Шлефохт, Ольга Тимофеевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ольга Тимофеевна Шлефохт

Ольга Тимофеевна Шлефохт или Шлейфохт[1] (настоящая фамилия Ильина; 1822—1846) — русская балерина Императорских театров Российской империи.

Биография

Ольга Ильина родилась 1 июля 1822 года в городе Санкт-Петербурге[2]. Семилетней девочкой была отдана в Театральную школу родного города (позднее Петербургское театральное училище). Сначала её приняли лишь кандидаткой, но скоро ее прирожденная грация, способности к хореографическому искусству и прилежание обратили на нее внимание учителей (педагоги А. А. Лихутина, А. Титюс), и её поместили в число казенных воспитанниц. Здесь успехи, особенно в характерных танцах, быстро выдвинули Ильину из среды подруг и она участвовала в нескольких придворных детских маскарадах[3].

8 января 1832 году (в день дебюта Лауры Мари Пейсар) десятилетняя Ильина, под псевдонимом Шлефохт, играла роль Амура в балете Жана Доберваля «Телемак на острове Калипсы» (по роману «Приключения Телемака»)[4][5]. Немецкая фамилия Шлефохт дана была ей, судя по другим подобным примерам, вероятно, для большего успеха у тогдашней публики, особенно ценившей все иностранное[3].

За первым удачным выходом на сцену последовали другие. Шлефохт начали давать более ответственные роли; так, например, когда в 1833 году для открытия Михайловского театра был поставлен новый балет Александра Блаша «Амур в деревне или Крылатое дитя», Шлефохт поручили главную роль Амура, На этот раз успех её был выдающийся, Шлефохт вызывали несколько раз, ей аплодировали, как заслуженной артистке и с этого спектакля Шлефохт стала любимицей столичной публики[6][3].

Когда в Петербург приехала Мария Тальони, Шлефохт, часто танцуя рядом с ней, следила за каждым жестом, каждым движением знаменитой балерины, изучала манеры и любовалась ее грацией. «Следы прекрасного образца», свидетельствуют современники, «заметили все», и, начиная с весны 1839 года, когда семнадцатилетней Шлефохт начали поручать лишь первые роли, успех примы перед публикой стал расти с каждым её выходом все более и более[3].

В 1841 году, танцуя в балете Эжена Скриба и Филиппо Тальони «Озеро волшебниц» вместе с Тальони, она уже «собирает равную с знаменитой балериной дань заслуженных рукоплесканий», а в мае 1843 года Дирекция Императорских театров дает ей, как выдающейся танцовщице, бенефис[3][7].

Наиболее взыскательные критики находили, что в танцах Ольги Шлефохт «нет жизни», что она «танцует автоматически, движениями напоминая марионеток», но те же критики не могли отрицать выдающихся достоинств технической стороны танцев юной балерины, а потому успех её, особенно в ролях молодых и наивных крестьянок, которому немало способствовали чисто русская красота её лица, и прекрасная фигура, непрерывно сопутствовал ей до самой ее смерти[3].

Выпущенная из Театральной школы в начале 1840 года за отличные успехи пенсионеркой, О. Т. Шлефохт поступила на, службу при Дирекции Императорских театров в марте 1841 года, но прослужила всего 4 года[8][3].

Быстро развившаяся скоротечная чахотка прорвала так блестяще начатую карьеру даровитой танцовщицы; Ольга Тимофеевна Шлефохт скончалась 1 мая 1845 года в возрасте 23-х лет[9][3].

Примечания

  1. «Русский балет». Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997.
  2. Большая биографическая энциклопедия. 2009 год.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Валерий Березкин. Шлефохт, Ольга Тимофеевна // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Зотов В. Р. «Петербург в 40-х гг.» «Исторический вестник», 1890 . 
  5. «Хроника петербургских театров».
  6. Плещеев А. «Наш балет» (1673—1896). СПб.. 1896. 
  7. «Репертуар» 1840 — I и 1841 — I .
  8. Архив Дирекции Императорских театров. 1845 г., д. № 146.
  9. «Театральный альбом» 1841, тетрадь I. «Московские ведомости» 1845, № 62.

Литература