Шлепянов, Илья Юльевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Илья Шлепянов
Профессия театральный режиссёр, сценограф
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1940
Заслуженный артист РСФСР — 1933 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1951

Илья Юльевич Шлепя́нов (27 октября [9 ноября1900, Чернигов — 21 декабря 1951, Москва) — русский советский театральный режиссёр и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1946, 1951).

Биография

Илья Шлепянов родился в Чернигове; в 1904 году семья переехала в Киев, где в 1919 году он окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А. С. Монко. Тогда же начал заниматься у петроградских педагогов, учеников В. Э. Мейерхольда в 1914—1917 годах А. М. и А. В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в Красную Армию, во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве.

В 1922 году Шлепянов стал учеником В. Э. Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских, которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля — «Д. E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. Файко и «Мандат» Н. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие[1].

Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель[2], Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами (М. И. Жаровым, В. Ф. Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года — главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А. Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М. Бабановой, М. Астанговым, О. Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций[1]. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. Зархи и «На Западе бой» В. В. Вишневского. В 1933 году И. Ю. Шлепянову присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Со второй половины 30-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938—1939 годах работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939—1940 — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940—1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942—1944 — Театром Сатиры.

С 1944 по 1951 был главным режиссёром Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова[1]. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского (Сталинская премия 1-й степени, 1946) и «Семью Тараса» Д. Кабалевского (Сталинская премия 2-й степени, 1951). В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У. Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Семья

Илья Шлепянов был женат на актрисе Наталье Семёновне Свитальской; старший сын, Юрий (1925—1985) — участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За взятие Берлина»; был ведущим конструктором в оборонной промышленности, награждён орденом «Знак Почёта»[источник не указан 4571 день].

Вторым браком был женат на дочери флигель-адъютанта царской армии Евгении Николаевне Страховой; младший сын, Александр Шлепянов, стал сценаристом, среди его работ — сценарии фильмов «Мёртвый сезон» и «Пиковая дама».

Награды и звания

Творчество

Режиссёрские работы

Театр Революции

И. Шлепянов (слева) и В. Фёдоров в работе над макетом декорации к спектаклю «Гоп-ля, мы живём!», 1928 г.

Театр имени Ленсовета, Москва

Театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Большой драматический театр

Сценография

Театр им. Мейерхольда

Реалистический театр

  • 1929 — «Норд-Ост» Д. Щеглова; режиссёр В. Ф. Фёдоров

Театр Революции

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 П. М. Шлепянов, Илья Юльевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  2. Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  3. Постановление СМ СССР. — «Известия», 1946, 27 июня
  4. «Правда», 1951, 17 марта

Библиография

Илья Шлепянов. Статьи, заметки, высказывания. Современники о Шлепянове / Сост. Б. М. Граева. — М.: «Искусство», 1969. — 272 с. — 5000 экз.