Штарк, Людвиг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Людвиг Штарк

Людвиг Штарк (нем. Ludwig Stark; 19 июня 1831, Мюнхен — 22 марта 1884, Штутгарт) — немецкий композитор и музыкальный педагог.

Изучал литературу в Мюнхенском университете и учился музыке у Игнаца Лахнера. В 1857 году выступил одним из соучредителей Штутгартской консерватории, где в дальнейшем преподавал вокал и хор; с 1868 года профессор.

Наиболее значительный труд Штарка — написанный совместно с Зигмундом Лебертом учебник «Большая теоретическая и практическая школа клавира» (нем. Grosse theoretisch-praktische Klavierschule; 1858), известный и в Германии, но особую популярность завоевавший в США, куда его первоначально завезли преподаватели-немцы (к 1884 году вышло семнадцать американских изданий): этот учебник, основанный на идее неустанных тренировок выносливости пальцев, оказался созвучен американской трудовой этике[1]. В соавторстве с Лебертом Штарк также написал «Систематическую теоретическую и практическую начальную школу пения» (нем. Systematische, theoretisch-praktische Elementar-Singschule; 1859), в соавторстве с Лебертом и Иммануэлем Файстом — «Школу основного и хорового пения» (нем. Elementar- und Chorgesang-Schule; 1880—1882).

Среди композиций Штарка — интерлюдии и вставные балетные номера, которые он в молодости сочинял для придворной сцены в Мюнхене, различные хоровые и фортепианные пьесы. Определённый резонанс вызвало произведение Штарка, опубликованное в 1880 году: он положил на музыку три стихотворения Вильгельма Мюллера из цикла «Прекрасная мельничиха», которые не стал использовать в своём одноимённом цикле на стихи Мюллера Франц Шуберт, — по замыслу Штарка три его песни должны были добавляться к шубертовским исполнителями «Прекрасной мельничихи»: идея, которую новейший исследователь характеризует как неприлично самонадеянную, с учётом несопоставимого качества музыки[2]. В свою очередь, для песни Шуберта «В лесу» на стихи Фридриха Шлегеля Штарк написал альтернативный текст, заметно упрощающий её содержание[3]. Штарку также принадлежат фортепианные транскрипции органных пьес Иоганна Себастьяна Баха.

Почётный доктор Тюбингенского университета (1873). Людвигу Штарку посвящён вокальный цикл «Шесть маленьких песен» Вильгельма Баумгартнера[4].

Примечания

  1. Craig H. Roell. The Piano in the American Home // The Arts and the American Home, 1890—1930. / Ed. by Jessica H. Foy, Karal Ann Marling. — University of Tennessee Press, 1995. — P. 89.
  2. Susan Youens. Schubert, Müller, and Die Schöne Müllerin. — Cambridge University Press, 1997. — P. 200—201.
  3. Lisa Feurzeig. Schubert’s Lieder and the Philosophy of Early German Romanticism. — Routledge, 2016. — P. 169—170.
  4. Chris Walton. Richard Wagner’s Zurich: The Muse of Place. — Camden House, 2007. — P. 121.