Шумный день

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шумный день
Постер фильма
Жанр мелодрама
Режиссёр Георгий Натансон,
Анатолий Эфрос
Автор
сценария
Виктор Розов
В главных
ролях
Валентина Сперантова,
Геннадий Печников,
Татьяна Надеждина,
Владимир Земляникин,
Олег Табаков,
Лилия Толмачёва
Оператор Виктор Домбровский
Композитор Антонио Спадавеккиа
Художник-постановщик Михаил Курилко-Рюмин
Кинокомпания «Мосфильм»
Длительность 95 мин.
Страна  СССР
Язык русский
Год 1960
Ссылки
Кинопоиск ID 43772
IMDb ID 0054303

«Шумный день» — советский чёрно-белый художественный фильм 1960 года, снятый совместно режиссёрами Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом на киностудии «Мосфильм» по мотивам комедии Виктора Розова «В поисках радости» (впервые произведение было опубликовано в журнале «Театр» в 1957 году). Проблематика фильма: вещизм в советском обществе, конфликты между поколениями и внутри молодой семьи.

За первые два месяца проката фильм посмотрело 18 миллионов зрителей[1].

Сюжет

Один день из жизни советской семьи. В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина (Валентина Сперантова). У неё четверо детей, все живут с ней. Старший Фёдор (Геннадий Печников) — химик, кандидат наук, недавно женился; его жену зовут Лена (Лилия Толмачёва). Дочь Татьяна (Татьяна Надеждина) — ей девятнадцать лет — учится в педагогическом институте. Восемнадцатилетний Николай (Владимир Земляникин) работает в ремонтных мастерских. Младшему — Олегу (Олег Табаков) — пятнадцать.

Утром Лена спешит на распродажу чешских сервантов. Большая центральная комната, где за столом собирается семья, вся заставлена уже купленной мебелью. Мебель закрыта чехлами и тряпками, и к ней никто не прикасается, так как Лена боится, что её могут испортить. Она говорит с мужем только о мебели и о деньгах.

К Савиным заходят Иван Никитич Лапшин (Евгений Перов) и его сын Гена (Лев Круглый). Они не первый год приезжают в Москву, к брату Ивана Никитича, который Савиным — сосед. Гена влюблён в Таню и стесняется своего отца, который предпочитает занять у другого, чем потратить своё. Иван Никитич пытается женить сына. За завтраком он смеётся над сыном, при всех рассказывая о нём разные смешные и нелепые подробности. Олег сочувствует Гене и делает Лапшину замечание. Тот обижается и уходит.

К Фёдору заходит Леонид Павлович. Ему 32 года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок в аквариуме. Отходя от него, Олег случайно заливает чернилами новый письменный столе, купленный Леной. Он с Геной тщетно пытается вытереть лужу. Гена собирается взять вину на себя, но Олег не соглашается: Лена должна понять, что он сделал это нечаянно.

Лена привозит сервант и любуется им. Олег пытается заговорить с ней, но она заводит разговор с Таней о Леониде, уговаривает её выйти за него замуж. Олегу наконец удаётся всё рассказать. Перед этим он берёт с Лены слово, что та не будет его ругать. Но Лена взрывается и обзывает Олега, а узнав, что это произошло из-за рыб, хватает аквариум и швыряет его в окно. Олег, плача, срывает чехлы с мебели, хватает шашку своего покойного отца, начинает рубить вещи и убегает. Гена и Коля бросаются за ним. Лена мечется от вещи к вещи.

Часть вещей выносят. Лене становится плохо. Клавдия Васильевна беспокоится, что Олег убежал из дома.

Леонид и Таня остаются одни. Леонид использует момент, чтобы ещё раз напомнить Тане о своих чувствах. Таня его не слушает. Она вспоминает, как дружно и счастливо они жили когда-то. Теперь всё это изменилось, так как изменился Фёдор, которого все очень любили. Таня интересуется, как к Фёдору относятся на работе. По словам Леонида, Фёдор вырабатывает своё поведение в жизни. Таня поражена и разочарована.

Фёдор пытается успокоить Лену. Та упрекает мужа, что ему на неё наплевать, что все её оскорбляют и ненавидят и что она больше здесь жить не желает ни одного дня. Фёдор пытается оправдать Лену перед матерью. Но она только сожалеет, что сын становится другим, мещанином.

