Шоле, Лидия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лидия Шоле
польск. Lidia Szole
Имя при рождении Лидия Эзровна Шоле
Псевдонимы Лидия Каракаш-Шоле (польск. Lidia Karakasz-Szole)
Жанр художник, декоратор

Ли́дия Э́зровна Карака́ш-Шоле́ (польск. Lidia Karakasz-Szole; 2 декабря 1896, Троки[a]март 1943, Варшава) — польская художница и декоратор, автор герба польско-литовских караимов.

Биография

Отец — гильзовый фабрикант Эзра Самойлович Шоле

Родилась в Троках в зажиточной караимской семье. Отец — Эзра Самойлович Шоле (? — 1908, Санкт-Петербург), владелец основанной в 1884 году в Санкт-Петербурге гильзовой фабрики «Э. Шоле и Ко», происходил из бахчисарайских мещан[2][3][4]. Мать — трокская мещанка Эмилия (Камиля) Иосифовна Лобанос (1873 — ?), дочь габбая и бургомистра Трок Иосифа Ильича Лобаноса (1830—1904)[5][6][7]. Дядя — Иосиф Иосифович Лобанос (1880—1947), газзан в Вильно и Луцке, в юности работавший на гильзовой фабрике Эзры Шоле[8]. Бабушка — Эмилия-Ахува Ананьевна Лобанос (1847—1927), дочь младшего газзана трокской кенассы Анании Абковича[7]. Вскоре после рождения дочери семья Шоле переехала в Санкт-Петербург. 9 сентября 1900 года у Лидии родилась младшая сестра Наталья. Овдовев, их мать вышла замуж за воспитателя своих детей Илью Юткевича, выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета.

В 1914 году окончила частную гимназию княгини Оболенской[1]. После 1918 года семья перебралась в Вильно, где Лидия поступила в Университет Стефана Батория на факультет изящных искусств. В середине 1920-х годов отправилась в Париж, где продолжила изучать живопись в Академии изящных искусств. В 1926 году выступила на собрании парижских караимов-эмигрантов с докладом о караимских центрах в Вильно и Троках. Вернувшись домой, продолжила свою общественную деятельность. В январе 1923 года была избрана членом правления Виленского караимского общества. Участвовала в жизни караимского любительского театра. Принимала активное участие в деятельности основанного в 1932 году в Вильно Общества любителей караимской истории и литературы, на первых порах была его секретарём[9]. Как художник она присоединилась к Ассоциации независимых художников. Вместе с группой из дюжины других художников приняла участие в первой выставке этого объединения, которая состоялась 20 сентября 1931 года в выставочном здании Бернардинского сада в Вильно[5]. Также Лидия Шоле увлекалась танцами и игрой на фортепиано. В 1933 году в Вильно был открыт клуб «Сморгония», который посещали местные писатели, художники и музыканты. Шоле была одной из тех, кто придумывал и создавал художественное оформление для каждой встречи в клубе, проводимые в среднем каждые две недели.

В середине 1930-х годов по финансовым обстоятельствам Лидия Шоле уехала в Варшаву, где жила в районе Жолибож. Об этом периоде её жизни известно очень мало. Скорее всего она стала декоратором театра кукол «Урвис», основанном в Варшаве в 1935 году. После начала войны Лидия не решилась вернуться в Вильно и продолжила участвовать в деятельности кукольного театра, поддерживаемого отделом образования Польского подпольного государства. В марте 1943 года была задержана нацистами на улице возле своего дома во время облавы и там же расстреляна[10]. Её тело выдано не было, а место захоронения неизвестно[5][11]. По неподтверждённой версии Лидия Шоле могла быть связной Движения Сопротивления Польши[5].

Творческое наследие

Оставила серию картин маслом и акварелью, в том числе вид трокской кенассы, в 2015 году помещённый на обложку книги У. Врублевской «Культурно-просветительская деятельность караимов во Второй Польской республике» (польск. Działalność kulturalno-oświatowa Karaimów w Drugiej Rzeczypospolitej)[12]. Вероятно, Лидия Шоле была и автором эмблемы караимского гахана, созданной примерно в 1929 году. Несколько рисунков этой эмблемы, выполненных Шоле, хранятся в архиве Серайи Шапшала в Вильнюсе. Со временем эта эмблема стала гербом польско-литовских караимов[5]. По мнению Михаила Кизилова, автором идеи появления символики эмблемы выступил сам Серайя Шапшал[13].

Адрес в Санкт-Петербурге

Примечания

  1. 1,0 1,1 Wróblewska, 2015, s. 105.
  2. Шоле, Эзра Самуйлович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. 4 (С—Фита). — С. 568. — 748 с.
  3. Шоле Э. С.. Еврейское кладбище. Еврейская религиозная община Санкт-Петербурга. Дата обращения: 17 июня 2019.
  4. Шустов, А. С. Санкт-петербургское купечество и торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Mariusz Pawelec. Płomień zgasły przedwcześnie (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2011. — Marzec (nr 1 (30)). — S. 12—14. — ISSN 1733-7585.
  6. Байрашаускайте Т. Татарская и караимская общины в XIX веке: демографический аспект. — Ориент в общественной традиции Великого княжества Литовского: татары и караимы. — Вильнюс, 2008. — С. 51. — ISBN 978-9955-33-346-3. — ISSN 1822-4016.
  7. 7,0 7,1 Anna Sulimowicz. Ród Łobanosów – zagłębiając się w przeszłość (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2017. — Wrzesień (t. 28, nr 3 (56)). — S. 8. — ISSN 1733-7585.
  8. Anna Sulimowicz. Hazzan, poeta, tłumacz (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2017. — Wrzesień (t. 28, nr 3 (56)). — S. 9—11. — ISSN 1733-7585.
  9. Wróblewska, 2015, s. 129.
  10. Ananiasz Zajączkowski. Pamięci tych co odeszli (польск.) // Myśl Karaimska. — Wilno, 1945-1946. — T. 23, nr 1. — S. 140.
  11. Kizilov, 2015, p. 302.
  12. Wróblewska, 2015, s. 4.
  13. Kizilov, 2015, p. 276.
  14. Весь Петроград на 1917 год : 24-й год издания. — 1916

Комментарии

  1. По другим данным родилась 25 февраля 1896 года в Санкт-Петербурге[1]

Литература