Шурале (балет)
Шурале | |
---|---|
Шурале | |
Наталия Дудинская в партии Сюимбике | |
Композитор | Фарид Яруллин |
Автор либретто | Ахмет Файзи и Леонид Якобсон |
Источник сюжета | одноимённая поэма Габдуллы Тукая |
Хореограф | Леонид Жуков и Гай Тагиров |
Оркестровка | Ф. В. Витачек |
Дирижёр-постановщик | И. В. Аухадеев |
Сценография | П. Г. Сперанский |
Последующие редакции | Леонид Якобсон |
Количество действий | 3 |
Год создания | 1941 |
Первая постановка | 12 марта 1945 |
Место первой постановки | Татарский театр оперы и балета |
«Шурале́», «Али́-Батыр» — балет в 3 актах Фарида Яруллина. Либретто Ахмета Файзи и Леонида Якобсона по мотивам одноимённой поэмы Габдуллы Тукая, основанной на татарском фольклоре[1].
История создания
30 августа 1940 года был издан указ о проведении в Москве декады татарской литературы и искусства в августе 1941 года. Для подобного ответственного смотра был необходим национальный балет. (Кстати, Татарский национальный оперный театр открылся лишь 17 июня 1939 года). Привлекли к работе специалистов — главным балетмейстером декады назначили Петра Гусева, а он пригласил для постановки первого татарского балета Леонида Якобсона.
К счастью, в портфеле театра уже лежали готовое либретто и партитура балета под названием «Шурале», их принесли в театр в начале 1940 года писатель Ахмет Файзи и молодой композитор Фарид Яруллин. И если музыка будущего балета в целом устраивала балетмейстера, то либретто показалось ему слишком размытым и перенасыщенным литературными персонажами — неопытный либреттист свёл воедино героев восьми произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая. В феврале 1941 года Якобсон закончил новый вариант либретто и композитор приступил к доработке авторского клавира, которую завершил в июне.
3 июля 1941 года в Казани состоялась генеральная репетиция нового балета. Балетная труппа Татарского театра оперы и балета была усилена танцовщиками труппы «Остров танца» и солистами Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Партию Сюимбике исполняла Найма Балтачеева, Али-Батыра — Абдрахман Кумысников, Шурале — Габдул-Бари Ахтямов. Оформил спектакль художник Е. М. Мандельберг, дирижёр —И. В. Аухадеев. Ни о премьере, ни о поездке в Москву речь уже не шла — война перечеркнула все планы. Татарский театр оперы и балета вернулся к «Шурале» в 1945 году. Ф. В. Витачек, преподававший оркестровку и чтение партитур в Институте имени Гнесиных, инструментовал партитуру, балетмейстер Гай Тагиров сочинил новое либретто. А композитор Фарид Яруллин, призванный в армию, погиб в 1943.
В послевоенные годы по заказу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова композиторы Валентин Власов и Владимир Фере сделали новую оркестровую редакцию балета, не ограничиваясь технической доработкой, а внеся в музыку существенные изменения. Балет приобрёл более героические черты. Ленинградский вариант балета, осуществлённый Леонидом Якобсоном в 1950 году получил новое название — «Али-Батыр». Именно с этим названием спектакль получил Сталинскую премию. А в 1958 году Фариду Яруллину за балет «Шурале» была посмертно присуждена Государственная премия Татарстана имени Г. Тукая.
Действующие лица
- Сююмбике, девушка-птица
- Али-Батыр, охотник
- Мать Батыра
- Отец Батыра
- Главная сваха
- Главный сват
- Шурале, злой леший
- Огненная ведьма
- Шайтан
- Духи и джинны
- Птицы-девушки, свахи, сваты
Действие происходит в Татарии в сказочные времена.
