Шукальский, Станислав

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станислав Шукальский
Stanisław Szukalski
Дата рождения 13 декабря 1893(1893-12-13)
Место рождения Варта, Царство Польское, Российская империя
Дата смерти 19 мая 1987(1987-05-19) (93 года)
Место смерти Бербанк (Калифорния), США
Страна Польша, США
Род деятельности Скульптор, художник
Дети Калинка Шукальская

Сланислав Шукальский (польск. Stanisław Szukalski, 13 декабря 1893, Варта, Лодзинское воеводство — 19 мая 1987, Бербанк, Калифорния) — польский и американский скульптор и художник. В 1930-е в Польше был известен, как скульптор-националист. Он также разработал псевдонаучно-историческую теорию церматизма, которая утверждает, что вся человеческая культура происходит с острова Пасхи, а человечество находится в вечной борьбе с детьми Йети («Йетисыны»), потомством Йети и человека.

Жизнь

Между Польшей и Чикаго

Шукальский родился в Варте, Царство Польское, и вырос в деревне Гидла. Он приехал в Нью-Йорк с матерью, Констанцией, и сестрой, Альфредой, 27 июня 1907 года; затем они отправились в Чикаго вместе со отцом, кузнецом Дионисием Шукальским. Будучи вундеркиндом в скульптуре, он в 13 лет поступил в Художественный Институт Чикаго[1]. Годом позже скульптор Антоний Попель уговорил родителей Шукальского отправить его обратно в Польшу, чтобы он в 1910 году поступил в Краковскую Академию изящных искусств. Там он три года изучал скульптуру под руководством Константина Лащки. В 1913 г. Станислав вернулся в Чикаго.

Вернувшись в США, Шукальский присоединился к художественной сцене Чикаго, став важной частью «Чикагского Возрождения». В ноябре 1914 году он выставил семь своих скульптур на Ежегодной выставке американской масляной живописи и скульптуры в галереях Художественного института. У него было две персональных выставки в Художественном институте Чикаго, в 1916 и 1917 гг. и одна в Клубе прогрессивных искусств в 1919 году; он также регулярно выставлялся на ежегодных сессиях жюри Художественного института.

В 1922 году он женился на Хелен Уокер, дочери художника доктора Сэмюэля Джей. Уокера, видного член чикагского общества.

Европа

В 1925 году Шукальский участвовал в Международной выставке современного и декоративного искусства в Париже, где получил многочисленные награды. Однако его успех был раскритикован польской прессой, так как Шукальский, представляя Польшу на выставке, даже не жил в этой стране. 20 июня 1926 г. в Париже Хелен Уокер Шукальский родила единственного ребенка Шукальского, дочь Елизавету Калину (Калинка) Шукальскую.

После путешествия по Европе с 1926 по 1928 г. Шукальский отправился в Краков, где в 1929 г. провел ретроспективную выставку. В 1929 г. он стал основателем художественного движения под названием «Племя рогатого сердца», в центре которого находились польские художники, искавшие вдохновения в языческой или дохристианской истории Польши.

Файл:Stanislaw Szukalski Boleslaw Smialy.jpg
Болеслав II Смелый, бронза, 1926-1928

В 1929 году Шукальский опубликовал «Проекты в дизайне: Скульптура и архитектура», содержащие чертежи, варьирующиеся от высокодетальных орнаментальных архитектурных элементов — каминов, дверных проемов и окон — до идеализированных городских планов, мостов, надгробий и памятников героев Польши.

В 1932 году Станислав разводится разводится с женой Хелен.

Бен Хект, который познакомился с Шукальским в 1914 году, описал Шукальского в своей автобиографии 1954 года: «В течение двадцати лет мой друг... пережил катастрофы, которые убили бы с десяток бизнесменов. Болезни, бедность и голод устремились к его ногам… во время борьбы он слышал только критические критики и голоса насмешек. Но когда я увидел его в 1934 году, я увидел человека, который наслаждался властью и чьи глаза улыбались от торжества»[2].

