Шюц, Альфред

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Шютц, Альфред»)
Альфред Шюц
Alfred Schütz
Дата рождения 13 апреля 1899(1899-04-13)
Место рождения Вена, Австро-Венгрия
Дата смерти 20 мая 1959(1959-05-20) (60 лет)
Место смерти Нью-Йорк, США
Школа/традиция Феноменология
Направление Западная философия
Период Философия XX века
Основные интересы Эпистемология, Математика
Значительные идеи феноменологическая социология
Оказавшие влияние Эдмунд Гуссерль, Макс Вебер, Дж. Мид, Людвиг фон Мизес
Испытавшие влияние Гарольд Гарфинкель, Питер Бергер, Томас Лукман,

Альфред Шюц (нем. Alfred Schütz; в некоторых источниках А. Шютц; 13 апреля 1899, Вена, Австро-Венгрия — 20 мая 1959, Нью-Йорк, США) — австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой изучил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.

Биография

Родился в Вене, где учил законоведение. Изучал юриспруденцию и экономику вместе с Хайеком у профессора фон Мизеса. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В 1939 г. в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в Соединенные Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую Новую школу социальных исследований. Его вдохновляли Анри Бергсон, венская экономическая школа и мышление Эдмунда Гуссерля, его прямого наставника. Здесь он долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую должность лишь в 1952 г.).

С 1952 Альфред Шюц стал профессором социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований.

Свой первый труд «Смысловая структура повседневного мира»[1] опубликовал в 1932, ещё будучи в Вене. Работа была высоко оценена основоположником феноменологии Эдмундом Гуссерлем. В ней заложены основные идеи, предпринята попытка философского обоснования социальных наук на основе гуссерлевской описательной феноменологии. Тем самым Шюц стремился выполнить поставленную Гуссерлем задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», понимаемым как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, мир культуры. Шюц постарался подвести философскую основу под методологическую перспективу и основные категории Макса Вебера. Его мышление нашло новые возможности в умственном диалоге с предшествующими авторами прагматической ориентации, такими как Джордж Герберт Мид и Джон Дьюи. Работа Шюца, мало известная, повлияла на современную социологическую теорию через труды Бергера и Лукмана, а также через этнометодологический подход Гарфинкеля и Сикурела.

Опираясь на свою теорию, Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований, изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970—1980-е годы, широко распространялись среди профессиональных социологов.

Некоторые из основных идей, развитых Шюцем

  • Социальная реальность: Совокупность предметов и событий общественного культурного мира, так как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное существование между себе подобными, связанные с ними множеством отношений взаимодействия. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, в котором мы должны передвигаться и который мы должны понимать.
  • Жизненный мир: Человек постоянно участвует в сфере реальности в одновременно неизбежных и шаблонных формах (кажущихся «очевидными»). Та область, в которую он может вмешиваться и которую он может модифицировать, оперируя в ней своим живым организмом, называется мир повседневной жизни.
  • Биографическая ситуация: В условиях, ограничивающих жизнь, Шюц установил два типа элементов: 1) Те, что управляемы или могут быть управляемы; 2) Те, что находятся вне или за возможностью управления. Индивид, действующий в мире, пытается изменить мир, который его окружает. Биографическая ситуация обуславливает образ определения места действия, интерпретации возможностей и принятия решений.

Работы

  • «Избранные статьи» (1971)
  • «Феноменология социального мира» (1972)
  • «Структуры жизненного мира» (1974)

Публикации работ на русском

  • Шютц Альфред. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин, М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с. — ISBN 5-93947-012-2.
  • Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. — М.: РОССПЭН, 2004. — 1056 с. — ISBN 5-8243-0513-7.
  • Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // Философия языка и семиотика. — Иваново: ИвГУ, 1995. — С. 213–229.(перевод Портнов А. Н.)
  • Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // NOOS. 2001. Вып. 1. — С. 191–209. (перевод Портнов А. Н., Кукарцева М. А.)
  • Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // Личность. Культура. Общество. — 2007. — Вып. 2 (36). — С. 52–68. (перевод Портнов А. Н., Кукарцева М. А.)

См. также

Примечания

  1. нем. «Der Sinnhafte Aufbau der sozialen Welt». Распространены и другие варианты названия — «Смысловое строение социального мира», «Феноменология социального мира».

Литература

Ссылки