Сценическая жизнь
Татарский театр оперы и балета
Либретто Гая Тагирова, балетмейстеры-постановщики Леонид Жуков и Гай Тагиров, художник-постановщик П. Г. Сперанский, дирижёр-постановщик И. В. Аухадеев
- Действующие лица
- Сюимбике — Анна Гацулина
- Али-Батыр — Габдул-Бари Ахтямов
- Шурале — В. Романюк
- Таз — Гай Тагиров
1952 год — новая постановка, балетмейстер-постановщик Я. Е. Брунак, дирижёр-постановщик Х. В. Файзуллин; Али-Батыр — А. Ф. Нарыков, Шурале — С. З. Хайруллин
1957 год — новая постановка, балетмейстеры-постановщики Л. А. Бордзиловская и Ш. Б. Байдавлетов
1970 год — новая постановка, балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон
1986 год — возобновление, балетмейстер-постановщик Константин Рассадин (по Якобсону)
2000 год — возобновление, хореография Леонида Якобсона, редакция Владимира Яковлева), художник-постановщик Андрей Кноблок
Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова — Мариинский театр
2-я редакция — балет в 3 актах 4 картинах под названием «Али-Батыр». Новая инструментовка и редакция музыки В. А. Власова и В. Г. Фере, балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художники-постановщики Александр Птушко, Лев Мильчин, Иван Иванов-Вано, дирижёр-постановщик Павел Фельдт
- Действующие лица
- Сюимбике — Наталия Дудинская, (затем Алла Шелест, Инна Зубковская, Ольга Моисеева)
- Али-Батыр — Аскольд Макаров, (затем Константин Сергеев, Борис Брегвадзе)
- Шурале — Игорь Бельский, (затем Роберт Гербек, Константин Рассадин, Юрий Григорович)
- Главная сваха — А. Н. Блатова
1971 год — возобновление под названием «Шурале», балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон. Экранизирован в 1980 году под названием «Лесная сказка»
28 июня 2009 год — капитальное возобновление
- Действующие лица
- Сюимбике — Евгения Образцова, (затем Ирина Голуб, Елена Евсеева, Мария Ширинкина)
- Али-Батыр — Денис Матвиенко, (затем Михаил Лобухин, Юрий Смекалов, Андрей Ермаков, Алексей Тимофеев)
- Шурале — Александр Сергеев, (затем Антон Пимонов, Игорь Колб)
- Главная сваха — Елена Баженова, (затем Екатерина Михайловцева)
- Главный сват — Владимир Пономарев
- Огненная ведьма — Юлия Сливкина, (затем Александра Иосифиди)
- Шайтан — Карэн Иоаннисян, (затем Юрий Смекалов)
Большой театр
29 января 1955 года — премьера на сцене Филиала
Балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон, художник-постановщик Лев Мильчин, дирижёр-постановщик Газиз Дугашев
- Действующие лица
- Сюимбике — Майя Плисецкая, (затем Марина Кондратьева, Людмила Богомолова)
- Батыр — Юрий Кондратов, (затем Леонид Жданов)
- Шурале — Владимир Левашёв, (затем Владимир Мешковский)
- Огненная ведьма — Ядвига Сангович, (затем Евгения Фарманянц, Елена Ванке, Фаина Ефремова)
- Шайтан — Николай Симачёв, (затем Эсфандьяр Кашани, Ярослав Сех, Глеб Евдокимов)
- Шуралёнок (исполняли учащиеся МХУ) — К. Тагунов, (затем Алексей Закалинский)
Спектакль прошёл 35 раз, последнее представление 12 декабря 1958 года
22 декабря 1960 год — возобновление на сцене Филиала
Дирижёр-постановщик Марк Эрмлер
- Действующие лица
- Сюимбике — Марина Кондратьева, (затем Людмила Богомолова)
- Батыр — Владимир Васильев
- Шурале — Владимир Левашёв
- Огненная ведьма — Фаина Ефремова, (затем Эльмира Костерина)
- Шайтан — Эсфандьяр Кашани, (затем Николай Симачёв)
- Шуралёнок (исполняли учащиеся МХУ) — Василий Ворохобко, (затем А. Аристов)
Спектакль прошёл 8 раз, последнее представление 1 октября 1961 года
Постановки в других театрах
1952 — Одесский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Вахтанг Вронский
1952 — Рижский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Евгений Чанга
1952 — Саратовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик В. Т. Адашевский
31 декабря 1952 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Николай Трегубов, художник-постановщик Ф. Ф. Нирод, дирижёр-постановщик С. М. Арбит
1954 — Театр «Ванемуйне» (Тарту), балетмейстер-постановщик И. А. Урбель
1955 — Ульяновск, балетмейстер-постановщик Я. Е. Брунак
1955 — Бурятский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. С. Заславский
1955 — Киевский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Вахтанг Вронский
1956 — Казахский театр оперы и балета имени Абая, балетмейстер-постановщик Д. Т. Абиров, художник-постановщик Молдабеков А.
