Щербаков, Алексей Яковлевич
Щербаков Алексей Яковлевич | |
---|---|
![]() | |
Альма-матер | Харьковский технологический институт |
Известен как | авиаконструктор |
Алексей Яковлевич Щербаков (1901—1978) — советский авиаконструктор, под руководством которого был создан военно-транспортный самолёт Ще-2.
Биография
Родился в слободе Уразово (Валуйский уезд Белгородской губернии) 23 марта 1901 года[1]
В 1918 году окончил мужскую гимназию, затем работал электромонтером Совнархоза.
С 1922 по 1929 год учился в Харьковском технологическом институте, по окончании которого получил специальность инженер-механик, конструктор по самолётостроению[2].
В 1926—1935 годах работал в КБ К. А. Калинина на заводе № 135 чертежником, затем конструктором.
Весной 1934 года Алексей Щербаков участвовал на Всесоюзной конференции по изучению стратосферы в Ленинграде, где познакомился с Сергеем Королёвым, Михаилом Тихонравовым и С. И. Вавиловым.
В 1939—1940 годах принимал участие в испытаниях ракетоплана С. П. Королева — РП-318 (СК-9).[3][4]
В 1940-х годах возглавлял КБ завода № 482[5]. Был директором и одновременно главным конструктором авиаремонтного завода, на котором не только производился ремонт самолётов, но и выпускались специальные крыльевые контейнеры к самолётам У-2 и Р-5 для перевозки небольших грузов и плоскостей истребителей.[6]
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=She-2.jpg&width=250)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=She2-TTD.jpg&width=250)
В годы Великой Отечественной войны Щербаков разработал опытные герметические кабины жесткого типа для истребителей Як-7Б и Ла-5, для бомбардировщика Пе-2, со своим конструкторским коллективом создал и завершил доводку до массового производства военно-транспортный самолёт Ще-2.
После войны работал в ОКБ С. П. Королёва и С. А. Лавочкина. В 1949 — и до октября 1950 года был исполняющим обязанности главного конструктора СКБ-385 (Златоуст).
Разработки
Известен своими работами по созданию герметичных кабин для Г-14, И-15, И-16, И-153, а также проектами самолётов ИВС, СП, ТС-1, ВСИ, ГАСН.
Ему принадлежит идея и конструкторское решение высотной буксировки планеров, герметических кабин так называемого «мягкого» и «жесткого» типов.
Инициатор создания и руководитель конструкторского коллектива по разработке конструкции самолёта Ще-2[7].
Ему принадлежит один из первых проектов самолёта вертикального взлета[8].
Награды
- Орден Красной Звезды
- Медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другие награды.
Примечания
- ↑ Фотография. Щербаков А. Я. — Уразовский краеведческий музей
- ↑ Харьковский технологический институт . library.kpi.kharkov.ua. Дата обращения: 4 мая 2020.
- ↑ Голованов. Королёв. Архивировано 27 мая 2011 года.
- ↑ Как создавался и испытывался ракетоплан РП-318
- ↑ Авиация ВС СССР Великой Отечественной войны (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 марта 2011. Архивировано 21 февраля 2014 года.
- ↑ ОКБ А. Я. Щербакова — 1942 год
- ↑ Самолёты Страны Советов − Ще-2
- ↑ ЩЕРБАКОВ Алексей Яковлевич — энциклопедия Словарь.инфо (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 сентября 2012. Архивировано 21 февраля 2014 года.
Литература
- Шавров В. Б. Работы ОКБ А. Я. Щербакова // История конструкций самолётов в СССР (1938—1950 гг.). — М.: Машиностроение, 1978. — С. 288—291. — 440 с.
Ссылки
- Кто есть кто: Щербаков Алексей Яковлевич
- Харьковский технологический институт . library.kpi.kharkov.ua. Дата обращения: 4 мая 2020.
- Назаренко С. А. Основные результаты А. Я. Щербакова в области создания авиационной и ракетной техники . core.ac.uk. core.ac.uk. Дата обращения: 10 февраля 2022.