Анаксимандр (греч.) — математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, † 546 до Р. Х. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п., А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (τό ˇπειρον, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влаги и к которому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдель, «Der Fortschritt der Metaphysik unter den ältesten jon. Philosophen» (Лейпц., 1861). Как, собственно, он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод в соединении с влагою и сухостью образовал Землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше Земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходит затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше Земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной.
См. Шлейермахер, «Ueber А.» (Берл., 1815). О близкой связи его космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, «Ueber das απειρον des ΐ.» (Висбаден, 1867), П. Г. Редкина, «Из лекций по истории философии права» (Т. II, стр. 29—42).