1956 — Узбекский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Т. Г. Литвинова
1957 — Горьковский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани
26 марта 1959 — Челябинский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Отар Дадишкилиани, художник-постановщик А. Б. Дулевский, дирижёр-постановщик С. М. Арбит
1961 — Литовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Ю. М. Гудявичюс
1968 — Новосибирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Игорь Есаулов, Сюимбике — Флора Кайдани
1969 — Башкирский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Ф. М. Саттаров
10 ноября 1973 — Львовский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик М. С. Заславский, художник-постановщик Я. Ф. Нирод, дирижёр-постановщик С. М. Арбит
1985 — Труппа «Хореографические миниатюры» — сцены из балета «Шурале» в 1 акте, хореография Леонида Якобсона
Библиография
- Золотницкий Д. «Али-Батыр» // Смена : газета. — Л., 1950. — № 23 июня.
- В. Богданов-Березовский. «Али-Батыр» // Вечерний Ленинград : газета. — Л., 1950. — № 26 июня.
- Красовская В. «Али-Батыр» // Советское искусство : газета. — Л., 1950. — № 11 ноября.
- Добровольская Г. Перемирие с классикой // Балетмейстер Леонид Якобсон. — Л.: Искусство, 1968. — С. 33—55. — 176 с. — 5000 экз.
- Рославлева Н. В новых балетах // Майя Плисецкая. — М.: Искусство, 1968. — С. 66—67. — 164 с. — 75 000 экз.
- Гамалей Ю. Год 1950 // "Мариинка" и моя жизнь. Воспоминания дирижера. — Л.: ПапиРус, 1999. — С. 140—141. — 424 с. — 5000 экз. — ISBN 5-87472-137-1.
- Л. И. Абызова. Танцовщик Кировского театра // Игорь Бельский. Симфония жизни. — СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2000. — С. 69—75. — 400 с. — 1200 экз. — ISBN 5-93010-008-X.
- Якобсон Л. Моя работа над "Шурале" // Письма Новерру. Воспоминания и эссе. — N-Y.: Hermitage Publishers, 2001. — С. 33—97. — 507 с. — ISBN 1-55779-133-3.
- Габаши А. Шурале // Татарский мир : журнал. — Казань, 2005. — № 3. Архивировано 13 января 2016 года.
- Юнусова Г. Под знаком «Шурале» // Республика Татарстан : газета. — Казань, 2005. — № 13 мая. (недоступная ссылка)
- Мариинка вернет на свою сцену балет "Шурале" // РИА Новости : РИА. — М., 2009. — № 24 июня.
- Ступников И. Там леший бродит // С.-Петербургские ведомости : газета. — СПб., 2009. — № 7 июля. (недоступная ссылка)
Примечания
- ↑ Шурале // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
Ссылки
- «Шурале» на сайте Татарского театра оперы и балета
- «Шурале» (недоступная ссылка) на сайте Мариинского театра
- «Шурале», такой Шурале… фоторепортаж со спектакля Татарского театра оперы и балета