Приходят Олег и Геннадий, который прятал Олега в своей комнате, пока не улёгся скандал. Гену уводит отец — собираться домой. Входят Фёдор и Лена. Завязывается обмен репликами, Лена в ответ на неосторожное замечание начинает гнаться за Олегом и пытается побить его, Олег убегает на чердак. Фёдор разнимает их там. Когда Лена уходит, Олег говорит, что отдаст все деньги за мебель, когда вырастет и тоже начнёт писать стихи за деньги, затем замечает, что Фёдор плачет. Приходит Гена и дарит Олегу новый аквариум. Олег сначала радуется, но, поняв, что рыбы куплены на украденную Геннадием у отца сотню, отказывается от подарка.

Лена просит Леонида пустить их с Фёдором до осени пожить у него. Леонид согласен. Фёдор не рад переезду. Гена просит у Фёдора взаймы сто рублей. Лена ему отказывает, но под уговорами мужа всё же даёт деньги. Гена приносит ей в залог аккордеон.

Когда Гена и Таня остаются одни, тот дарит Тане духи и признаётся в любви. Таня удивлена красноречием Гены. Она зовёт его с отцом выпить чаю перед отъездом. Неожиданно Гена публично заявляет отцу, что украл у него деньги, и отдаёт ему сотню. Олег бежит в коридор, приносит аквариум, подаренный Геной, и ставит его на место прежнего.

За столом опять завязывается спор. Клавдия Васильевна уверена, что Лена за вещи продаёт лучшие человеческие качества, что жизнь слишком коротка, чтобы оставлять всё, к чему стремишься, только для того, чтобы обставить квартиру. Таня называет Лену «прорвой». Лена в шоке, она говорит, что они её никогда не поймут и что им лучше жить врозь. Клавдия Васильевна против Фединого переезда. Фёдор колеблется, но под давлением Лены и Леонида уступает им. Он отдаёт матери свою главную рукопись и просит сохранить её.

Лапшин в гневе, что Гена признался о деньгах при всех, хочет его побить, но тот в первый раз не даётся ему. Таня зовёт Гену на будущий год в Москву, обещает написать. Леонид, Фёдор и Лена уезжают.

В ролях

Популярность и значение

Виктор Розов писал неравнодушные пьесы, в которых автору всегда было дело до судьбы обыкновенного человека[2].

Экранизация пьесы «В поисках радости» — это грустный и одновременно весёлый рассказ об одном дне из жизни большой московской семьи, в которой мать (Валентина Сперантова) и четверо взрослых детей отлично ладят между собой, любят и прекрасно понимают друг друга. Но однажды привычное спокойствие нарушается женитьбой старшего сына Фёдора на «хорошенькой мещаночке» Леночке. Один день, который сделал жизнь близких людей невыносимой и развёл в разные стороны членов некогда дружной семьи.

Молодая женщина оказывается активной накопительницей, и скоро жизнь семьи превращается в кошмар. Главным противником хищницы становится мальчик-подросток (Олег Табаков), восставший против мещанской ограниченности.

Герой, который рубит отцовской шашкой, как врага в гражданскую, полированный шкаф, заполнивший всё жизненное пространство и символизировавший затхлость уютной жизни советского обывателя[3], — аллегория столкновения двух эпох: раннесоветской, полной героизма, романтики и бессеребренничества (Олег, Клавдия Васильевна, Татьяна и Николай Савины), и пришедшей ей на смену в конце 50-х годов эпохи советского потребительства (Леночка, Леонид, Иван Лапшин). В картине, впрочем, мебель не только повод и символ. На самом деле в московской квартире как в миру сталкиваются два мировоззрения и разные представления о жизненных ценностях. Квартира как замкнутое пространство и в то же время как сцена с разыгравшейся на ней драмой приобретает сакральный смысл.

Оканчивающий школу и вступающий в непростую «взрослую» жизнь герой Табакова понимает, что недостойное и презренное всегда было и всегда будет, но он решительно не хочет мириться с накопительством и мещанством, складывая в стихи свою программу жизни:

Как будто в начале дороги
Стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги,
Не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают,
Ведущие в тихий уют,
Где гадины гнёзда свивают,
Где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги,
Пути в эти заросли — нет.
Крепче несите, ноги,
В мир недобытых побед!

Примечания

Литература

  • Березницкий Я. Уроки «Шумного дня» // Искусство кино. — 1961. — № 3. — С. 74—77.

Ссылки

Использовались материалы сайтов: