ЭСБЕ/Галлен, Аксель Вальдемар

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Галлен, Аксель Вальдемар
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Гаагская — Гюффер. Источник: доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция — Кочубей, с. 494—495 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Галлен, Аксель Вальдемар — финляндский художник; род. в 1865 г.; свое художественное образование, начатое в Гельсингфорсе, закончил в Париже (1884—1889 гг.). Г. — один из самых выдающихся и оригинальных финляндских художников и наряду с Эдельфельтом и скульптором Валльгреном более других пользуется известностью в Европе. Благодаря своему страстному темпераменту Г. увлекается крайними направлениями в современном искусстве. Это в высшей степени субъективный художник, его картины поражают индивидуальностью и непосредственностью. В творчестве Г. различаюсь два периода: в первом он находится под влиянием французского натурализма, во втором он поддается реакции против натурализма и при изображении аллегорических понятий и мистического настроения прибегает к новейшим, условным приемам живописи. Картины этого периода отличаются самым смелым, даже вызывающим сочетанием красок. Вообще Г. не останавливается иногда перед уродливым и отталкивающим. Сюжеты для своих картин он чаще всего заимствует из финского национального эпоса "Калевала" (напр. "Ильмаринен кует талисман Сампо", "Проклятие Куллерво", "Борьба из-за Сампо"); есть у него и жанр (грустные картины из тяжелой жизни рабочих и крестьян), и величественные финляндские ландшафты, отличающиеся мрачным романтизмом пустыни, и портреты, и иллюстрации к "Калевале", и рисунки в "Финляндии в XIX ст.", и самые разнородные гравюры, затем, фрески с сюжетом из "Калевалы" в студенческом доме и в финляндском павильоне на Парижской выставке 1900 г. Символическая стенная живопись в могильной капелле Юселиуса в Бьернеборге — самое крупное произведение Г. Он значительно содействовал расцвету за последние годы в Финляндии декорационного искусства, отличающегося модным и в то же время строго национальным стилем (напр. оригинальная мебель и различные изделия). Его картины, гравюры, эскизы и пр. имеются во многих казенных и частных финляндских и заграничных картинных галереях и музеях. Произведения Г. не раз выставлялись в самых крупных европейских центрах (в Петербурге — в 1898 г.). Снимки с некоторых картин Г. см. в "Финляндия" (изд. О. Поповой) и "Финляндия вХIХ столетии".

В. М. С.