Валентинус Базилиус (Basilius Valentinus) — знаменитейший алхимик XV в. Сведений о личности этого ученого почти никаких не имеется. В 1515 г. император Максимилиан I предписал собрать справки в бенедиктинских монастырях, не было ли между монахами этих монастырей лица, носившего имя Basilius Valentinus. Справки эти ни к чему не привели, и лишь в 1675 году, некий Gudenus, писавший историю города Эрфурта, нашел в списках монастыря Св. Петра (принадлежавшего Бенедиктинскому ордену) в Эрфурте имя В., жившего в этом монастыре в XV столетии. В сочинениях своих В. обнаруживает — с одной стороны, необыкновенно глубокие познания, в нем сказывается замечательный исследователь-экспериментатор; с другой стороны, там, где дело касается теорий, мы в нем видим страстного мечтателя и фантазера, связывающего занятия алхимией с вопросами чисто религиозного характера и считающего отыскание, например, философского камня возможным лишь для людей глубоко благочестивых. Всю жизнь человека В. сравнивает и считает процессом тождественным с превращением неблагородных металлов в золото; земную жизнь и все несчастия, постигающие человека, В. уподобляет процессам, которым нужно подвергнуть металлы для превращения их в золото (вываривание и очищение при помощи ферментаций); могила это то место, где на человека действует путрефакция (т. е. сила, вызывающая гниение), освобождающая его от неблагородных составных частей, и наконец бессмертие души — это сублимация (улетучивание) его благороднейших составных частей. Как ученый исследователь, В. стоит на рубеже двух периодов — периода алхимии и периода ятрохимии. Он первый указал на то, что врачи слишком мало занимаются испытанием лекарственного действия различных, искусственно получаемых, веществ. Он же первый выясняет относительность понятия о яде в зависимости от того, имеем ли мы дело с больным или здоровым организмом: данное вещество может быть ядом для здорового и прекрасным лекарством для больного организма. Химические сведения В. были необыкновенно обширны: он обстоятельно изучил мышьяк и некоторые из его соединений; он первый вполне определенно говорит о висмуте и называет цинк; он же первый получил весьма чистую ртуть (подвергая перегонке смесь сулемы с известью), свинцовый сахар, гремучее золото, железный купорос и проч. Особенно обширны исследования В. над сурьмой и ее препаратами. Эти исследования составляют, можно сказать, первый шаг по тому пути, который в истории химии носит название «периода медицинской химии или ятрохимии». В самом деле, заметив, с одной стороны, что можно очищать золото от некоторых «неблагородных» примесей, сплавляя его с сурьмой, а с другой стороны, что многие болезни излечиваются препаратами сурьмы, В. сопоставляет эти два явления и принимает, что излечение болезни есть «облагораживание» организма в такой же мере, в какой очищение золота есть его облагораживание. Отсюда заключение: то, что может облагородить металл, может облагородить и организм, т. е. излечивать его от болезней.
Изучая обыкновенный спирт, В. наблюдал образование эфиров при действии на него кислот; будучи знаком больше всех своих предшественников с методами химического анализа, В. указывает на то, что многие из неблагородных металлов, имеющихся в продаже, содержат примесь серебра и золота и что это служит часто причиной заблуждения алхимиков. Это последнее указание должно было, несомненно, играть огромную роль в появлении скептического отношения к «превращению металлов», так как В. говорит, что прежде, нежели утверждать состоявшееся превращение данного металла в золото или серебро, нужно убедиться в том, что превращенный металл не содержал этих благородных металлов еще до своего превращения. Наиболее крупным фактическим открытием В. следует, конечно, считать открытие соляной кислоты — вещества, имеющего первостепенное значение и в науке, и в практике.
До нас дошло мало сведений о личности В. и его сочинениях. До сих пор даже неизвестно, писал ли В. свои сочинения на латинском, или на немецком языке. Латинские рукописи, по-видимому, древнее немецких. Сочинения В. были в начале XVII в. изданы Tölde. Важнейшие из них. 1) «Triumphwagen des Antimonii» (Currus triumphalis antimonii); 2) «Von dem grossen Stein der urhalten Weisen» (De magno lapide antiquorum Sapientum); 3) «Wiederholung, von dem grossen Stein der uralten Weisen» (Repetitio de magno lapide antiquorum sapientum); 4) «Offenbarung der verborgenen Handgriffe» (Apocalypsis chemica); 5) «Letztes Testament» (Testamentum ultimum); 6) «Schlussreden» (Conclusiones). В последнее время некоторые из историков химии стали высказывать предположение, что В. жил не до, а после Парацельса. Ср. Н. Корр., «Beiträge zur Geschichte der Chemie».
M. Гольдштейн. Δ.