Щербаков, Всеволод Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Всеволод Сергеевич Щербаков
Место рождения Москва, Российская империя
Место смерти Москва, СССР
Жанр художник, график, педагог

Все́волод Серге́евич Щербако́в (10 декабря 1904, Москва — 1963, Москва) — советский художник, педагог, создатель авторской системы творческого воспитания детей в области изобразительного искусства.

Биография

В. С. Щербаков учился в школе г. Пушкино Московской губернии, начинал свою деятельность в искусстве с театра, учился у Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда.

Учился живописи в «Классах изящных искусств» художника и архитектора Анатолия Оттовича Гунста (1858—1919), у графика Павла Яковлевича Павлинова (1881—1966).

Был знаком с В. А. Фаворским, скульптором Иваном Семёновичем Ефимовым (1878—1959) и его супругой, художницей Ниной Яковлевной Симонович-Ефимовой (1877—1948).

Не получив законченного художественного образования, работал художником в кукольном театре с С. В. Образцовым.

В 1932 году Щербаков принят на работу методистом в отдел изобразительного искусства Центрального дома художественного воспитания детей (с 1946 года — Институт художественного воспитания детей АПН РСФСР, с 1998 года — Институт художественного образования РАО).

В 1930-х годах много работал для театра. На фронте при первой возможности делал зарисовки на бумаге.

В 1940—1950-х годах работал на киностудии «Союзмультфильм» и студии «Диафильм», был художником-постановщиком, декоратором. Занимался живописью, графикой, торцовой ксилографией.

Щербаков организовал изостудии Центрального дома художественного воспитания детей, Бауманского и Кировского районных Домов пионеров Москвы, являлся их руководителем и педагогом.

С 1956 года и до конца жизни руководил изостудией Дома пионеров Краснопресненского района Москвы (Глубокий пер., 7) — ныне Государственное образовательное учреждение Детский юношеский центр «Пресня».

Педагогическая деятельность

В 1930-х годах совместно с начальником отдела изобразительного искусства Центрального дома художественного воспитания детей Галиной Викторовной Эйснер-Лабунской (1893—1970) разрабатывал новые учебные программы и методики с учетом психологических особенностей и творческих возможностей детей различного возраста.

Щербаков являлся одним из родоначальников разработки методик внешкольной работы с детьми и подростками в области изобразительного искусства, создал эффективную систему творческого обучения и воспитания подрастающего поколения от дошкольного до юношеского возраста.

Отличительной чертой Щербакова было отсутствие какого-либо давления на детей, навязывания изобразительных приёмов. Основной задачей педагога он считал творческое развитие ученика, как личности. Педагог должен развивать у каждого ребёнка творческую индивидуальность, способность к композиционному видению, колористическому мышлению, волю и внимание, пробудить «стихию творчества».[1]


Щербаков разработал систему творческих задач, которые он ставил перед учениками, сообразуясь с их возрастом и индивидуальными возможностями. На первом этапе обучения ребёнок на несложных натюрмортах учится реалистическому восприятию пропорций, пространственному мышлению, глазомеру. Одновременно осваиваются необходимые элементы техники рисунка и живописи. При этом он избегал гипсовых моделей — дети сразу начинали с цвета, с красок. Одним из ключевых вопросов обучения Щербаков считал осмысленное восприятие перспективы, которое являлось довольно трудным для детей младшего возраста. Он учил видеть предметы в объёме, в богатстве формы, в композиции.[2]

На последующих этапах обучения реальные образы перерабатываются в художественные, происходит закономерный отход от «наивного реализма». Усложняются и технические приёмы, осваивается живопись маслом, пастелью, темперой. Появляются пейзажи, сюжетные городские зарисовки, картинки «по памяти», «из головы» и т. д. Щербаков часто выезжал с учениками за город, в частности, в живописный район города Ступино Московской области. Наиболее трудный жанр — портретный — ученики начинали осваивать в 14—16 лет. Щербаков, применяя нехитрый педагогический приём, просил написать портрет дорогого начинающему художнику человека, тем самым стимулируя интерес к внутреннему миру «модели».

Работы учеников Щербакова 19301950-х годов в 1990 году переданы наследниками художника в Институт художественного образования РАО. Ныне они представляют часть коллекции детского рисунка, охватывающей работы из многих стран с 1897 года до нашего времени[3].

Собственные работы

  • Мультфильм «Злодейка с наклейкой» (режиссёр) 1954 год, по сценарию С. В. Михалкова, киностудия «Союзмультфильм»
  • Мультфильм «Юля-капризуля» (режиссёр, художник-постановщик), 1954 год, киностудия «Союзмультфильм».
  • Диафильмы для детей — студия «Диафильм»
  • Посев. 1932. Гравюра
  • Большая Пионерская. 1938. Гравюра
  • Ворона. 1940. Гравюра
  • Воспоминания о войне. 1944. Гравюра
  • Гоголь. «Портрет». 1957. Гравюра. Варианты — уголь, бумага.



Известные ученики

  • Касторская Галина Сергеевна (рожд. 1924) — художник.
  • Зайцев Алексей Сергеевич (рожд. 1927) — график, заслуженный деятель искусств РФ (1999 год), профессор исторического факультета МГУ.
  • Баранов, Леонид Михайлович (рожд. 1943) — скульптор, член Союза художников СССР с 1969 г., член-корреспондент Академии художеств России.
  • Болотина Ирина Самуиловна (19441982) — живописец, член Союза художников СССР, кандидат искусствоведения.
  • Каплан Ярослава Борисовна (рожд. 1944) — живописец, пейзажист, член Союза художников СССР с 1977 г.
  • Соломатина Валентина Анатольевна (рожд. 1944) — художник.
  • Соломатина Татьяна Анатольевна (рожд 1945) — художник.
  • Владимиров Алексей Петрович (рожд. 1946) — художник-реставратор, директор Государственных центральных научно-реставрационных мастерских им. И. Э. Грабаря.
  • Зобнин Анатолий Павлович (рожд. 1948) — архитектор, заместитель председателя Москомархитектуры.

Семья

Вся семья Щербакова посвятила жизнь изобразительному искусству.

Жена Всеволода Сергеевича — Любовь Дмитриевна (1905—1973), художница театра кукол.

Дочь — Елена Всеволодовна Черкасова (р. 1931), художник-кукольник студии «Диафильм», киностудий и театров. Отличник кинематографии СССР.

Сын — Алексей Всеволодович Щербаков (1927—1990), архитектор и живописец, закончил Московский архитектурный институт, был членом Союза художников. Кандидат педагогических наук, продолжал дело своего отца, руководил детскими художественными студиями.

Жена А. В. Щербакова — Ирина Самуиловна Болотина (1944—1982), ученица В. С. Щербакова, живописец, кандидат искусствоведения.

Их дочь, Мария Алексеевна Щербакова (р. 25.12.1980) — художница, хранительница художественного наследия В. С. Щербакова.

Выставки

Литература

  • Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.
  • Художник-педагог: к 100-летию со дня рождения В. С. Щербакова. Искусство в школе, 2005, № 1. — с. 74—77.
  • Графика В. С. Щербакова / М. А. Щербакова, Е. В. Черкасова, Н. Н. Фомина. — М.:"Славянская поляна", 2009. — 40 с.

Ссылки

  1. Нарисуй мне кленовый листок!
  2. Система преподавания изобразительного искусства В. С. Щербакова (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 27 января 2010 года.
  3. Работы из фондов Института художественного образования (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2009. Архивировано 24 февраля 2010 года.