ЭСБЕ/Альдобрандинская свадьба

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Альдобрандинская свадьба
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Алтай — Арагвай. Источник: т. Ia (1890): Алтай — Арагвай, с. 531 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Альдобрандинская свадьба — древняя фреска, вероятно, современная веку Августа, писанная по превосходному греческому образцу и найденная 1606 вблизи Santa Maria Maggiore в Риме, возле арки Галиена на том месте, где некогда находились сады Мецената. Название свое она получила от кардинала Альдобрандини, который был первым ее владельцем. Через два столетия она перешла по наследству к членам фамилии Боргезе, которые ее продали. С 1818 она находится в Ватикане, и копия с нее имеется в Петербургской академии. На картине представлены 10 фигур, разделенных на три группы. Посередине покой невесты. Она сидит на роскошном ложе, задрапированная с головы до ног в белое покрывало, но с открытым лицом. Справа от нее, на том же ложе, сидит подружка, которая что-то нежно нашептывает ей, тогда как тут же рабыня приготовляется натирать невесту благовонными маслами. На левой стороне, в другом отделении, видны женщины, приготовляющие обычную ножную ванну; справа, как раз возле покоя невесты, сидит на эстраде ожидающий жених, а в преддверии три женщины заняты жертвоприношением и пением свадебных песен. Винкельман видит в этой картине изображение свадьбы Пелея с Фетидой, Бионди — свадьбы Манлия и Юлии, другие говорят о свадьбе Париса с Еленой, а некоторые принимают ее за картину «исторического жанра», представляющую простое свадебное торжество, без всякой мифической подкладки. О. Мюллер видит в фигуре, разговаривающей с невестой, Афродиту, а в служанке Хариду. Бетигер придает картине аллегорически-мифический смысл. В художественном отношении надо заметить, что картина замечательна своим пластически-рельефным стилем.

Ср. Беттигер, «Die Aldobrandinische Hochzeit» (Дрезд., 1810).