Шнейдер, Евлогий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евлогий Шнейдер
Eulogius Schneider
Имя при рождении Johann Georg Schneider
Псевдонимы Евлогий

Евло́гий Шне́гйдер (лат. Eulogius, нем. Johann Georg Schneider; 20 октября 1756, Випфельд, Нижняя Франкония — 1 апреля 1794, Париж) — католический проповедник, деятель эпохи Великой французской революции, общественный обвинитель в уголовном трибунале Нижнего Рейна. Гильотинирован в Париже.

Ранние годы

Иоганн Георг Шнейдер родился в местечке Випфельд близ Вюрцбурга в семье винодела, члена местного совета Михаэля Шнейдера и Маргариты Бухшталь[1]. Учился в иезуитской коллегии в Вюрцбурге, с 1771 года посещал университет, но был изгнан за легкомысленный образ жизни, а в 1777 году сделался в Бамберге францисканцем и принял имя Евлогия в честь святого Евлогия из Кордовы. Впоследствии учился в Зальцбурге, где и был рукоположен в священники. C 1780 года он служил священником в Аугсбурге. Отдаваясь мечтам о свободе и равенстве, в ноябре 1786 года он произнёс страстную проповедь[2], где призывал к терпимому отношению к членам других христианских деноминаций[3]. Речь вызвала недовольство церковных кругов, и Шнейдер не мог дольше оставаться в Аугсбурге: он последовал приглашению герцога Карла-Евгения Вюртембергского быть у него в Штутгарте придворным проповедником (1786 г.). Здесь он познакомился с учением иллюминатов, основательно изучил трактат «Об общественном договоре» Руссо и проникся его идеями. Спустя три года демократические убеждения, преклонение перед французской революцией и критика в адрес герцога вынудили Шнейдера подать в отставку (1789 год).

В 1789 году он был приглашён в Бонн профессором греческого языка и изящной литературы. С разрешения Папы он вышел из ордена францисканцев, так как монаху не разрешалось преподавать в университете. В Бонне Шнейдер прославился как оратор, но вызвал неудовольствие своими выходками против католической религии. Стихотворения его из этой эпохи проникнуты революционными идеями и содержат эротические мотивы. В 1790 г. за его учения и речи привлекли к ответственности, но он защищался очень ловко и мог бы оправдаться ввиду общего настроения, если бы его «Катехизис»[4] не поднял новой бури, вследствие чего он должен был оставить Бонн, тем более что курфюрст и архиепископ кельнский Максимилиан Франц Ксавер считал себя лично оскорбленным. Многие богословские факультеты не одобрили его книгу, продажа которой была запрещена. По рекомендации профессора Блессига, мэр Страсбурга, Ф. Дитрих, пригласил его в этот город, чтобы воспользоваться им против интриг архиепископа герцога Рогана и католического духовенства.

Революционная деятельность

В июне 1791 года Шнейдер переехал в Страсбург, вошел в милость влиятельных лиц, сделался профессором церковного права и церковного красноречия в католической семинарии, а 28 июня — генеральным викарием конституционного епископа Бренделя, присягнул конституции, стал проповедовать в якобинском тоне, играть роль на народных сходках, в клубах. С 3 июля 1792 Шнейдер стал редактировать немецкоязычную газету «Argos», отличавшуюся крайностью взглядов, одним из основных авторов которой был он сам[5]. В газете Шнейдер призывал к казням роялистов: их, писал он, нельзя остановить «ничем, кроме гильотины; любое другое наказание им безразлично» (нем. durch nichts, als di Guillotine. Jede andere Strage ist ihnen gleichgueltig)[3]. Вскоре он сделался президентом революционного клуба «Zum Spiegel» и членом муниципального совета Страсбурга. Шнейдер требовал низвержения короля и приобретал все больше влияния. В последнюю четверть 1792 г. он был мэром Хагенау, а 19 февраля 1793 г. сделался публичным или официальным обвинителем в уголовном трибунале Нижнего Рейна. Служа террору, он преследовал высшие классы, стараясь довести их представителей до эшафота; 5 мая 1793 г. он делается официальным обвинителем при революционном трибунале. Шнейдер лично был ответственен примерно за тридцать казней[3]. Его революционный фанатизм вырастал вместе с теми внутренними и внешними смутами, которые постигли в это время Францию. Он удивлялся Марату и хвалился впоследствии, что его называют Маратом Страсбурга. Не было человека, который не возбуждал бы его подозрительности; с гильотиной и палачом странствовал он по стране; насилием он вынуждал к принятию обесцененных ассигнаций al pari. С 8 октября он поступил в члены страсбургского комитета общей безопасности, затем в гражданские комиссары при революционном войске и, наконец, стал руководящим лицом в революционном суде, постоянной спутницей которого была гильотина. Когда культ бога разума был водворен в соборе Страсбурга, он с трибуны высмеивал христианство; он наполнял в это время тюрьмы, отставлял чиновников, в городе и провинции казнил без пощады. При этом Шнейдер снял с себя сан священника только 20 ноября 1793 года, во время праздника в честь Верховного Существа[1].

