. X II в.) К. занимал по значению своему следующее место за великим юстициарием (Justiciar), которому принадлежало высшее заведование правосудием и другими отраслями управления и который считался как бы вице-королем, заступая монарха в его отсутствие. С упадком должности юстициария (в начале XIII в.) его судебные функции перешли к К. и получили дальнейшее развитие с установлением особого Court of Chancery (Канцлерского суда, см.). До Эдуарда III (полов. XIV в. ) должность К. всегда вверялась какому-нибудь духовному лицу. Первым светским К. был Robert Bourchier, в 1340 г.; однако и позднее, в XV и XVI вв., К. чаще всего бывали духовные лица. С начала XVII в. К. назначаются только светские лица, обыкновенно из выдающихся юристов. В настоящее время К. — хранитель большой государственной печати и один из важнейших советников короля, всегда состоящий членом кабинета и Королевского тайного совета. Король вручает ему печать, хотя фактически К., подобно другим членам кабинета, избирается первым министром. К. является ex o fficio председателем палаты лордов даже тогда, когда сам не имеет звания пэра (это возможно потому, что председательское кресло, woolsack, считается находящимся вне палаты); но в последнем случае он не имеет права участвовать ни в прениях, ни в голосовании. Обыкновенно лицо, назначаемое К., вскоре возводится в звание пэра. Права его как председателя палаты лордов не превышают прав каждого отдельного члена; голос его не дает перевеса в случае разделения голосов поровну, и всякое его заявление, хотя бы и по вопросам регламента, имеет значение лишь его личного мнения, которое каждый пэр может оспаривать. Он не имеет права отсрочивать заседания палаты, ни выступать с какими-либо действиями в качестве представителя палаты иначе как с предварительного согласия ее членов. Ораторы обращаются не к председателю, а к палате; если одновременно желают говорить несколько пэров, вопрос о том, кому принадлежит слово, решается не К., а палатой. При открытии парламента К. после прочтения королевского повеления об открытии предлагает общинам избрать спикера и затем от имени короля утверждает в этом звании избранное лицо и подтверждает права и преимущества общин. Если король лично не присутствует при открытии парламентской сессии, тронная речь читается К. — Обширные полномочия К. имеет в сфере судебного управления. В его руках сосредоточивается по отношению к области гражданского правосудия значительная часть тех полномочий, которые в континентальных государствах принадлежат министру юстиции (в Англии особого министерства юстиции нет, а обычные функции его отправляются частью К., которого до известной степени можно назвать министром гражд. юстиции, частью министром внутренних дел, Home secretary, которого можно назвать министром уголовной юстиции и полиции). К. назначает судей низшей инстанции (судей графств — county court judges) во всех округах, кроме графства Ланкашир, и имеет право увольнять их, а также коронеров, за неспособность или дурное поведение (misbehaviour). Назначение мировых судей также фактически производится К. (с утверждения королевской власти) на основании списков, представляемых лордами-лейтенантами. Городские судьи назначаются К. по соглашению с министром внутренних дел. Члены высших судов назначаются королевской властью, но обыкновенно по указанию К. Он является председателем одного из отделений верховного суда, а также высшего апелляционного суда (см. Канцлерский суд) и состоит президентом судебного комитета королевского совета. К. принадлежит важная роль в выработке и изменении правил о судопроизводстве, составляемых в дополнение к статутам и имеющих нередко очень большое значение для отправления правосудия. К. считается высшим, от имени короля, покровителем малолетних, сирот и умалишенных и имеет верховное наблюдение над королевскими госпиталями, приютами и вообще благотворительными заведениями. — Должность К. считается высшей светской должностью в государстве; он следует по рангу непосредственно за принцами королевского дома и архиепископом Кентерберийским, впереди герцогов. Содержание его — 10000 фн. стерлингов. Лицо, занимавшее должность К., безразлично в течение какого времени, при оставлении ее получает пенсию в 5000 фн. стерл. К. Великобритании непременно должен принадлежать к англиканской церкви. В течение нынешнего столетия должность К. занимали, между прочим: Эльдон, Эрскин, Линдгорст, Брум, Кэмпбелл, Вестбери, Кэрнс, Сельборн, Гершель (последние двое — в кабинетах Гладстона и Розбери).
Ирландия имеет своего особого К. (Lord Chancellor of Ireland). Он является главой судебного управления в Ирландии и ближайшим советником вице-короля. Функции его аналогичны с функциями К. Великобритании. Ирландский К. не состоит непременно членом кабинета (хотя и может быть им), но вместе с ним назначается и выходит в отставку. Он обыкновенно назначается из наиболее видных членов ирландской адвокатуры. Содержание его — 8000 фн. стерл., пенсия — 3400 фн. стерлингов. Ирландским К. может быть и католик.