В сентябре 1934 года в Голливуде Шукальский женился на Джоан Ли Донован (р. 1910), которая была воспитательницей детского сада его дочери в Чикаго[3]. Свадьба состоялась в доме сценариста Уоллеса Смита, который был шафером[4].

Возвращение в Польшу

В 1936 году Шукальский вернулся в Польшу при поддержке министра финансов. Он закончил работу над несколькими скульптурами, в частности над памятником Болеславу Храброму, украсил фасад Силезского музея в Катовице, а также здание местной администрации в этом городе[5]. Польша объявила Шукальского величайшим из ныне живущих художников страны[6]. Правительство предоставило ему студию, самую большую в Варшаве, и провозгласило её Национальным музеем Шукальского. В ней хранились многие из его замысловатых картин и массивных скульптур, отличавшихся драматическими мифологическими образами. Шукальский привез большую часть своих работ в Польшу.

Во время осады Варшавы немецкой армией в сентябре 1939 года Шукальский был ранен во время бомбардировочного удара, который уничтожил большую часть его студии. С двумя чемоданами Шукальский и его жена укрылись в американском посольстве, так как оба были американскими гражданами. К началу ноября они были в числе примерно 100 американцев, оставшихся в Варшаве[7]. В конце концов, они бежали из Польши и смогли вернуться в США.

Шукальский, приехавший в Польшу со всеми своими работами, воодушевленный перспективой построить музей, посвященный его искусству, потерял почти все из них. Большая часть того, что не было потеряно во время бомбардировок, была уничтожена оккупировавшими ее немцами[5].

Калифорния

В 1940 году Шукальский с женой поселились в Лос-Анджелесе. Шукальский работал на киностудиях, проектировал декорации, изредка лепил, делал рисунки. Там он подружился с семьей Джорджа Ди Каприо, отца Леонардо Ди Каприо.

Вторая жена Шукальского, Джоан, умерла в 1980 году. После смерти Шукальского в 1987 году группа его поклонников развеяла его прах на острове Пасхи, в кратере вулкана Рано-Рараку.

Церматизм

Начиная с 1940 года, Шукальский посвятил большую часть своего времени изучению тайн доисторической древней истории человечества, формированию и формированию языков, верований, обычаев, искусств, миграции народов. Он пытался разгадать происхождение географических названий, богов и символов, сохранившихся в различных формах в различных культурах. Эта работа, названная «Проязык» (пол. Macimowa), продолжалась непрерывно более 40 лет. Он написал рукопись, состоящую из 42 томов, общим объемом более 25 000 страниц, включая 14 000 иллюстраций[1].

Наследие

В 2018 году Леонардо Ди Каприо спродюсировал документальный фильм под названием «Борьба: Жизнь и утраченное искусство Шукальского», который вышел на Netflix 21 декабря 2018 года.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Szukalski & Polishness as Religion: The Mystical Delirium of a Nationalist Artist (англ.). Culture.pl. Дата обращения: 16 ноября 2020.
  2. Hecht, Ben. A child of the Century. New York, New York: Simon and Schuster.. — 1954.
  3. Szukalski, Stanisław, 1893-1987. Struggle : the art of Szukalski. — San Francisco: Last Gasp, 2000. — 199 pages с. — ISBN 978-0-86719-479-1, 0-86719-479-0.
  4. Clipped From St. Louis Post-Dispatch, St. Louis Post-Dispatch (16 сентября 1934), С. 8. Дата обращения 16 ноября 2020.
  5. 5,0 5,1 Stanisław Szukalski (англ.). Culture.pl. Дата обращения: 16 ноября 2020.
  6. The old guard and the avant-garde : modernism in Chicago, 1910-1940. — Chicago: The University of Chicago Press, 1990. — XXIV, 280 stron, [16] stron tablic с. — ISBN 0-226-43066-9, 978-0-226-43066-9.
  7. Biddeford Daily Journal Archives, Nov 7, 1939, p. 2 (англ.). NewspaperArchive.com (7 ноября 1939). Дата обращения: 16 ноября 2020.

Ссылки