Арест и казнь

Комиссары Конвента Сен-Жюст, и Ф. Леба приказали ему немедленно дать отчет в своих действиях; он ответил на это письмом 7-го декабря в Комитет общественной безопасности. В то же самое время Шнейдер женился на дочери богатого виноторговца Саре Штамм, сестре Штамма, бывшего адъютанта генерала Кюстина, и совершил торжественный въезд в Страсбург, чем дал новое оружие в руки своих врагов[6]. По приказу Сен-Жюста и Леба арестованный в постели в ночь на 15-е декабря, он был выставлен на 2½ часа на осмеяние на эшафот; скованный по ногам, отослан был в Париж. Со всех сторон полетели на него жалобы в Париж. Робеспьер называл его лицемером, который будто бы надел республиканскую маску, чтобы сделать ненавистной революцию в Эльзасе, Калигулой и Гелиогабалом; он лично вмешался в процесс над Шнейдером, ускорив судопроизводство[1]. Шнейдер пытался опровергнуть все обвинения в письме к Робеспьеру и подтверждал свой ненарушимый республиканский и якобинский образ мыслей. Письмо появилось в печати, было издано и по-немецки и возбудило общее внимание. Члены директории департамента Нижнего Рейна опровергли его в письме в комитет общественного спасения (26 февраля 1794), изобразили Шнейдера как изверга и представили список его преступлений. 1 апреля 1794 года Шнейдер, осужденный революционным судом, был гильотинирован.

В культуре

  • Личность Шнейдера описана в мемуарах Шарля Нодье: Нодье общался со Шнейдером в ранней юности в Страсбурге.
  • Шнейдер является одним из героев романа Александра Дюма «Белые и синие», отчасти основанном на мемуарах Нодье.
  • Шнейдер является персонажем одного из рассказов Клода Сеньоля из цикла «Сказания о дьяволе».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Lachenicht S. Information und Propaganda: Die Presse deutscher Jakobiner im Elsaß (1791—1800). De Gruyter, 2015
  2. Schneider E. Predigt über die christliche Toleranz. — Buchdr. der Herzogl. Carlsschule, 1786.
  3. 3,0 3,1 3,2 Höyng, P. (2018). «‘Denn Gehorsam ist die erste Pflicht freier Männer’: Eulogius Schneider as a Paradigm for the Dialectic of Enlightenment». In ‘Denn Gehorsam ist die erste Pflicht freier Männer’: Eulogius Schneider as a Paradigm for the Dialectic of Enlightenment. Leiden, The Netherlands: Brill | Rodopi. doi: https://doi.org/10.1163/9789004362215_013
  4. Katechetischer Unterricht in den allgemeinsten Grundsätzen des praktischen Christenthums, 1790
  5. Полностью «Аргос, или Человек с сотней глаз» (нем. Argos oder der Mann mit hundert Augen). Издавалась с 3 июля 1792 по 16 июня 1794: Lachenicht S. Information und Propaganda: Die Presse deutscher Jakobiner im Elsaß (1791—1800). De Gruyter, 2015
  6. В письме к друзьям, написанном после ареста, Шнейдер просил позаботиться о его жене и сестре, Марианне Шнейдер, которая, судя по всему, проживала с ним в Страсбурге: Lachenicht S. Information und Propaganda: Die Presse deutscher Jakobiner im Elsaß (1791—1800). De Gruyter, 2015

Литература

  • Шнейдер, Евлогий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Голубев, Сергей Игоревич. Монарх, нация и свобода : немецкая политическая лирика последней трети XVIII века : диссертация… кандидата исторических наук : 07.00.03 / Голубев Сергей Игоревич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. — Москва, 2016. — 223 с.
  • Friedrich Karl Heitz. Notes sur la vie et les écrits d’Euloge Schneider. Strasbourg, 1862.
  • Strobel, «Vaterländische Geschichte des Elsasses von der frühesten Zeit bis zur Revolution 1789, fortgesetzt bis 1815 von Engelhardt» (2-е изд., Страсбург, 1851)
  • Carl Wilhelm Faber. Eulogius Schneider. Mühlhausen, 1886.
  • Claude Betzinger. Vie et mort d’Euloge Schneider, ci-devant franciscain. Des lumières à la terreur, 1756—1794. Strasbourg, 1997
  • Walter Grab. Eulogius Schneider — ein Weltbürger zwischen Mönchszelle und Guillotine // Ein Volk muss seine Freiheit selbst erobern — Zur Geschichte der deutschen Jakobiner. Frankfurt, Olten, Vienna 1984, p. 109 ff. ISBN 3-7632-2965-5
  • Uwe Hentschel. Patriotismus in der Fremde. Deutsche Reisende in Straßburg zwischen 1770 und 1830 // Das geistige Straßburg im 18. und 19. Jahrhundert / Hrsg. v. Hermann Gätje, Sikander Singh. Narr Francke Attempto Verlag, 2020 ISBN 3772001165, 9783772001161
  • Höyng, P. (2018). «‘Denn Gehorsam ist die erste Pflicht freier Männer’: Eulogius Schneider as a Paradigm for the Dialectic of Enlightenment». In ‘Denn Gehorsam ist die erste Pflicht freier Männer’: Eulogius Schneider as a Paradigm for the Dialectic of Enlightenment. Leiden, The Netherlands: Brill | Rodopi. doi: https://doi.org/10.1163/9789004362215_013